Проповедь на Пс. 41, 2-3
«Как лань желает к потокам воды, так желает душа моя к Тебе, Боже! Жаждет душа моя к Богу крепкому, живому: когда приду и явлюсь пред лице Божие! (Пс. 41, 2–3).»
Среди современных интеллигентов, считающих себя верующими, распространено так называемое пантеистическое учение. Сущность его в том, что Бог представляется ими существом безличным и без формы, как нечто неопределенное, туманное, расплывчатое. Бог – это все окружающее нас, или природа (Спиноза). Пантеисты думают, что их учение правильное и лучше христианского. Христианская вера учит, что Бог есть абсолютная Личность. Христианский Бог не есть безжизненное, мертвое существо, а живой, реальный Бог, любвеобильнейший Отец, Творец премудрый и Промыслитель всей вселенной. Личность – не есть ограничение Бога, как думают пантеисты. Человек есть ограниченная личность. Но Бог – неограниченная личность. Учение пантеистов есть отвлеченная, безжизненная фантастическая теория, которая при столкновении с жизнью падает. Вот случается с нами грех. Мы спешим к Богу, чтобы выплакать перед ним свое горе, получить утешение. И действительно, вера нас не посрамляет. Еще слезы у нас на лице, а в душе уже радость, что Господь утешил уже нас. Мы беседуем с Богом лицом к лицу, хотя и невидимо. Мы говорим Богу свои нужды, как живому, Который нас слышит, и он воистину жив и слышит всякий вопль души нашей. Ведь и самое слово «религия» означает связывать; связь живая, реальная – Бога с человеком. Бог из безмерной милости к человечеству посылает ему всякие блага и зовет к преискреннему общению с Собою, не подавляя и не растворяя в себе человеческой личности, но сохраняя ее в полном ее естестве души и тела. А человек, слабое и немощное существо, стремится к Богу, абсолютной, всесовершенной Личности, чтобы в Боге обрести себе вечный, нескончаемый покой и блаженную, радостную жизнь. В доме Отца Моего обителей много… И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я (Ин. 14, 2–3).