Мц. Фотина Самаряныня
Прпп. Иоанна, Сергия, Патрикия и прочих, во...undefined >>

Проповедь на Сретение Господа нашего Иисуса Христа, 2002 г.

Когда старец Симеон произнёс свои знаменитые слова, которые мы уже третье тысячелетие вспоминаем за каждым богослужением, Иосиф же и Матерь Его дивились сказанному о Нем. И благословил их Симеон и сказал Марии, Матери Его – только Ей, потому что Иосиф был мнимый отец, поэтому Господь обратился к Ней, как к Богородице, и сказал: лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий (Лк. 2, 33-34). Действительно, как Господь сказал: не мир пришел Я принести, но меч (Мф. 10, 34). Это же слово означает ещё и разделение. Двое в поле: один берётся, а другой оставляется (Мф. 24, 40). Двое на ложе, один берётся, а другая оставляется, так постоянно. Во Христе люди объединяются. Все мы разные люди, разными путями Господь нас всех собрал и объединил здесь за общей духовной трапезой, которую для нас устраивает Отец Небесный. Созидается наше духовное единство, из которого, возможно, вырастет у нас и любовь друг ко другу. Во всяком случае, это Богу угодно, другого пути нет. В то же время Господь является камнем преткновения, потому что каждый человек, мы это знаем по себе, хочет творить только свою волю, делать то, что ему нравится. Мы люди грешные, нам чаще всего нравится то, что грешно, а Господь хочет от нас святой жизни. Поэтому мы в своём желании грешить натыкаемся на этот камень заповедей Божьих. Нам приходится либо этот камень отвергнуть, как делает большинство людей, либо отвергнуться самих себя, своего устремления ко греху. Конечно, мало кто отваживается на такое самоотречение, поэтому большинство людей живут по закону греха. Очень немногие живут по закону праведной жизни. Господь нас всех собрал, чтобы мы жили, идя таким путём. На этом пути бывает много падений и много восстаний, потому что мало того, что человек хочет, им владеют такие чувства и страсти, которые для него непреодолимы. Он падает, сокрушается о том, что потерял такое духовное сокровище, и, как в Писании сказано, придёт в себя (см. Лк. 15, 17), начинается для него опять восстание. Так и в случае мелких прегрешений, которые мы совершаем каждый день. Накричал, опомнился, дал волю своим чувствам, разорил свою душу, потом опять пришёл в себя. Бывает, и что-то крупное человек сотворит, про это мы обычно говорим: наломает дров. Иногда даже такие вещи случаются, когда поправить уже ничего нельзя, нужно начинать всё сначала. Бывает так, что человек и не успеет начать всё сначала, а только лишь в последний момент своей жизни пожелает начать сначала. Господь старается и это принять.

Вот об этом старец Симеон и пророчествовал: И Тебе Самой оружие пройдет душу, – да откроются помышления многих сердец (Лк. 2, 35). Что же это значит? То, что оружие Ей пройдёт душу, это мы знаем, потому что не было более счастливой в Израиле Девы, как Мариам. Не одну тысячу лет, а полторы и даже больше ожидали пришествие Мессии. Отсутствие детей считалось проклятием, значит у тебя нет шансов, что от тебя произойдёт на свет Спаситель. Вдруг Ангел говорит: “Это ты избрана Богом”. Сердце Её было наполнено счастьем. Не было на земле ни до, ни после, и никогда не будет лучшего Сына, чем Иисус, Который был у Неё. Как же Ей было трудно, ещё и потому что Он был у неё единственный, видеть и предательство, и несправедливость, и арест, и издевательства, и распятие. Мало какая мать вообще может выдержать такой подвиг, особенно потому что Сын безгрешен. Обычно так бывает, что ребёночек что-то натворит и за это сполна получает. Мать, конечно, скорбит, но, с другой стороны, понимает, что сам виноват. А тут невиновен ни в чём. Она знает, что Он лучший из лучших. Претерпеть вместе с Ним эти страшные страдания. Это понятно.

А что же значит: откроются помышления многих? Дело в том, что Богу всё открыто. На Страшном Суде, поэтому он и Страшный, откроются все тайные грехи людей. Это будет весьма печальное зрелище. Старец Симеон тоже по вдохновению Духа Святаго пророчествует об этом.

Тут была также Анна пророчица, дочь Фануилова, от колена Асирова, достигшая глубокой старости, прожив с мужем от девства своего семь лет, вдова лет восьмидесяти четырех, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь. И она в то время, подойдя, славила Господа и говорила о Нем всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме (Лк. 2, 36-38). Какого же ожидали избавления в Иерусалиме? Вообще, какого избавления ожидает человек? Каждый человек скорбит, но у каждого своя скорбь. Младенец скорбит, потому что оказался в мокрых пелёнках. Тот, у кого болит живот, скорбит о том, что он страдает и мучается. Тот, кому нечего есть, скорбит о том, что он голоден. Тот, кому не дают спать, скорбит о том, что он уже измучался и желает дать отдыха своей голове и телу. Бедный скорбит от безденежья, богатый скорбит от того, что все норовят его обмануть. Родители скорбят от непослушания детей, дети скорбят от того, что родители всячески ограничивают их свободу. Каждый нанимающий скорбит от того, что работник халтурит, а тот, кто работает, скорбит от того, что его заставляют делать всё хорошо и платят меньше, чем он хотел бы за это получить. Все люди скорбят, причины разные. Все хотят от чего-то избавиться. Большинство в Иерусалиме хотели избавиться от династии Ирода, потому что им было ненавистно одно сознание того, что ими правит потомок Ирода Великого идумеянина, что Иудея ещё находится под властью римлян. Невыносимо было ощущение этой политической и в некотором смысле финансовой несвободы.

