Проповедь о благочестивом сборщике налогов. 2017 г.

Проповедь о благочестивом сборщике налогов. 2017 г.

Пасха – это солнце, Великий пост – это восход. Сегодняшнее Евангельское чтение уже напоминает нам, что скоро займётся восход Великого поста, который должен на нас иметь такое воздействие, что солнце нашей души, а душа человека – это есть творение Божие, начнёт восходить. Этот замечательный эпизод, который повествует нам евангелист Лука, рассказывает о том, как Господь Иисус Христос вошел в Иерихон и проходил через него. И вот, некто, именем Закхей, начальник мытарей и человек богатый (Лк. 19, 2) – в силу своей должности. До сего дня есть такие должности, которые приносят человеку благосостояние, и многие люди, нацеленные на это своими родителями, которые бескорыстно любят деньги более всего, стремятся не к такой работе, которая приносила бы им радость, а окружающим людям – облегчение, стране – славу. Беспокоятся больше о том, чтобы побольше было денег. Им всё равно, чем заниматься. Люди, таким образом настроенные, обычно идут в ювелирное дело, в стоматологию, в торговлю антиквариатом и прочие подобные сферы. Потому что пойдёшь в педагоги – много не заработаешь, пойдёшь в дипломаты – если только достигнешь самых высших чинов, чего-то там заработаешь. Поэтому и идут люди учиться на экономиста, на юриста, а из юристов идут не в прокуроры, а в адвокаты. Когда человеку грозит тюрьма, он последние деньги отдаст, а тут как раз человек, любящий деньги, он с удовольствием их возьмёт. Туда-сюда, жена-дети, внучки – всё нормально. И мытарь – такая же должность. Вообще оглушительная должность, потому что мытарь собирал налоги. По законам Римской империи, а в те древние века, две тысячи лет назад, закон был очень простой, сборщик налогов, если не собрал всё, что положено, докладывал необходимое римской власти из своих денег, а потом имел право с должника получить в четыре раза больше. Поэтому очень быстро он становился человеком богатым. И вот, Закхей, маленький человечишка невысокого роста, был человеком богатым. И разбогател именно на том, что отнимал у тех людей, которые не смогли выплатить подоходный налог, их последние деньги. Сажались они в тюрьму, и дальше уже все родственники старались как-то за него выплатить при условии, если он ещё был хороший человек, потому что есть такие родственнички, которым и копейку дать жалко. Вот поэтому-то был Закхей человек богатый.

Но была в душе у него некая щель, куда проник луч. Он вдруг захотел увидеть Иисуса. Что-то в нём брезжило. Всё-таки Закхей сам был не римлянин, а был из местных, то есть принадлежал народу Божию, то есть знал и о Страшном Суде, и о воскресении мёртвых, и о том, что придёт Мессия, и, как всяких правоверный иудей, задумывался об этом. То есть у него была не всепоглощающая любовь к деньгам, но он вообще интересовался и вопросами своего спасения. И когда узнал, что Господь вошёл в Иерихон, где он собирал подати, он искал видеть Иисуса, кто Он, но не мог за народом, потому что мал был ростом, и, забежав вперед, взлез на смоковницу, чтобы увидеть Его, потому что Ему надлежало проходить мимо нее (Лк. 19, 3-4). То есть Закхей, то ли собирая своё богатство, то ли прикоснувшись к великой культуре Римской империи, приобрёл стратегическое мышление. Есть задача – увидеть Иисуса. И он построил целую операцию: забежал вперёд, нашёл дерево, рассчитал, что Он пройдёт мимо этой смоковницы, и по времени успел на неё залезть. Представляете, какое было у него стремление! Другой бы, я думаю, таких 90 процентов, сказал бы: «О, мало ли по пыльным дорогам Палестины ходят всяких проповедников!». А потом, можно у людей спросить, всё расскажут. Тогда, слава Богу, телевизоров не было, и люди друг от друга всю информацию получали, что не хуже, вранья было меньше, чем сейчас.

Иисус, когда пришел на это место, взглянув, увидел его и сказал (Лк. 19, 5) странные слова. Иисус, когда взглянул, не только увидел маленького человечка, скрывающегося в листьях смоковницы, а у смоковницы листья большие. Он посмотрел прямо на его сердце и увидел в этом сердце огромное желание встретить Иисуса. Из тех людей, которые ходят в церковь, хотят видеть Иисуса меньше, чем пять процентов, потому что люди хотят видеть что-то другое. Например, здоровье внука. Это приводит людей в храм. Или человек не может найти себе жену. Приходит с анкетами: «Батюшка, Вы мне подберите». Некоторые не могут выйти замуж. У третьих-четвёртых проблемы с работой, пятых просто побили. Люди ходят в церковь в основном за этим, но сам по себе Господь Иисус Христос не нужен. И тут в Закхее Он видит совершенно уникальнейшее явление, которое, в общем, и сейчас довольно редко.

