Проповедь на Сретение Господне. 2008 г.

Проповедь на Сретение Господне. 2008 г.

Из всего Израиля только четверо сподобились того, чтобы увидеть Христа Господня – Пресвятая Богородица, Её мнимый муж Иосиф, праведный старец Симеон и благочестивая вдовица Анна. Матерь Божия, повинуясь закону Израилеву, принесла Младенца в Храм. Нуждался ли Он, Христос Спаситель, в том, чтобы Ему от родителей было бы вот это действо, посвящение Его Богу, коли Он Сам Сын Божий? Разумеется, нет. Впоследствии, не в первый раз и не в последний, Господь, смиряя Себя, совершал то, что для Него было совершенно не обязательно – ни вот это посвящение, ни Обрезание, ни Крещение в водах Иордана, что удивило даже пророка Иоанна: мне надобно креститься от Тебя (Мф. 3, 14). Потому что, как сказал апостол: Без всякого же прекословия меньший благословляется большим (Евр. 7, 7). А тут Господь получает благословение от Иоанна. Здесь Он благословляется и Симеоном, и священником, который принимал от четы Иосифа и Марии жертву, принесённую за Младенца.

Как сказал Господь: ибо так надлежит нам исполнить всякую правду (Мф. 3, 15). Потому что Он был не только Сын Божий, но и Сын Человеческий, поэтому Он говорил: Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить (Мф. 5, 17). И Сам дал образ исполнения этого закона, в коем Он не нуждался, потому что жил по закону Божьему. В каких-то предписаниях, данных Богом для человека, Он не нуждался ни по Своей чистоте, ни по Своему Божеству. Тем не менее, Он это совершил, для того чтобы ещё в младенчестве дать нам очень важное назидание, которое заключается в том, что только праведные узрят Христа Господня вот так непосредственно. Огромное количество людей, наверное, видели, что некая молодая женщина с очень пожилым мужчиной идут в Храм с младенцем, тем не менее никто из них не увидел своим сердцем, Кого вносят в Храм. Это сердцем почувствовали два человека – Симеон, которому Святым Духом было обещано, что он не увидит смерти, прежде чем не увидит Христа Господня, и праведная Анна, которая, вопреки обычаю народа своего, не стала второй раз выходить замуж, хотя рано овдовела, но решила всю свою жизнь посвятить Богу служением в Храме. Такое стремление для Израиля было нетипично совершенно, к этому её подвигла любовь к Богу, которая превысила обычный мирской обычай. В этом тоже есть очень важное для нас указание, потому что очень часто мы все, люди грешные, зависим от мнения людей, что скажут люди. Каждый поступок человека, который отличается от общепринятого, вызывает у людей нарекание. Наверное, за свою долгую восьмидесятилетнюю жизнь святая праведная Анна натерпелась от людей. Как часто бывает, не только слова, но даже косые взгляды ранят душу человека. Смиренно это терпя, она пришла в такое состояние души, когда это не причиняло ей скорбь. Она смирилась, и это ей дало возможность увидеть Христа Господня. Нечто и со старцем Симеоном произошло, потому что он жил очень долго. Предание говорит, что ему было около двухсот лет. Я даже не помню, какая цифра приводится, это не так важно. Жить после восьмидесяти очень трудно даже физически. Представьте себе, какой труд понёс этот человек, терпя очень долго, прежде чем это случится. Почему же Господь так долго ждал? Не мог Своё пришествие ускорить, чтобы утешить Симеона? И тому, и другой, чтобы увидеть Христа Господня, нужно было приобрести некоторые черты новозаветного человека. Христос пришёл вливать молодое вино в мехи новые (см. Мф. 9, 17). Этими мехами явилось смирение. Только смирение привлекает благодать Божию, которая позволила этим двум старым людям быть в этот момент призванными в Храм, чтобы узреть Христа Господня, водимые благодатью Божией. Как в ветхозаветном человеке появилась благодать Божия, которой он водим? Только благодаря долготерпению.

Господь нам говорит: Терпением вашим спасайте души ваши (Лк. 21, 19). На примере этих двух самых лучших людей Ветхого Завета Господь указывает нам путь, коим надо идти, чтобы узреть Христа Господня. Все испытания нашей жизни, выпадающие на нашу долю, в совокупности являющиеся крестом, который должен нести человек, не следует нести с ропотом, с желанием его сбросить, но должно постараться использовать этот крест для блага своей души, как Господь сказал: возьми крест свой, и следуй за Мною (Мк. 8, 34).

Ещё указывает, что легче эта встреча произойдёт в храме: где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них (Мф. 18, 20). Почему двое или трое? Почему не сказано, что сто или двести человек? А потому что на сто или двести человек ради Бога в храм приходят только двое или трое, а у других какая-то своя нужда – кому причаститься, кому исповедоваться, кому разрешить какую-то трудную проблему, кому-то благословиться. Всё какое-то своё и себе. Очень редко бывает так, когда человек идёт в храм и не забывает о том, что он идёт на встречу с Богом, за такими очень правильными вещами, как молитва, принятие Таинства, послушать Священное Писание или даже просто кому-то оказать какое-то милосердие. Человек очень часто забывает, что это есть путь, который приводит к встрече с Богом. Мы забываем, что мы живём только ради Него.

