Антипа еп. Пергама Асийского
Сщмч. Антипы (икона), еп. Пергама Асийского. Мчч....undefined >>

Проповедь на Введение во храм Пресвятой Богородицы, 2011 г.

Итак, Господь сказал притчу: «У одного богатого человека был хороший урожай в поле, и он рассуждал сам с собой: что мне делать? Некуда мне собрать плодов моих. И сказал: «А, вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю большие и соберу туда весь хлеб мой и всё добро моё». Правильно он решил? Правильно. Это же не колхоз и даже не совхоз, поэтому нужно урожай собрать, а не сгноить в поле. Но потом сказал: «Скажу душе моей: душа, много добра лежит у тебя на многие годы, покойся, ешь, пей, веселись». Но вот это неправильно. Почему? Потому что цель жизни человека — это не приобрести добра вдоволь, чтобы потом ничего не делать и пить, веселиться, гулять. Не для этого. Господь одному попускает бедность, другому попускает богатство. С какой целью? Бедность – это инструмент смирения, а богатство — это инструмент для добрых дел; поэтому от бедного Господь ждёт самоограничения, а от богатого ждёт жертвенной любви к своему ближнему. А вот пей душа, покойся, веселись - это богопротивное состояние. Очень много преступлений происходит от праздности, особенно в молодом возрасте.

И вот Бог сказал ему: «Безумный, в сею ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?»

Ну как кому? Либо детям, которые всё это пустят под откос, либо ворам. Очень часто, чаще чем обычно, пока человек жив - он состоятелен, стоит ему умереть - ничего не остаётся. Всё, что он делал, идёт прахом. А вот если бы он это дело вложил в какое-то дело доброе, то до сих пор, спустя 100 лет и 200 это бы существовало. Построил граф Шереметьев странноприимный дом - до сих пор мы пользуемся институтом Склифосовского, и сам я там лежал, так сказать. И здание украшает Москву. Построил князь Голицын больницу - до сих пор она существует под именем первой градской. Прошло 200 лет, а плодами их трудов люди пользуются. Хотя уже и их и нет на нашей земле, таких родов, которые столетиями служили России, а вот дело доброе, которое они совершили, оно есть и действует в веках. Вот для этого Господь попускает человеку большой урожай. Вот в этом смысл. Так бывает с тем, кто собирает сокровище себе, а не в Бога богатеет.

Богатство бывает трех видов. Первое – телесное: здоровье, красота, физическая сила. Здоровье телесное — это есть богатство. Бывает - душевное, приобретённое богатство. Приобретенные знания, таланты от Бога, какие-то навыки. Навыки разные: от навыка сантехника до навыка игры на органе. Сокровище бывает духовное. Это молитва, это знание закона Божия. И самое главное — это есть добродетели христианства. И вот всеми тремя составами: и своим телом, и своими душевными талантами, и своими духовными достижениями, если таковые есть, человек должен, по замыслу Отца Небесного, послужить Богу. Это называется богатеть в Бога. Почему так? Потому что когда человек трудится для Бога, а Бог - Он безначален и вечен, человек приобщается к Божественной Вечности, его жизнь приобретает огромный смысл, и тогда ему незачем искать каких-то мелких смыслов, наоборот, человек всю жизнь свою выстраивает таким образом, чтобы то, что он получил от Бога, а всё, даже нашу жизнь с вами мы получили от Бога, мы естественно возвращаем Ему через служение Ему. Тогда окружающая вокруг нас ситуация, жизнь, люди, события начинают иметь божественное Преображение. Когда же человек служит себе, то это всегда даже у людей, вызывает неприятные чувства. Чем бы человек не обладал: деньгами, умом, образованием, должностью, в частности - нужно это использовать не для того, чтобы обеспечить себе спокойное существование: покойся, ешь, пей, веселись… Нет. А для того, чтобы этим ещё больше послужить. У каждой должности есть свой ресурс. У каждого образования есть свой ресурс. У всяких телесных возможностей есть свой ресурс. Это надо поставить на службу Богу. Каким образом? Очень просто, алгоритм должен быть нам известен.

Если ты что-нибудь сделал одному из, малых сих, сказал Христос, то сделал Мне.