Известно, что небольшая часть людей скорбели о том, что они связаны грехом. И сейчас всегда на земле сохраняется какая-то небольшая часть людей, которые об этом скорбят. Христос пришёл не для того чтобы дать политическую свободу, а для того чтобы освободить людей от уз греха. От политической несвободы может освободить какое-нибудь восстание, переворот, с помощью денег можно как-то откупиться, а вот свободу от греховности может дать только Господь. Сам человек усилием воли на некоторое время может перестать каким-то образом грешить, но желание греха в сердце останется всё равно. От этого желания, стремления ко греху только Господь может освободить при условии, что человек будет этого очень желать и очень сильно об этом молиться, от всей души. Это желание, эта молитва, если они сольются, то Господь увидит, что человек молится, и он действительно этого хочет. Тогда Господь может дать и даст. Это самое главное чудо. Тогда человек получает свободу от сребролюбия, от обжорства, от блуда, от зависти. Допустим, кто мучается завистью, даже не могут себе представить, что это такое, когда утром просыпаешься, а никакой зависти нет, как это легко. У человека есть что-то замечательное, а я от этого сплю спокойно, никак меня это не заедает. Не хочу, чтобы у него корова сдохла, чтобы ему было так же, как и мне. Легко и свободно, удивительное чувство. Так с каждым грехом, такое освобождение. У нас освобождение от греха наступает только на некоторое время, когда мы греху предаёмся. Вроде наступает какое-то ослабление. Гнев душит, подходишь к человеку и говоришь то, что ты о нём думаешь. Конечно, скандал, ругань и прочее, но как-то на душе становится легче. Когда вот эту всю гадость из себя изливаешь, на некоторое время легко, но потом она опять накопится, опять потребуется, как мы говорим, зло срывать. В целом жизнь такая довольно мучительная. А представим себе, что нет этого зла. Как легко, не надо ни на кого орать, ворчать, из себя выплёскивать, что-то объяснять, доказывать, ругать. На душе спокойно и легко. Это может дать только Господь. Некоторые люди на земле этого желают. Господь пришёл, чтобы от этого освободить. Освободить Свой Израиль, Свой народ Божий, Свою Церковь. Этим свободным людям Господь сказал: По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою (Ин. 13, 35). Не по тому, что вы в храм ходите, правило читаете, в среду и пятницу поститесь, на Сретение в храм приходите, читаете какие-то богоугодные книжки, не по тому. Узнают по тому, что вы имеете любовь между собой. Любовь возможна только при условии свободы. Несвободный человек любить не может. Даже те зачатки любви, которые имеет каждый человек в своём сердце, они гасятся и сребролюбием, например. Очень много в каждой семье скандалов из-за денег. От того, что муж с женой скандалят из-за денег, от этого денег не прибавляется, а отношения портятся. Даже если в начале брака и была какая-то любовь в зачатке, то потом и это рассыпается. Эта жаба пожирает те зачатки любви. Представим себе, если двое поженились, а у них нет сребролюбия и нет на этой почве скандалов. Им, собственно, делить нечего. То, что есть, всё общее. Мало? Да, мало, но всё равно на душе покой. От того, что с раздражением говорить: «Что ты сидишь, ничего не делаешь?», от этого он лопату не возьмёт и не начнёт что-то делать. Так не бывает. Можно только взять пистолет и заставить, но как только взял пистолет, любовь кончается мгновенно. Всякое насилие противно любви.

Некоторые удивляются, чего же Господь терпит? Потому что любит, потому что, как только Господь возьмёт меч, это будет окончание любви. Поэтому Господь иногда терпит, что мы друг друга колошматим, но Сам – нет. Он не может, у Него на нас, грешных, рука не поднимается. Если бы Он на нас поднял Свою руку, её уже опускать не надо было бы, от нас ничего бы не осталось. Вот таких нас грешных Он всё равно любит, Он послал нам Своего Единородного Сына. Старец Симеон взял Его на руки и произнёс это пророчество, которое с тех пор всегда непрестанно сбывается. Конечно, лучше было бы, чтобы это сбылось, не падение, а восстание для каждого из нас. Ежедневное восстание для победы над грехом, как результат всей нашей жизни. За всё слава Богу.



https://www.dimitrysmirnov.ru/blog/propoved-110177/



Наверх