Я тут, впервые в жизни служа 37 лет, одному парнишке, который захотел креститься, подарил Евангелие и надписал, чтоб он читал. Батюшка, служащий в той местности, где он живёт, с ним побеседовал перед крещением. А сейчас Святейший Патриарх нам всем священникам говорит не лениться, не формально святое крещение совершать, а обязательно человеку постараться объяснить, что это такое, какие обязанности это возлагает, какая цель крещения. В стране более ста миллионов крещёных людей, но они не понимают, а зачем, собственно, креститься, что это такое, какие это накладывает обязательства на человека, как сказано в поговорке, с чем это едят. И я с этим батюшкой встретился, он был совершенно ошеломлён. Мальчонка за неделю пять раз прочитал Евангелие! Я предлагаю: «Слушай, давай я с ним поговорю». Что ни спросишь, всё знает! Более того, он говорит: «Вот это Евангелие от Луки, а вот это от Марка». То есть он даже запомнил, головка ещё свежая, он совсем ещё молодой человек. Такая жажда у него появилась к Евангелию, что он буквально за пять-шесть дней его изучил. Я почти за 40 лет службы такого вообще не встречал, чтобы человек проявил такой интерес к Евангелию. Я даже после этого Евангелия подарил ему Закон Божий, пусть читает, посмотрим, что из этого получится. Такой вот интересный мальчонка. Так что всё бывает.

И Господь, глядя на Закхея, тоже разглядел в нём потенциал, хоть тот уже не мальчонка был, а взрослый мужик, пограбил нормально, богатым стал. Господь говорит ему: Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме (Лк. 19, 5). Ему, Царю и Создателю всей вселенной надо быть в доме у Закхея. Представляете? Богу понадобилось прийти в дом к грешному человеку.

В Израиле был такой обычай – обходить стороной и дом, и этих людей. Кого? Ну, во-первых, язычников. У нас в России, особенно среди нашего воинства очень можно язычество, потому что это религия тупых зверей. Там ничего не надо знать, там культ силы, указано, кто враги – всё. Христианство им не по зубам. Поэтому язычество очень распространено, особенно в самых силовых из всех силовых структур. С чем это связано? Именно с тем, что в голове полный вакуум. То, что у нас тысячелетняя христианская история, не интересует, её изучить ума никак не хватит. А их устраивают всякие языческие мифы, а в язычестве есть только мифы, причём не древние, а современные. Есть некоторые люди, и даже есть целые проекты спецслужб, которые, создав эти проекты, внедряются. На Украине это получило очень серьёзное распространение. Это всё культ силы, культ особенного человека. В переводе на наши деньги – чистейший фашизм. И этим заражаются всякие спецподразделения, они живут в закрытом пространстве, этим всем обмениваются. Психологически очень понятно, от чего это может произойти. Потому что человеку, особенно советскому, легче усвоить лозунг, чем докопаться до сути и разобраться, в чём дело. А язычество – это такое дело, когда предлагаются человеку одни лозунги. Это как речёвки на митинге – то, что человек толпы легко усвояет, выключая мозг, тем более, он очень быстро промывается. Ему какие-то очень простые идеи внушаются. И вся мировая философия, вся история, всё искусство складывается в такой комикс. Как раз для человека с бритой головой – и мозгами в то же время, потому что такие парикмахерские как-то так устроены, что вместе с волосами состригают и мозги. Образования – ноль, поэтому в этот ноль очень легко внедряются злопагубные для души вещи. Язычество ничего не создало, это была религия, в которой практиковались человеческие жертвоприношения, совершенно идиотское поклонение богам, ставились идолы в виде бревна, из которого топором вырубали то Перуна, то ещё какого-то бога. А за этим стояло зверство. Взять язычество Древнего Египта, там все боги вообще с головами зверей. Всё сплошное зверство. Язычество – это так называемая цивилизация инков, ацтеков, где в жертву приносили людей, военнопленных – сотнями тысяч! Кидали сверху специально построенного зиккурата на копья, потом у живого вырывали сердце, а головами играли в футбол. То есть будучи язычником, человек превращается в античеловека, он полностью расчеловечивается.

Начиная от пророка Моисея народу Израиля было внушено отвращение и ненависть к язычеству в любой форме. Поэтому каждый Израильтянин, если шёл в Иерусалим на праздник Пасхи или Пятидесятницы, языческие области обходил, делая крюк в десятки и сотни вёрст, чтобы не оскверниться, встретив это язычество, это двуногое существо с сердцем и головой зверя.