Служим людям - как служим Богу, потому что любовь к Богу выражается только одним образом: через любовь к образу Божию, который есть человек, поэтому, служа человеку, и Господь нам дал такое завещание, умыв перед своей смертной казнью ноги ученикам; их это очень смутило, и, конечно, они это запомнили; и так крепко запомнили, что передали это нам, и мы 2000 лет уже об этом вспоминаем, что если сам Христос, Создатель вселенной и всех нас, Он, преклонив колено, умыл ноги своим ученикам, простым рыбакам, для того, чтобы и мы свою жизнь проводили также. Не для себя, ища покоя, удовольствия, отдыха, чтобы мне никто не мешал, не раздражал, потому что очень многие люди ищут покоя, куда бы уехать, где бы скрыться, где бы запереться, во что бы уйти. Один музычку слушает, другой травку покуривает, третий в походы ходит, куда-то вообще удалиться. Конечно, каждому человеку на малое время нужен отдых. Для этого, собственно, служит сон, когда мы уходим в мир грёз, потому что на самом деле, каждому человеку снятся сны, просто он не всегда это помнит. И этого достаточно. Господь знает, что каждому живому организму необходим отдых. Но не цель, чтобы жизнь превратить в праздник, как в другой притче, богатый настолько праздновал, что перестал видеть болящего Лазаря рядом с собой. Но, наоборот. Наоборот. Сколько есть сил и возможностей служить своему ближнему. В каких организованных формах это будет — это не так важно. Но главное, чтоб прилагать к этому сердце, чтобы работать не за зарплату, не от сих до сих, не делать халтуру, лишь бы содрать за этот день, не сидеть бесцельно на работе, болтая, распивая чайки — это абсолютно богопротивная вещь. Смысл в работе, чтобы быть соработником Богу, а не смысл, чтобы заработать деньги, а потом взять их, и на себя потратить. Это, собственно, ничем не отличается от грабежа. Ограбил, деньги взял, их истратил на себя и пошел дальше искать, где ещё что-то грабануть. Очень многие люди грабят как бы на законном основании. Кто хозяина, кто казну и так далее. А это же всё средство, которые можно направлять на служение ближнему, на украшение всего вокруг себя. Туда и входит конечно и своё семейство, безусловно. Как апостол говорит, кто не родит о своих домашних, тот отрёкся от своей веры, и хуже язычника. Это понятно. И это очень естественно. Если волк любит своё дитя, то тем более и человек. Но не только это. Потому, что, служа своим детям, мы служим исебе. А христианское  сердце, оно должно расширяться до того такого размера что вместить туда и свой мир. А у нас как получается? Даже на одном приходе. Это мои интересы — это вы. А, это храм Благовещения, а, это храм Митрофана, а, это вечно они… Как будто у нас разные настоятели…Разные страны. Как будто, мы не все участвуем в одном деле. А почему? Даже внутри уже, служения в самом храме, можно поменять ориентиры и служить уже не Богу, а своему покою… Я хочу, чтобы мне было покойно, чтоб было сделано так, как хочу я, чтобы мне удобно, а на остальных абсолютно плевать и совершенно неинтересно, что ещё происходит вне той зоны ответственности, которую мне выделили. Поэтому вот от того, что сказал этот человек, который получил от Бога, кстати, хороший урожай, от этого совершенно не застрахован никто. Никто, а другой приход, а другая страна, а другой вообще народ — это что не наше что ли дело? А как же я буду вмешиваться? А не вмешиваться надо, а надо тот малый ресурс, который у тебя есть, поставить на служение, и смысл того, что ты делаешь не для того существует, что всем досадить, без конца ходить и всем досаждать, а для того, чтобы то, что ты делаешь, радовало всех духовной радостью. Вот в этом смысл. В этом смысл и воспитания детей. Не для того, чтобы превратиться в зануду, про которую думают: «Ой, прости, Господи… Чтоб ты скорей бы…»  Это что, воспитание? Это что, поучение? А я не знаю, как… А ты поучись, а ты купи книжечку, а ты проконсультируйся со специалистом, если ты такой не знающий, не соображающий. Есть же люди, которые профессионально занимаются разной деятельностью. Одни рубят уголёк, другие управляют парусным судами. Всегда же можно найти человека, с помощью которого можно это сделать. Но мы то хотим чего? Покоя. Отдыха. Хотим лежать, хотим читать, и чтобы нам никто не мешал. Даже некоторые открывают молитвослов, а когда кто-то входит в комнату, набрасываются на него. Ты что не видишь, что я молюсь? Слушай, родненький, кому нужна твоя молитва? Это не молитва, потому что она не приносит плода. Если к тебе обратился ближний, а каждый ближний — это есть посланник Божий, то сделай то, что он просит. Помоги ему, причём, сделай с умом, потому что этот ближний может быть и жулик; этот ближний и может имитатор быть; этот ближний и может быть нахлебник; этот ближний может быть, который вообще затевает катастрофу, а ты можешь стать его участником. Нет. Если ты не хочешь думать, то значит ты хочешь обеспечить себе покой. Ты опять хочешь покоиться, пить, есть и веселиться. Нет. Голова должна всегда работать, поэтому она нам и дана. Сердце тоже всегда должно быть в работе. И душа. Душа, она должна трудиться ради Господа. Мы должны все, если мы хотим быть христианами, то наше христианство должно быть в постоянном труде для Господа. Если б на месте моём был бы Христос, как бы Он поступил с этим человеком? Смотря, кто. Если Понтий Пилат, да Он бы не стал с ним разговаривать, а если это плачущая наинская вдова, так он есть Он воскресит её умершего сына. А я не могу воскресить. А кто от тебя это требует? Ты служи тем, что можешь. Умеешь подметать - подметай; умеешь, мыть посуду – помой. Делай то, что ты умеешь и тогда этим угодишь Богу, потому что для Бога неважно, что ты построил Международную Космическую Станцию или посадил цветок. В масштабе божественном и то, и то – это ничтожно. В масштабе человеческом, человек маленький такой, гномик, это конечно он различает масштабы. Но в масштабе Вселенной даже если в космос улететь – недалеко. Наша Земля со всеми горами, впадинами, маракотовыми Безднами – это отполированный бильярдный шар. Ну что такое Джомолунгма, там 8 км в масштабе огромной планеты? Если в микроскоп посмотреть на бильярдный шар, мы тоже там увидим это всё: и горы, и холмы, и так далее. Для Бога важно не величие того, что ты сделал, а как ты это сделал и во имя чего ты это сделал. Как и во имя чего. Вот это надо всегда себе приводить на ум, тогда не получится, как это и в этой притче; тогда научимся богатеть в Бога.

Наверх