Проповедь на Прощеное воскресенье. 2020 г.
Евангелие, которое мы нынче читали на литургии, слышали не только мы, но вся Церковь. Некоторые, кто ходит в церковь давно, слышали кто тридцать, кто сорок раз, а те, которые и дома читают Евангелие, могут несколько раз в году это читать, что наиболее полезно: если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших (Мф. 6, 14-15). Господь и Нагорную проповедь говорил в приточной форме. Для того, чтоб мы поняли. Тем более они это слышали из уст Христа Спасителя. А Он Сам сказал, и это правда: Я и Отец – одно (Ин. 10, 30). Поэтому, слова о том, что Отец не простит, означают, что и Сын не простит. Что это значит? Что, действительно, Бог может не прощать или прощать? Да ничего подобного. У нас это есть, мы умеем прощать. А Богу это не требуется. Речь идёт вот о чём: Бог не может взять человека к Себе, если человек творит мерзости. Например, курит на остановке, а на других людей идёт дым. Он же их убивает, потому что пассивное курение вреднее, чем такое. А некоторые прямо в подъезде курят. Надо это прекратить или хотя бы делать так, чтобы других не травить. И всё. Если перестал травить и покаялся в этом, то Господь может принять. А за что его наказывать? Он же уже не курит. Он уже никого не травит. А если он на вечерней молитве будет ещё поминать всех тех, которых он отравил, и просить у Бога им здоровья (пусть не по именам, потому что таких сотни): «Ты Сам исправь их здравие и дай им долголетие», это вообще прекрасно. Это значит, начал думать о людях. Поэтому даже если человек был и наркоман, и разбойник, и вор, но, если он стал другим, Бог может его принять к Себе. И вот это Христос называет «простил». Но Бог никого не прощал, он живёт в Своем блаженстве. Он всё сделал для людей, чтоб они поняли, что христианские поступки умягчают сердце человека, делают его похожим на Христа. Он творит по своей силе маленькие христианские дела. Старается каждый день, чтобы Господь его взял. Потому что сердце умягчается и может принять Святаго Духа. А Святый Дух освобождает сердце человека. Сначала он смертные грехи оставляет, он забывает слово «хочу». Он помнит только Божью волю и хочет её творить. Воля Божья изложена в Евангелии. Господь так дал Своим ученикам возможность записать, что Он говорил и что делал. Нынешняя речь очень для нас важна. Нам проще понять, что Бог карает человека, а мы должны от кары увернуться. Почему? Он же говорил о древних иудеях. Они вот это хорошо понимали – Богу незачем никого прощать, Он видит заранее. Идёт маленький мальчик четырёх лет. Господь видит, как он обращается с бабушкой, с младшим братом, со старшей сестрой, с мамой. Всё же видно, кого растят папа и мама. Не занимаются детьми, а надо заниматься. Потому что главное не здоровье, а главное – дети. Главное – кого ты вырастишь, потому что дети только отчасти твои, они Божии. Их надо вырастить для Царствия Небесного, вот для чего. Часто приходят люди, говорят: «Вот что-то детей нет». Но Господь видит, что вам и детей-то нельзя. Поэтому Бог у некоторых откладывает. Я заметил очень частое явление – как только берёт сироту, начинает беременеть жена: один, второй, третий. Это почему? А потому что раз взял сироту, значит сердце умягчилось. Чужого берёт ребёнка и воспитывает как своего. Что-то изменилось в человеке. Значит он уже идёт навстречу Богу. Это ещё русский народ заметил. Наш народ – гениальный, но это уже не мы, конечно. У нас если есть поговорки, то только на мате, но мы не русские. Мы – советские. Это совсем другая общность. А русский народ говорил: «Храм не строй, а сироту пристрой». Потому что это важнее. Храм могут и узбеки построить, и не хуже. Узбеки некоторые – мусульмане, у них еще что-то осталось религиозного. Они там на окраине жили, муллы их учили добру, как к папе относиться, как к маме. У них это есть, а у советских нет. Их советское коснулось, но немножко, поэтому они впереди. Но не только они – и таджики, и киргизы, и казахи тоже. Кое-что осталось драгоценное. Они более религиозные, чем советские. Советские – это вообще, им только чтобы доска почета, чтобы хвалили, ордена из алюминия, раскрашенные эмалью, какое-нибудь звание. А уж если кто герой соцтруда – позолоченный, а потом ходит довольный, как дитя малое. Это называется «разводить». Вот Господь нам это изъясняет. А мы уже, те кто учились в семинарии, в академии, ещё и изъясняем, разжёвываем, что это значит. Если ты не прощаешь своему брату, значит, ты злой, злопамятный. Вот это надо в самом себе изменить. Во-первых, это зло не проявлять, во-вторых, постараться простить. Как люди прощают друг друга: «Ну ладно, Бог с ним». Ещё помолиться за него, потому что сказано в Писании: Молитесь за обижающих вас (Мф. 5, 44). Не мстить, а простить. Тогда добра в сердце прибавится, останется доброта, сочувствие. Потому что каждый грешник, особенно злой, он же больной и несчастный, живёт в аду. Посмотрите на его физиономию, как ему тяжело, как ему противно, никто его не любит, и он никого не любит. Ужасное состояние. Просто