Проповедь на Великий Четверток. Воспоминание Тайной Вечери. 2016 г.

Проповедь на Великий Четверток. Воспоминание Тайной Вечери. 2016 г.

Вот и мы с вами совершили Божественную литургию, Тайную Вечерю Великого Четверга. В чём величие этого Четверга? Величие это проявляется в Божественном смирении Творца вселенной. Господь на Тайной Вечери показал Своим ученикам, а через то, что они записали в Евангелии, и нам, в чём подлинное величие человека. Величие человека заключается не в каких-то грандиозных достижениях, не в его уме, не в красоте, не в физической силе, не в известности, не в таланте. У Бога ценится только одно, самое главное – это смирение. Поэтому те из нас, кто захочет быть Его учеником, должны этому научиться по Его слову. Как Он некогда сказал: научитесь от Мене, яко кроток есть и смирен сердцем (Мф. 11, 29). Кротость в переводе на наш современный русский язык – это есть незлобие. Человек, который хочет стать христианином, должен достичь незлобия, чтобы зло никогда не касалось его сердца. И ничего такого не помышлять, что есть тщеславие, честолюбие, гордость, превозношение. Почему именно кротость Господь вот так на Тайной Вечери явно продемонстрировал, умыв ноги ученикам и дав Своё Пречистое Тело и Честную Кровь на смерть во спасение Своих учеников, тем самым явив вот эту полноту Божественного благородства? Потому что в этом и раскрывается Божественное свойство и Отца Небесного, Который на смерть отдал Единородного Своего Сына. И потому Он имеет возможность нас простить, что сам пострадал за наши грехи. Но, конечно, прощение мы получим только при условии нашего смирения и кротости.

Царство Небесное – это есть Царство добрых и Царство добра. Поэтому и детей мы должны стараться воспитывать в добре, учить их прощать, а не учить давать сдачи. Нужно учить смирению, потому что, как говорил преподобный Амвросий Оптинский, без смирения нет спасения. Даже если ты «мультитриллионер» и все денежки отдашь нищим, никакой пользы тебе в том не будет. Даже если построишь тысячу храмов и сотню монастырей, если нет у тебя смирения, никакой пользы тебе от этого не будет; даже если весь мир приобрящешь (см. Мф. 16, 26). Почему? Потому что человек спасается исключительно благодатью Божией. Очень многие гордые люди всё время хотят спастись: читают, посещают мощи, ездят в паломничества, у них то неусыпаемая Псалтирь на устах, то до головокружения не едят ничего, всячески себя изнуряют. Никоей в том пользы нет. Потому что польза есть только в смирении и кротости, чтобы не было на сердце ропота, чтобы не было стремления всё время достичь своего. Человек, безумный в своей гордости, думает, что он сейчас исполнит заповеди. Ещё тысячу лет назад великий подвижник Симеон, которого Церковь назвала Симеоном Новым Богословом, заметил, что заповеди даны Богом человеку для того, чтобы он познал свою собственную немощь и понял, что он без Бога вообще ничего не может. Прокажённый обращался ко Христу, говоря: если хочешь, можешь меня очистить (Мк. 1, 40). Если Богу захочется, Он нас очистит и спасёт. Спасение приходит через благодать Божию, а Бог гордым противится, как бы это гордость ни проявлялась: в посте, в молитве, в ежедневном хождении в храм, в непрестанном чтении, в кормлении нищих и убогих. Никакой пользы нет, потому что от этого человек может только раздувать свою гордость. Исключительно только скромность и смирение делает человека христианином. А совсем не какие-то там его человеческие успехи, нет. Тихо, скромно и «всем моё почтение». Чтоб никогда сердца не касались злоба, обида, зависть, ревность, осуждение, потому что это всё идёт из одной только гордости. А человек, вместо того чтобы с ужасом покаяться в своей гордыне, начинает отстаивать своё право. А какое у человека есть право перед Богом? У бесконечно согрешившего человека какое есть право? Никакого. Только принять от Бога то, что Господь ему даст. И вся наша жизнь так устроена, чтобы каждого человека направить мыслью именно на это.