И сейчас много кинофильмов, пусть они и американские, где можно посмотреть на языческое общество. Фильм «Гладиатор». Чем они развлекались, как они убивали друг друга, животных. А остальные язычники во главе с императором хлопают в ладоши и довольны тем, как кровь брызнула. Большой палец вниз – это значит, добить. Большой палец вверх – это значит, пусть подлечится, идёт на свободу, куда хочет. А откуда он взялся, гладиатор? Их взяли в плен, держали в клетках, как зверей, и заставляли драться. Вот так язычники развлекаются.

А ещё кого обходили стороной? А ещё мытарей. Потому что мытарь – это тот, кто собирает подати для этой империи языческой. Собирает с кого? Со своего же народа. Свой народ они грабят, оставляют без средств к существованию, а деньги отправляют язычникам, и они на эти деньги творят свои безобразия. А в чём самое главное безобразие? В войнах. А что в результате войн забирали себе? Золото-серебро? Да, но это копейки. Главная добыча в войне – это люди. Забирали всю молодёжь, женщин, которые служили для увеселения, и мужчин, из которых кого определяли в гладиаторы, кого – в обслуживающий персонал, а в отдельных случаях даже в армию, чтоб он на язычников ещё кровь проливал. Вот принцип этой империи. Самый главный грабёж – уничтожали народы, отбирая молодёжь. Если мы посмотрим древний мир – народы умирали один за другим благодаря языческим империям. А современные русские крещёные парни восхваляют язычество. Это результат великой, очень октябрьской, абсолютно не социалистической революции. Образования ноль, мозгов тоже. Вот результат. Потому что современный человек не в состоянии освоить вообще никакую книгу. А какую-то брошюрку, где всё в лозунгах он легко усваивает.

Кто такой был мытарь Закхей? Это всеми презираемый человек, его дом обходили стороной. Во всём околотке и граде, где он жил, в Иерихоне, ни одна душа народа Израилева не переступала порог его дома. Его, конечно, боялись, за его спиной была власть римских легионеров, мускулистых, в доспехах, таких зверей, которым человека убить – это всё равно что помидор разрезать. Убивали не глядя, мужчина это, женщина, грудной младенец. Никаких вопросов. Что курица, что человек – никакой разницы. Зверь лютый в образе человека. И вдруг Христос говорит: надобно Мне быть у тебя в доме (Лк. 19, 5). Весь Иерихон содрогнулся. И он поспешно сошел и принял Его с радостью. И все, видя то, начали роптать, и говорили, что Он зашел к грешному человеку; Закхей же, став, сказал Господу… (Лк. 19, 6-8). Господь увидел в его сердце начало перерождения. И мы через Евангелие становимся свидетелями этого перерождения: Господи! половину имения моего я отдам нищим (Лк. 19, 8) – то есть всё, что он добыл неправедным путём, отдаёт тем, кто стал нищим, может, в результате его деятельности, может, в результате каких-то болезней. Никакой социальной структуры, которая помогала бы болящим, в те времена не было. И если как-то они жили, то только за счёт доброго сердца отдельных людей. И, если кого чем обидел, воздам вчетверо (Лк. 19, 8) – то есть тем, кого он действительно обидел, кого он сажал в долговую яму, когда востребовал с них в четыре раза больше того, что они должны, отдаст всё. Всё, что у него взял, всё отдаст. Иисус сказал ему: ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама, ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее (Лк. 19, 9-10).

Когда Господь, глядя на нас с вами увидит, что мы готовы изменить свою жизнь и стать не зверями дикими, которые без конца друг с другом лаются, которые делают мелкие подлости, потому что большие подлости делать боятся, которые всё время сплетничают, которые постоянно врут, которые всегда себя превозносят и хвалятся. Вдруг к человеку приходит осознание и покаяние, он хочет измениться. Мы видим, к самому грешному человеку Господь приходит в дом, чтобы поддержать его в этом намерении. И нам надо знать, что Господь всегда нас поддержит в нашем намерении, если мы хотим от собачьей жизни перейти к христианской. Вот этот переход называется покаянием, если кто не знает. А не то что записки писать: «Согрешил гордостью, самомнением, тщеславием, сребролюбием». Ну согрешил, и что? И завтра то же самое. Всё ты написал правильно, но покаяния нет. А покаяние – это у Закхея. Обидел – в четыре раза всё верну. Вот это покаяние. А не так: «Мам, прости, больше не буду», а завтра: «Уйди, дура!» Н и какое это покаяние? Нет, это совершенно не покаяние. Покаяние – это преображение человека из зверя в Ангела. Вот Господь нам на Закхее даёт такой пример.

Наверх