ужасно, хуже не придумаешь. Он достоин сочувствия. Поэтому и разводов много, замуж-то выходят за советских. А что он может? «Хочется замуж». Ну вот выходит, а дальше что? Разве это «замуж»? Это не замуж, это ад. Так хочется замуж, что человек согласен в ад. Кто-то пять лет может выдержать, кто-то больше. Вчера пришла одна женщина – десять выдержала. Спрашивается, зачем? Достаточно не выходить замуж за советского, а ждать, когда придёт русский. Выстроится к тебе очередь из двадцати, тогда выберешь, даже из советских, но самого лучшего. Проверь его годик, тогда можно и замуж. Годик даже мало, лучше полтора-два. Мне это отец Иван Крестьянкин говорил, как надо мужа выбирать. Всё о нём узнать, на работу сходить, посмотреть, спросить у начальника как он работает, как его поведение, довольны ли им. Знаю одну женщину, она ходила на работу, узнавала. Узнала. Все сотрудники, а она поговорила чуть не с десятком, говорят: «Лучше вообще не бывает, мы сами удивляемся». Вышла замуж, я на него посмотрел – ну это не ангел, а архангел. Вот это выбор! Интересно. Ждала, конечно, долго, сватались человек семь, всем отказала. Даже если не удалось семью создать, живи как монах. Апостол Павел сказал: «Лучше оставайтесь как я» (см. 1 Кор. 7, 8). Ну конечно, это лучше, чем жить в аду. Он и Христу послужил, и при жизни возносил его Дух Святой до третьего неба. Жизнь отдал за Христа, то есть вообще лучше не придумаешь. Вот это жизнь, вот это биография! Великий Павел. Кто в Риме был, видел, какой храм построен в честь апостола Павла какой. Огромный. Размером почти как храм апостола Петра, такой огромный. Пётр и Павел, два великих первоверховных апостола.
И второе. Это уже про пост: когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры (Мф. 6, 16). Вот мы про ордена говорили, это всё лицемерие. А качество души отражается на лице. Он всё время изображает, всё время об этом говорит, какой он постник. Это маска: ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися (Мф. 6, 16). А показывают своё лицемерие, а Господь про лицемеров говорил: Горе вам (Мф. 23, 13). Ни один лицемер в Царствие Небесное не войдёт, потому что это маска, а Господь смотрит на сердце, а не на маску. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою (Мф. 6, 16). Но от таких же лицемеров. Свой свояка видит из далека.
А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лицо твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми (Мф. 6, 17-18). Бог не смотрит ни на твою прическу, ни на твою мимику. Бог смотрит прямо на душу. Но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно (Мф. 6, 18). Вот что важно. Что такое «явно»? Явно – это когда поселится в твоём сердце Святый Дух, который очистит тебя от скверны, и лицо твоё будет весёлое, светлое, радостное, независимо ни от чего. Что там? Вирус? Бог с ним. Что там? Атомная война? Да Бог с ней. Потому что на душе рай. Страшно? Да вроде нет. Умрёшь? Так всё равно умрёшь. Что, от инсульта легче умирать? Одинаково. От расстрела, вообще – бух – и всё, и нет тебя. На земле нет, а душа-то к Богу пойдёт, в Царствие Небесное. Совершенно безболезненная смерть.
Ну и третье. Вроде не относится к этому. На самом деле, очень важно, потому что сребролюбие – это не просто смертный грех, а мать всех пороков. Сребролюбие – это язычество, когда человек надеется не на Отца Небесного, который создал всё – и золото, и бриллианты, и нефть, и газ, и леса. Всё. И дал людям в дар. Мы все советские люди на это живём. Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше (Мф. 6, 19-21). Кто что любит, там его сокровища. Люблю детей – занимаюсь детьми. Люблю домик – его храню в чистоте, ремонт всё время стараюсь делать, лет через десять, чтоб все было чистенько, прочненько, трещинок не было. Люблю жену – ношу её на руках. И так во всём. А служить надо тому, что вечно. Любовь, как сказано в Писании, никогда не перестаёт (1 Кор. 13, 8). Что ты в детей вложил и не вложил, это в них и вырастет. Это трудное дело, болезненное. Яблоню и то надо обрезать, а может, ей больно? Но зато и плодов больше, и насекомых меньше. Человек должен всё время улучшать жизнь, превращать её в рай. Господь учит тому, что надо, а уж кто из нас этим путём пойдёт, тот войдет в Царствие Небесное. То Царствие Небесное, которое у нас внутри, с тем и пойдём в Царствие Небесное и сядем одесную Бога вместе со всеми овцами Христовыми. Евангелие нас этому учит. А уж хотим ли мы учиться – наше дело. Никто не может заставить, даже Отец Небесный. Невольник – не богомольник. Только сам, причём если возлюбишь Христа. А если не возлюбишь, то как ты будешь служить? Никак. В храме надо молиться, слушать Писание, слушать проповедь, тогда всё будет хорошо. В этой тишине как хорошо молиться! Служба проходит как будто за двадцать минут, и не устать, ничего. Если всё делать хорошо, без самолюбия, то всё будет замечательно. Вся жизнь будет такая, сердце будет умиротворённое. Вы будете по-земному счастливы и по-небесному войдёте в жизнь вечную.
Спаси всех Господи!