Вот сам Христос собрал в горнице Своих учеников, сказал им, чтоб заранее приготовили всё для пасхальной трапезы, и совершил с ними Тайную Вечерю, на которой умыл им ноги. Пётр, конечно, сопротивлялся: «Как так? Ты мне будешь ноги умывать?». Отчего он? От гордости. Был такой случай с Василием Великим, Литургию которого мы сегодня совершаем. В алтаре подозвал юношу и говорит: «Полей мне на руки». Он полил. Василий предлагает: «Теперь давай я тебе полью». Он подставил руки, Василий Великий полил ему на руки. И говорит: «Завтра ко мне подойди, я тебя рукоположу в священники». Потому что видит: человек неспорливый, что ему сказали, то он и делает. Не стал говорить: «О, Василий! Ты такой великий! Ты отец отцов! У тебя в подчинении сотни епископов, ты написал такие труды, ты основа Церкви, как это я тебе буду руки умывать? Я этого недостоин! А то вдруг ты – мне!». Ничего такого нет. Смиренный, кроткий человек. «На, – говорит, – Василий». Он умыл, а на следующий день стал священником, потому что такие нужны Богу Вышнему.

Но, к сожалению, у человека настолько в голове всё перевёрнуто, что он даже не знает, не понимает, зачем живёт, и в чём смысл жизни, и чего нужно достигать. Поэтому человек ставит себе задачи: выживать, чего-то достичь, чего-то купить, найти денег, куда-то поехать. А Господь говорит: довольно для каждого дня своей заботы (Мф. 6, 34). Получается, что мы под видом того, что мы хотим чего-то хорошего, на самом деле хотим исключительно временного и себе. И из-за этого начинаем с того, что портим своих детей, а заканчиваем тем, что зачастую и семью свою не можем сохранить. И работаем плохо, халтурно, и относимся к своему труду совершенно, абсолютно не по-христиански, если посмотреть, сколько времени работаем, а сколько времени лясы точим или ещё какие-то перекуры устраиваем. Ты перекуриваешь, а тебе деньги платят. Я уж не говорю, что через две недели всё отвалится, что ты сделал. А деньги взял. Хоть бы один, узнав, что всё отвалилось, пришёл, вернул деньги, сказав: «Извините, а вот Вам ещё за моральный ущерб, потому что Вы расстроились, переволновались и оттянули сдачу ещё на месяц, на два». Хоть бы один пёс! А крест носит человек. Получается какая-то кощунственная хула.

А христианин должен быть кроток и смирен и за всё благодарен Богу, потому что он верующий: если снег с градом, это от Бога, а если засуха, это тоже от Бога. Если я здоров, это от Бога; если я умираю, это от Бога. Только и здоровому надо быть кротким и смиренным, и болящему – кротким и смиренным. Не ныть, не просить, не занудствовать, не проклинать. Благодари Бога. Тебе семь кнопок нажать, смотришь – через часок врач приехал. А ты кто такой? Приехал – благодари Бога. Приехал хороший врач и тебя поставил на ноги – слава Тебе, Господи! Приехал плохой, халтурщик, благодари Бога – ты и этого не достоин. Потому что кто ты такой? А вот у смиренного человека даже не возникает вопроса, кто он такой. Он про себя прекрасно знает, кто он такой. Ему даже об этом напоминать не надо. А грешный человек всё отстаивает свои права: ты должен, ты не прав, я прав. И всё время в состоянии того, что рядится с другими.

В этот великий, таинственный день, когда Иерусалим уже бурлил, разные люди находились. Одни собирают совет, как бы Его погубить. Единственное, что их беспокоило, как бы не в праздник, потому что боялись народного волнения. И зря боялись. Что такое народ? Народ – это то стадо, которое очень легко настроить. Сегодня «осанна!», а послезавтра «распни!»; сегодня «ура!», а послезавтра «буть ты проклят!». Вот что такое народ. Так у этого самого народа устроены мозги. У любого народа. Почему? Потому что совести нет, рассуждения нет, кротости нет, веры нет. Всё только исключительно показное, фальшивое, фарисейское. Но и в народе находится женщина, о которой говорили: «Ты к ней не прикасайся, она грешница». Она пришла, слезами омочила Ему ноги, и власами своими вытерла их, и банку драгоценного мира вылила Ему на ноги, и ещё раз вытерла. Она понимала, что она никак не достойна, но она хотела для Него что-то сделать. И Он сказал: прощаются грехи её многие за то, что она возлюбила много (Лк. 7, 47). Из всего человечества только она это сделала. Среди кричащего злобного, готового убить самого лучшего, Который только был на земле, нашёлся человек грешный, приготовивший Христа к погребению (см. Мф. 26, 12). Она не отстаивала свои права, нет, она понимала, что она грешница, и ничего не просила. Она только изливала свою любовь к Нему. И Он, даже несмотря на то что она не просила прощения, простил её грехи за качество её души. Какие качества? Кротость и смирение. Как пророк сказал: Если будут грехи ваши яко багряное, – как снег убелю (Ис. 1,18).

