Проповедь на Великую Субботу. 2017 г.

В Древней Церкви тех людей, которые выразили несомненное желание стать христианами, крестили в Великую Субботу, то есть именно в этот благословенный день, когда пречистая душа Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа спустилась во ад и вывела оттуда всех ветхозаветных праведников, о чём есть указание в Священном Писании. Потому что цель пришествия Христа на землю в том и заключалась, чтобы тех людей, которые пожелают, из ада их собственной жизни вывести. И этому предшествовало образование, которое именовалось просвещением, потому что Евангелие – это есть свет. И каждый христианин, кому такая возможность предоставлялась и у кого такая потребность возникала, находил человека, который проповедовал Евангелие Царства. Если тот уверовал, он его готовил к святому крещению и святому Причащению. И потом приводил его в церковь (а церковь – это есть собрание верующих во Христа) и свидетельствовал перед ними, что этот человек действительно хочет быть христианином.

От сегодняшних людей ничего не требуется. Хотя есть отдельные места на нашей земле, где для того, чтобы быть христианином, требуется очень большое мужество. И время от времени христиан и взрывают, и режут, и бросают на них бомбы. И чтобы человеку стать христианином, нужно засвидетельствовать, что жизнь для него менее дорога, чем принятие христианства.

А в те времена Римской империи, когда христианство преследовалось официально, каждый человек, который захотел быть христианином, был обречён либо на изгнание, либо на ссылку, либо на тюрьму, либо на смерть. Поэтому каждому будущему христианину это очень тщательно объяснялось, тем не менее к Церкви прилагались новые и новые люди. Каждое гонение опустошало Церковь. Люди церковные собирались на молитву только вечером и служили ночью. Кто что-нибудь понимает в богослужении, могут обратить внимание на то, что наше сегодняшнее богослужение началось со службы, которая именуется вечерня. Потому что когда-то в древности она служилась вечером, поэтому сохранила своё название и свой строй вечерни. И крестили оглашенных в отдельном здании, которое называлось баптистерий, от глагола «баптизо», что значит «погружение в воду». А потом они надевали на себя белые рубахи в знак полученной чистоты от Бога, зажигали свечи и таким крестным ходом приходили в храм. Этот крестный ход совершается до сих пор во всех храмах, только сейчас уже совершается не от баптистерия до храма, а вокруг храма, а потом участники крестного хода встречаются при входе в храм и после оглашения некоторых очень важных слов входят в храм. А тогда входили только новокрещённые люди, которые свидетельствовали о том, что они стали христианами, и начиналась вот эта ночная служба. И с тех пор и мы две тысячи лет совершаем эту ночную службу в знак того, что бы тоже к этой традиции причастны.

Хотя большинство сами не понимают, что они делают, потому что человек, хотя у него есть разум и слово, это довольно бессмысленное животное, которое научить чему-то довольно трудно. Научиться можно только тому, чему человек очень и очень хочет научиться. Поэтому большинство людей приходит ради зрелища, постоять около храма, какое-то такое особенное настроение себе приобрести. Современная цивилизация людей и учит, что главное – это хорошее настроение, а значит надо достичь его любым путём. А те, кто приходили ночью в храм, чувствуют, что что-то в душе такое у них приятное совершается.

Но на самом деле крещение – это дело весьма серьёзное. И вот, если мы рассматриваем те отрывки из Священного Писания, которые Церковь уготовала именно на этот день, мы с удивлением узнаём, что евангельский текст буквально соответствует тому, который мы читаем при крещении младенцев и взрослых, конечно. Если обратиться к Посланию апостольскому к Римлянам, мы также увидим, что этот текст соответствует тому тексту, который мы читаем на крещение. И сегодня я хотел остановиться именно на этом тексте. Каждый желающий может найти толкование на каждое слово этого Послания к Римлянам. Вещи чрезвычайно важные для понимание того, что совершилось тогда, много лет назад с нами, когда мы принимали святое крещение. Апостол пишет: Мы умерли для греха: как же нам жить в нем? (Рим. 6, 2). Для апостола Павла такое состояние нелогично. Крещение неспроста имеет такой образ погружения в воду. Человек погружается в воду, как мёртвого человека погребают в землю. А вода – символ очищения его от греха. Химики знают, самый лучший растворитель, который существует у нас в природе — это вода. Вода – это то, что нас омывает, без чего мы жить никак не можем, и сами на семьдесят процентов из неё и состоим.

Дальше он говорит: Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? (Рим. 6, 3). Крещение человека – это крещение в смерть. Мы этим уподобляемся самому Господу Иисусу Христу. Что это за смерть? Смерть для греховной жизни. Каждый человек, который крестился во имя Господа, умирает для жизни греховной. Это так по Его замыслу.

Итак, мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы – «дабы» в переводе на современный язык означает «чтобы», «для того» – как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни (Рим. 6, 4). В чём же это обновление? Всё то, чем живут люди, мы оставляем, а живём для жизни духовной, христианской.

Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения. Зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное (Рим. 6, 5-6). Крещением должно умертвляться в нас всё ветхое и греховное, а выходим из купели уже обновлённые для начала жизни христианской.

Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним, зная, что Христос, воскреснув из мертвых, уже не умирает: смерть уже не имеет над ним власти. Ибо что Он умер, то умер однажды для греха; а что живёт, то живет для Бога (Рим. 6, 8-10). Каждый обычный человек живёт здесь на земле для греха, он живёт для того, чтобы грешить, потому что когда-то в Адаме мы все отказались от Бога. Каждого человека привлекает только грех. За редким, даже сказать, редчайшим исключением. Почему мальчиков, девочек привлекает, допустим, не учить наизусть стихи Тютчева или, например, Александра Александровича Блока, а матерщина, всякий сленг? Потому что им это сладко. Они люди греховные. А то, что является высокой поэзией или философией, их совершенно не привлекает. Почему, когда кто-то бежит и падает, дети смеются? Ни один не бросится, чтобы человека поднять. Что смешного, что человек упал, у него из коленки течёт кровь? Почему детям это доставляет самую большую радость? Почему самое любимое зрелище – это детективы, где звонят по телефону: «У нас там шесть трупов»? Почему так нравятся трупы, вурдалаки, почему нравятся вампиры, почему нравится, когда люди друг друга убивают, особенно, когда помногу? Почему это так сладко? Потому что человек живёт в аду. И вот эти все вещи, когда все друг друга дразнят, у друг друга всё воруют, живут не трудом, а завистью – почему это так привлекает? Потому что человек – грешное, отпадшее от Бога существо. И вот если человек в этом во всём раскаялся и пришёл к Богу, он воскресает для новой жизни, в которой нет пьянства, блуда, воровства, сквернословия. Он очищает свою жизнь, ему нравятся вещи, которые для других непонятны – молитва, чтение Священного Писания, изучение святых отцов.

Меня недавно один очень хороший, но очень наивный человек спросил: «Почему не читают святых отцов?». Я отвечаю: «Как «почему»? Потому что ничего в этом не понимают». Не понимают. Даже Пушкин уже стал непонятен. Люди могут из букв складывать слова и какой-то увидеть там сюжет, но переживания какого-то Гринёва им совершенно не интересны. Совершенно. Это находится для них в другом мире. Поэтому и слова сегодняшнего Евангелия совершенно не для всех. И даже совсем не для всех тех, кто сегодня пришёл в церковь. Потому что большинство людей, которые сегодня по всей стране приходят в церковь, даже в неё не заходят, потому что главное священнодействие для них – это съесть кулич. И почему-то – освящённый. Совершенно непонятно. Как будто освящённый менее вкусный. Наивность беспредельная.

А апостол нас призывает: Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем (Рим. 6, 11). Сейчас модно говорить о точке зрения. Если предположить такую глупость, что у Бога тоже есть точка зрения, то с точки зрения Бога, то, как живёт большинство людей, это даже не есть жизнь, это есть смерть. А жизнь – это то, чем наделяет Христос человека после его воскресения из купели крещения. Для большинства людей крещение ничем не отличается от похода в душ, хотя некоторые возлагают на это какие-то там надежды, думают, что жизнь у них будет посчастливей. Начинаешь им приводить какие-то исторические факты из жизни людей, которых никак нельзя назвать счастливыми, хотя они были крещёными. Если Господь не осчастливил такого прекрасного человека, неужели ты думаешь, что твоего внучка, из-за того что ты его покрестил за пятьсот рублей, Он сейчас сделает счастливым? Только за одно то, что мальчонку принесли, окунули, вытерли, надели крестик, постригли волосики, приложили к иконам, и – опа! – и сейчас он будет счастлив? Возьмём старшего апостола – апостола Петра. Его распяли на кресте. Когда его собрались распинать, он сказал: «Я недостоин, чтоб меня распяли, как Христа Спасителя. Я вас прошу, распните меня вверх ногами». Ну что ж, римляне были очень участливые люди, раз человек просит, взяли и прибили его ногами вверх. И он так и висел, пока не умер. Вот счастье-то! А ведь это первоверховный апостол Пётр. Вот оно, счастье. Но, к сожалению, никак в наши умы, я уж не говорю про сердце, это не входит. Потому что мы всё время от Бога ищем мирских благ, а Господь хочет нас наделить сердечной чистотой. Но, к сожалению, человек очищается внутренне, духовно исключительно через скорбь. Потому что грех настолько прирос к нам, что – есть такое выражение – отдирается с мясом. Это всё очень болезненно.

Надо нам помнить всем слова Христа Спасителя, которые Он сказал Своим ученикам: В мире скорбны будете; но мужайтесь: Я победил мир (Ин. 16, 33). Но победа Его не в том, что все полегли, всех заковали в кандалы, а потом всех повесили. Нет, совершенно не в этом. А в том, что то добро, которое Он принёс, победило то зло, которое было вокруг. Это добро победило и в апостолах, и в их учениках, оно победило и во всех новомучениках и исповедниках, которые на нашей земле пострадали.

Наверх