Проповедь на прощание с тамбовской паствою, 18.08.1863 г.
Се, совершено последнее мое у вас служение и последнее мое к вам обращаю слово.
Недолго я наслаждался любовию вашею; но и за то благодарение приношу Господу и доброте вашей, – за эти недолгие дни покойной среди вас жизни. Всеправящая десница Божия, сведши нас вместе, так сочетала души, что можно бы и не желать разлучения. Но как Тому же Господу угодно было так положить на сердце тем, в руках коих сии жребии перемен, то надобно благодушно покориться определениям Божиим. Ибо это и значит ввергать участь свою в руки Божии – самое безопасное хранилище и самое мощное то, что несет. Потому, как сам я говорю, так и вас прошу произнести от сердца: «Буди воля Божия!»
«Аз убо... теку» (1Кор. 9, 26) по писанному о мне; вас же «предаю... Богови, и слову благодати Его, могущему наздати и дати вам наследие во освященных всех» (Деян. 20, 32). Слово благодати ведомо вам. О чем и была наибольшая забота моя, как не о том, чтоб не обинуясь «сказать вам всю волю Божию» (Деян.20, 27)?
Благодарю вас от сердца, что за немощь плоти моей вы не уничижили немощного слова моего, но усердно внимали слышанному. Ваше внимание утешало и ободряло меня. И молю Господа, да сохранит Он в вас навсегда сии искренние ваши чувства к своим пастырям, коих свидетелем был и я в краткое время служения моего среди вас.
Вы ведаете, что «никогдаже... в словеси ласкания быхом к вам» (1Сол.2, 5). Потому не заподозрите в искренности, если приложу к вам слово Господа о внимательных к своему пастырю овцах, кои «глас Его слышат... и... по Нем идут, яко ведят глас Его» (Ин.10, 3–4). Но вместе не оскорбитесь, если изъявлю заботливое желание, да будет также всегда приложимо к вам и последующее слово Господа: «По чуждем же не идут, но бежат от него, яко не знают чуждаго гласа» (Ин.10, 5).
С сего священного места вы никогда не услышите чуждого гласа. Кем бы он ни был издаваем, но всегда будет глас Божий, глас Господа Пастыреначальника. Пастыря вам всегда будет воздвизать Господь по сердцу Своему: «того послушайте» (Мф.17, 5).
Гласы чуждые идут отовсюду. Вы их встретите на улицах града, на вечерях веселия, в приятельской откровенности верхоглядной учености, а то и в открытой беседе лицемерного самохваления убеждением подозрительным, в возгласах не много думающей письменности, богатой на слова, в смелых заявлениях нездраво учившегося и нездраво ученого юношества, в притязаниях многовидевшей и многослышавшей космополитности (антипатриотизма), в требованиях худо понятых прав ума и свободы, – и не говорю уже о множестве всякого рода новизн заграничного всеведения.
Я вполне уверен, что вы не поддадитесь никаким кривотолкованиям. И напоминаю о сем только для того, чтоб в случае молчания не подумал кто, что бывает время, когда можно послабить лжи и отказаться от здравомыслия. Чаще приводите себе на память предостерегательные советы святых Апостолов – о различии духов, «аще от Бога суть» (1Ин. 4, 1), – об уклонении от суесловий и прекословии, о неувлечении лестию суетных словес и прочее. «Тверди бывайте», братие, и «непоступни» (1Кор.15, 58), чтоб и с места вас сдвинуть надежду всякую потеряли покушающиеся на то.
Я не пророк, чтоб, подобно Апостолу, мог сказать вам, что «по отшествии моем внидут волцы тяжцы в вас, не щадящии стада» или что «от вас самех востанут мужие глаголющии развращеная, еже отторгати ученики вслед себе» (Деян.20, 29–30). Всякое, однако ж, время, и особенно нынешнее, таково, что никак не излишне предостеречь вас словами Апостола: «Блюдитеся от псов... блюдитеся от сечения» (Флп.3, 2). Исполняется уже то, что предвидел святой Петр: «И в вас будут лживии учители, иже внесут ереси погибели, и искупльшаго их Владыки отметающеся, приводяще себе скору погибель. И мнози последствуют их нечистотам, ихже ради путь истинный похулится» (2Пет.2, 1–2). Пришло время, когда многие «здраваго учения не послушают, но по своих похотех изберут себе учители, чешеми слухом» (2Тим.4, 3). Сие-то и побуждает меня просить вас, братие, «не дети бывайте умы, но злобою младенствуйте, умы же совершении бывайте» (1Кор.14, 20). Твердо храните преданное вам учение, «уклоняяся скверных суесловий и прекословий лжеименнаго разума: о немже нецыи хвалящеся, о вере погрешиша» (1Тим.6, 20–21). «Никтоже вас да льстит суетными словесы» (Еф.5, 6). Не ходите вслед других народов, кои, несмотря на хорошую о них молву, «ходят в суете ума их, помрачена смыслом, суще отчуждени от жизни Божия, за невежство сущее в них, за окаменение сердец их» (Еф.4, 17–18).
