Проповедь о богаче и Лазаре

Проповедь о богаче и Лазаре

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Жил богач, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно. И был нищий по имени Лазарь, который лежал у ворот дома его и питался крошками, падающими со стола богача. И псы приходили и лизали струпья его. И вот умер Лазарь, и был отнесен Ангелами на лоно Авраамово. Умер богач и похоронили его. Там в огненных муках увидел богач Лазаря на лоне Авраамовом и стал просить Авраама: «Отче Аврааме, умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил перст свой в воде и прохладил язык мой.» И сказал. Авраам: «Чадо! Вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь злое. Ныне же он здесь утешается, а ты страждешь, а кроме того между нами и вами утверждена великая пропасть: и от нас к вам не переходят, и от вас к нам не переходят». И тогда стал просить богач, чтобы послан был Лазарь в дом к нему, к оставшимся еще на земле пяти братьям предупредить их, что бы и с ними не было того же, когда они умрут. И сказал Авраам, что они имеют Моисея и пророков - пусть их слушают. Сказал тогда богач, что их не послушают, но вот если из мертвых кто-нибудь воскреснет, тогда покаются. И сказал Авраам, что если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес не поверят.
Сколько величайшей важности вопросов решает эта притча, и сколько дает она для благочестивых размышлений! Из этого множества назидательного для нас ныне остановимся на том, что раскрывается в ней для уяснения грядущей судьбы каждой души человеческой.
Не все в нашей жизни пиршествуют блистательно, не все могут одеваться в порфиру и виссон, но каждый может быть этим Евангельским богачом: здесь не измеряется, сколько имел богач добра, здесь измеряется, чем и для чего он жил. Под богачом разумеется всякий, кто земную свою жизнь проводит для удовлетворения страстных своих потребностей, из которых слагаются и ткутся все эти наши как бы незаметно тонкие, но неразрываемо крепкие цепи нашего тленного рабства. Здесь разумеется душа, которая служит лишь временному своему бытию - вот этой своей тленной храмине, которая разрушится с человеческой смертью. А нищий это человек, несущий скорби, скорби, которые иногда кажутся ему неизмеримо трудными, непереносимо тяжкими, это униженное состояние в сих скорбях, когда «псы приходят и лижут струпья язв наших».
Раскрывает нам эта великая и страшная притча, что будет там, когда предстанем мы перед Престолом Божиим, что нас там ожидает. Ожидает нас праведный суд Божий. Лукавит человек, думая, что он необыкновенно любвеобилен, когда говорит о невозможности вечных мучений. Являются лукавые попытки якобы примирить совесть с учением о вечных мучениях. Говорят о том, что вечность не бесконечна, или о том, что существует указание в Слове Божием на всеобщее прощение. Ненужное лукавство разума! Как Господь поступит с грешниками - Его святая воля, да не дерзает человек разумом вопрошать о сем, но нам дано, нам указано, нам открыто о праведном суде Божием, о Его праведном гневе на делающих беззаконие.
И вот здесь открывается еще нечто важное в деле нашего спасения, и что мы также склонны проходить без должного уразумения. Вот богач просит, чтобы пришел Лазарь из загробной жизни и предупредил, как страшно состояние душ, во грехе отшедших от сей жизни, думая, что если придет отсюда человек, если совершится чудо, будет знамение, воскреснет человек и тогда сразу поверят в это предупреждение. И слышит слова: «Нет, если Моисея и пророков не слушают, то если кто из мертвых воскреснет, не поверят». И думает душа маловерная: «Если бы воскрес кто-нибудь перед очами нашими, укрепилась бы вера наша, и мы стали бы жить иною жизнью». Но и бесы веруют и трепещут, одной веры недостаточно, без любви не может быть спасения. Но и самая вера, утверждается ли она на знамениях и чудесах? Не найдет ли всегда отравленный ложью человеческий разум пути для того, чтобы оправдать жизнь по законам похоти и страсти, - и даже если из мертвых воскреснет человек - разве не нашлось бы в нас достаточно лукавства, дабы как-нибудь, но оставить за собой право сомневаться в истинах веры? И разве не воскрес Христос? И разве святые апостолы не засвидетельствовали истину воскресения Христа? A разве это свидетельство было свидетельством пустых слов? Разве они не запечатлели правду и истину сего воскресения мученическою своею кровию? И того, что являла Святая Церковь в первые века бытия своего, разве не достаточно, чтобы поверить во Христа воскресшего? И разве поверили, разве не остались люди в таком великом множестве безбожниками?
Мы верим, что люди, уходящие туда, в тот иной мир, прозревают. Мы верим, что многие исповедывавшие свое безбожие здесь на земле, хотели бы вернуться из огненных мучений, чтобы предостеречь близких своих от мучений. Но мы верим, мы свято верим, что для оставшихся здесь, для спасения их достаточно Моисея, и пророков, и воскресшего Господа нашего Иисуса Христа. Верим в сие и исповедуем! Аминь.

Наверх