Вспомним о нашем с вами крещении. Мы в первый раз взрослыми ли, или детьми, или совсем грудными младенцами, нас принесли в храм или нас принесло в храм неведомо какими путями. У нас было одно желание – креститься. А что такое крещение? Крещение – это посвящение себя Господу. Смысл и цель христианской жизни — увидеть Бога. Смысл христианства – в боговидении, чтобы душа узрела Бога, в этом смысл жизни. Если результатом моей жизни не будет встреча с Богом, не произойдёт вот это сретение, то какой смысл в этой жизни? Никакого смысла в ней нет, потому что только встреча с Богом и есть подлинная жизнь. Встреча с Богом не просто для того чтобы один раз увидеть, и это было бы единственным эпизодом жизни, нет, а для того чтобы навсегда остаться с Ним. Вся наша жизнь, едим ли мы, пьём ли, над чем-то трудимся, смысл всего того, что мы делаем, только в том, приведёт ли это нас к встрече с Богом, или это будет повод для нашего тщеславия, повод для того чтобы купить себе лишние портки, повод для того чтобы ещё и ещё раз отдохнуть или напиться. Нет, это не достойно человека, Господь указывает нам путь к Себе. Путь через праведность, путь через храм, путь через долготерпение, путь через преодоление всего общественного мнения, такого омерзительно безбожного. Это совершенно необходимо, потому что, если мы будем жить с волками и завоем по-волчьи, тогда грош цена нашему христианству.

Мы никогда не должны забывать о том, что Господь посылает нас, как агнцев посреди волков (Лк. 10, 3), что Он сказал: В мире будете иметь скорбь (Ин. 16, 33), Терпением вашим спасайте души ваши. Каждый, без единого исключения, желающий жить благочестиво, будет гоним, поэтому безумен тот, кто приходит в Церковь, чтобы облегчить себе участь. Ты не сюда попал, абсолютно. Стать настоящим христианином – это обречь себя на гонения. Если наш Господь и Учитель был всю Свою жизнь гоним и закончил жизнь на Кресте, то это для того, чтобы мы спокойно гуляли и петарды в небо пускали? Чтобы нам получше одеться, повкуснее покушать, подольше поспать, понепыльней поработать? Это же смешно, это же страшно пошло. Это отнюдь не так, всё совсем наоборот. К сожалению, грех настолько завладел нашим душами, что мы читаем и не разумеем. А почему это так? Не произошла ещё встреча с Богом, эта пелена с глаз у нас не упала. В этом нет ничего особенного, когда мы читаем Евангелие, мы видим, что то же самое происходило с апостолами. Господь им говорит, что они входят в Иерусалим, где Его должны арестовать, измучить и распять, но в третий день Он воскреснет. А они говорят: “Давай, когда войдём в Иерусалим, я сяду по правую сторону от Тебя, а он по левую” (см. Мф. 20, 18-21). Хоть кол на голове теши. Человек говорит им о том, что Ему сейчас надлежит страдание, а они думают о своём, кому стать первым вице-премьером, кому вторым. Они этим озабочены, кем они будут в этой жизни.

Наша земная жизнь, которую мы проживаем, к сожалению, исполнена очень многих трудов и страданий, но не надо к этому относиться, как к некому несчастью. “Мне не повезло в жизни”. Нет такого человека, которому каким-то образом повезло, и он как-то обошёл своё страдание или с себя его каким-то образом снял. Недаром говорят: от тюрьмы и сумы не зарекайся. Абсолютно невинный человек может в тюрьму попасть, а совершенно богатый человек может вдрызг разориться, ничего у него не останется. Я даже знал одного человека, он ходил ко мне в храм, который в какой-то небольшой период своей жизни был миллионером. А теперь он бомж, у него нет ни жилья, ни прописки, ни здоровья, ни семьи, вообще ничего. Как это произошло? Очень просто. Не потому что он плохой, а так сложились обстоятельства, что разорился. Решил рискнуть, заложил квартиру, вступил в дела и проиграл, как проигрывают в карты. Бизнес есть бизнес. Если бы закон джунглей! Нет, чуть-чуть похуже. В джунглях не бывает, чтобы тигр сожрал тигра, так бывает только у людей. Совершенно безжалостно выкинут на улицу, это же сплошь и рядом. Какой-то крупный банк с активами в десятки миллиардов долларов выкидывает на улицу должника. Ну что для банка эта квартирка, которую он заложил? Банк даже не почувствует. Недавно один гражданин во Франции на четыре с лишним миллиарда евро, как теперь сказали бы, обул свой родной банк. И что этот банк? Кашлянул и всё, ай-ай-ай. И ничего, живёт дальше, будет дальше существовать. Подумаешь, четыре миллиарда евро для банка. Но попробуй какой-нибудь должничок, который квартирку заложил. Выкинут, сожрут, растопчут, никто не пожалеет, будут говорить: “Сам дурак, сам виноват”. Это всё правильно, сам дурак и сам виноват, но безжалостность. Да, дурак, а что, дурак не нуждается в жалости? Если человек дурак, значит его выкинуть на улицу, значит его растоптать? Значит пусть, если он дурак, то будет бомжом? По-христиански же гораздо лучше простить, но если всем прощать, то тогда разоримся. Речь не обо всех, а об этом. Человек всё равно это переступает.

Не будем касаться этих кошмаров, мы, слава Богу, люди не богатые, нам это сильно не грозит, если не начнём играть в азартные игры. Господь указывает путь, по которому не только надо идти, а он единственный. Когда что-то с нами происходит, надо не просто всеми силами пытаться от этого как-то избавиться, а постараться увидеть в этом волю Божию, постараться это принять, постараться это достойно перенести, постараться извлечь для себя очень важный урок. Каждому из нас Господь подбирает своё лекарство, которое должно нас вылечить от греха, для того чтобы мы не были очень привязаны к этой земной жизни. Потому что, как она, несмотря на все её скорби, ни прекрасна, всё равно она закачивается. Необходимо нам приобретать смирение, потому что только через смирение наше сердце будет способно принять благодать Божию, через которую мы и увидим Христа Спасителя.

Наверх