Проповедь на Великий Четверг Страстной Седмицы. 2020 г.

Всех поздравляю с Великим Четвергом, днём, когда Господь совершил со Своими учениками Тайную Вечерю и указал на человека, который Его предаст. Мы можем поразмышлять, как это случилось, что Его ученик вдруг решил за деньги Его отдать врагам. Понятно, что это было промыслительно, Господь за этим и пришёл на землю, чтобы умереть за всех. По важности нарушения закона Божия каждый человек, живущий на земле, кроме младенцев, должен быть убит. На Совете Святой Троицы было решено, что Христос по своей любви бесконечной, которая для нас непостижима, умрёт за всех. Чтобы мы были причастны к этой жертве, Христос дал нам возможность и в этом веке, и, кто сподобится, в будущем всегда иметь эту жертву в пищу. Все древние народы-язычники и народ Израилев приносили жертвы: те – своим богам, а Израиль – Единому истинному Богу. Эти жертвы приносили и в виде птиц, и домашних животных. Потом часть этого продукта отдавалась на Храм, для тех, кто служит в Храме, они с этого жили, а часть сами вкушали в своих домах, веря, что Господь примет их жертву. Новый Завет характерен тем, что этой жертвой стал Иисус Христос. Он научил Своих апостолов совершать бескровную жертву – вместо мяса и крови подаётся хлеб и вино, то есть то, что произрастает в земле. Красное вино похоже на кровь, а хлеб – это символ Церкви, где каждое зерно перемалывается и становится одним целым. Господь хотел бы, чтобы весь мир вошёл в Церковь, стал бы единым хлебом и соединился с Хлебом, который сошёл с небес. Как Христос о Себе говорил: Я – хлеб живый, сшедший с небес (Ин. 6, 51). Кто в это воистину уверует, начнёт свою жизнь менять. Как сказал великий миссионер, митрополит Московский Иннокентий, просветитель Америки и Аляски: «Кто не причащается, тот просто не любит Господа Иисуса Христа». Любовь между людьми всегда характеризуется тем, что люди хотят быть вместе. Даже когда грех разделяет, какая-то распря возникает, недоумение или обида, через некоторое время любовь преодолевает все эти обиды. Иногда даже через очень большое время, но потом, если есть любовь, она всё равно преодолевает. Господь хотел бы, чтобы всякая распря у человека с Богом, друг с другом, была преодолена любовью, и мы все были бы спаяны в единое Тело Христово через Его Божественные Святые Дары. Ничего более великого нет ни на небе, ни на земле. Несмотря на наши немощи, грехи и прегрешения, несмотря на наши страсти, которые нас от Бога отделяют и удаляют, Он нам предоставляет Себя в пищу, причащая тем Телом, которое при Вознесении возносится на небеса, которое на Пасху воскресло. Под видом вина даёт нам Свою пречистую Кровь, которая прелагается из того, что мы в церковь приносим, хлеб прелагается в Тело, а вино – в Его пречистую и спасительную для всех людей Кровь. Питаясь этой духовной пищей под видом хлеба и вина, мы соединяемся и духовно, и душевно, и телесно с Самим Господом Иисусом Христом. Как нас предупреждает апостол, нужно чтобы это было нам не в осуждение. Не надо причащаться, когда ты сердит или когда ты находишься в смертном грехе, иначе произойдёт то, что произошло с бедным апостолом Иудой. С чего он начал? Он начал с того, что исцелял бесноватых, воскрешал мёртвых, исцелял тяжело больных, как и другие апостолы. Но была в нём страсть, которую он не смог преодолеть. Этой страстью сейчас заражён весь мир – страстью к деньгам. В чём коварство денег? Почему святые отцы говорили, что сребролюбие – матерь всех грехов? Потому что деньги встают на место Бога. Что такое грех? Грех – это то, что отделяет человека от Бога, удаляет и потом окончательно разделяет. На примере апостола Иуды мы видим, как страсть к монетам, которые гремели у него в ящике, постепенно захватила его, и он решил продать Учителя за деньги. Но даже не смог выдержать этой муки. С какой целью дьявол всегда соблазняет человека на грех? Ему жалко денег что ли? Он любому может показать новые месторождения золота, даже карту принести: «На, копай, мой, и у тебя будет много всего, будешь богаче самых богатых». Главная цель у него не эта, главная цель – довести человека до отчаяния, довести его до самоубийства, до сумасшествия. После самоубийства ничего невозможно исправить, человек погиб окончательно и навсегда. Иуду ужас его предательства довёл до того, что он удавился. Он не мог эту муку терпеть. Грех и страсть – это страдания. А человек – немножко себе, немножко Богу. Себе – это всегда страсти, потому что ничего доброго мы не можем сотворить на земле без милости Божией и Его благодати. Его же благодатью мы питаемся, причащаясь Святых Христовых Таин. И наоборот – чем ближе ко Христу, чем ближе к Святому Причащению, тем мы ближе к заповедям Божиим. Сам человек физическими и волевыми усилиями максимум, что может бросить – это сквернословие и курево, а страсть к новой красивой одежде без благодати Божией невозможно искоренить. Только самые простые грехи, которые может преодолеть и школьник одиннадцатилетний, это можно усилием воли. И то, курить можно бросить, а перестать хотеть – это уже только по милости Божией. Какие-то грехи можно победить, а страсти нет. Например, самый распространённый грех – это осуждение. Всех осуждаем. Пока мы это не победим, нас ждёт суд. Каким судом судите, таким будете судимы (Мф. 7, 2). Вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего (Мф. 7, 5). И то, не сам вынешь, а он, глядя на то, как ты вынимаешь бревно, может быть, захочет и сам освободиться от сучка. Вот, собственно, и всё.

Наверх