В чём смысл христианской жизни? Люди, как безумные, всё хотят детей крестить. А спроси, зачем. Ответ будет такой: «Ну как же!». Так ну как же, зачем? Ни один не может ответить, зачем. А очень просто. Для того, чтобы этого маленького человека научить кротости и смирению. Для того, чтоб достигло его Царство Небесное. Смысл жизни здесь, на земле – не в том, чтоб стал человек генералом, академиком или богатым. В этом нет никакого смысла. Только памятник будет другой на кладбище, а так червячки съедят и того, и другого. Это не играет роли. Играет роль только качество души. И эта женщина, приготовившая Христа к погребению, своим греховным путём пришла к смирению, кротости и к любви. Её грехи все просто в этом растворились, они перестали быть, тяготеть над ней. И она очистилась. Не потому, что она читала, писала, что-то ела, что-то не ела, куда-то прикладывалась в драку: «Вас тут не стояло, а я стояла! Отойдите! Куда в брюках лезешь?!». Ничего этого не было. Потому что этого ничего не нужно. Нужно качество души.

В любой храм прилетайте на службу, зависните над потолком и смотрите на народ, как кроткие и смиренные ломятся кто к Чаше, кто к кресту, кто ещё куда-то. Всем что-то надо, и первым. Меня всегда поражало: вот исповедь – почему люди очередь занимают? Ты что, хочешь уйти пораньше? А как, если Причастие ещё будет? Ну, допустим, причаститься первым и первым вылететь на улицу, это я ещё понимаю. Но на исповедь на вечернем богослужении зачем очередь? Раньше ты поисповедуешься или позже – от этого разве зависит, ты быстрее вылетишь на улицу или нет? Да никак не зависит. А почему ж человек прёт? А потому, что он хочет быть первым. Он не осознаёт зачем, но настолько гордость велика, что он всё равно хочет быть первым. Во что бы то ни стало. А если сказать: «Кто первый, поднимите руки... О..! Так, вас сейчас повесим». Вот, ошибся. Кабы руку не поднял, жил бы и жил. А так сейчас повесят. А вот само желание быть первым к этому и приводит. Потому что придёт такой человек, а Царствие Божие для него не доступно. Почему? Царствие Божие – это Царство Христово. А Христос кроток и смирен сердцем (Мф. 11, 29), и хочет, чтобы каждый Его ученик обрёл покой: обрящете покой душам вашим (Мф. 11, 28). А мы всё время в смятении, всё время нам что-то надо, всё время мы недовольны, всё время мы всё куда-то опаздываем, всё нам не так, все вокруг люди не такие, всё очень плохо, всё очень неправильно. Жизнь – страдание. Отчего? Оттого, что сердце наполнено гордостью. Самая пагубная страсть. Страсть – это и есть страдание в переводе со славянского на русский язык. Мы сами состоянием своей души устраиваем себе страдание на земле. И Господь пришёл на землю, чтобы нас от этого глупого, никчёмного страдания освободить. А мы всё время хотим сесть на лавку на первое место, хотя Господь прямо так и говорит: садись на последнее место (Лк. 14, 10).

Христианин – это последний человек. Христианин – это не тот, который режет голову своему ближнему. Христианин – это тот, который, когда ему режут голову, всё равно от Христа не отрекается. Христианин претерпевает всё ради Христа. Это есть высшее благородство, это есть высшая победа. Сдачи может дать каждый, а вот потерпеть и простить может только настоящий герой. И вот к такому подвигу призывает нас Христос Великим Четвергом.

Наверх