Если б кто, недоумевая, спросил: «Чего же нам держаться?» – скажу вам то, что всегда говорил: возьмите православный катехизис, изучите его, напечатлейте в уме и сердце истолкованные там истины и держитесь их неуклонно. С сим немногословным, но многообъятным знанием вы будете просвещеннее всех просвещенных и мудрее всех мудрых и смело отвергнете всякое учение, противное ему.
И сие есть преимущественное завещание, которое предаю вам, или паче повторяю завет Святой Божией Церкви, всегда в ней хранимый и передаваемый из рода в род. Пусть лукавые человеки «преуспевают на горшее, прельщающе и прельщаеми» (2Тим. 3, 13). Вы же, имея сей «образ... здравых словес» (2Тим. 1, 13), пребывайте «в том, чему научены и что... вверено вам» (2Тим. 3, 14), чтоб и когда «не сый у вас, услышу, яже о вас», всегда мог я утешаться тем, «яко истиною стоите во едином дусе, и единодушне сподвизающеся по вере благовествования, и не колеблющеся ни о едином же от сопротивных» (Флп.1, 27–28).
Таковыми быть в отношении к вере молю вас. Относительно добродетели «не требуете, да кто учит вас" (1Ин. 2, 27). В сем отношении я хотел бы сказать: пребудьте таковыми, какими преимущественно я знаю вас. Но, опасаясь недоумевающих колебаний скромности вашей, приведу вам на память некоторые заключительные уроки апостольских посланий.
«Молю убо вас, братие, – словами апостола Павла к римлянам, – представите телеса ваша жертву живу, святу, благоугодну Богови, словесное служение ваше: и не сообразуйтеся веку сему, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, во еже искушати вам, что есть воля Божия благая и угодная и совершенная» (Рим.12, 1–2). «Ненавидяще злаго, прилепляйтеся благому: братолюбием друг ко другу любезны: честию друг друга больша творяще: тщанием не лениви, духом горяще, Господеви работающе: упованием радующеся, скорби терпяще, в молитве пребывающе: требованием святых приобщающеся, страннолюбия держащеся. Благословляйте гонящая вы: благословите, а не клените». Да будет вам «радоватися с радующимися, и плакати с плачущими» (Рим.12, 9–15). «Ни единому же зла за зло воздающе, промышляюще добрая пред всеми человеки. Аще возможно, еже от вас, со всеми человеки мир имейте» (Рим.12, 17–18). «Ни единому же ничимже должни бывайте, точию еже любити друг друга» (Рим. 13,8). Не осуждайте: «вси бо предстанем судищу Христову», где «кийждо нас о себе слово даст Богу. Не ктому убо друг друга осуждаем: но сие паче судите, еже не полагати претыкания брату, или соблазна» (Рим.14, 10, 12–13). «Отложше лжу, глаголите истину кийждо ко искреннему своему: зане есмы друг другу удове. Гневайтеся и не согрешайте: солнце да не зайдет во гневе вашем... Трудитесь, делая своими руками благо, да имать подаяти требующему. Всяко слово гнило да не исходит из уст ваших: но точию еже есть благо к созданию веры, да даст благодать слышащим. И не оскорбляйте Духа Святаго Божия, Имже знаменастеся в день избавления. Всяка горесть, и гнев, и ярость, и кличь, и хула да возмется от вас, со всякою злобою» (Еф.4, 25–26, 28–31). «Блуд же и всяка нечистота и лихоимство ниже да именуется в вас, якоже подобает святым: и сквернословие, и буесловие, или кощуны, яже неподобная, но паче благодарение... Якоже чада света ходите... во всякой благостыни и правде и истине: искушающе, что есть благоугодно Богови. И не упивайтеся вином, в немже есть блуд: но паче исполняйтеся Духом: глаголюще себе во псалмех и пениих и песнех духовных: воспевающе и поюще в сердцах ваших Господеви» (Еф.5, 3–4, 8–10, 18–19). «Над всеми же сими стяжите любовь, яже есть соуз совершенства: и мир Божий да водворяется в сердцах ваших, в оньже и звани бысте... Слово Христово да вселяется в вас богатно, во всякой премудрости, учаще и вразумляюще себе самех... И все, еже аще что творите словом или делом, вся во имя Господа Иисуса Христа, благодаряще Бога и Отца Тем» (Кол. 3, 14–17). «Знайте труждающихся у вас, и настоятелей ваших о Господе, и наказующих вы: и имейте их по преизлиха в любви за дело их: мирствуйте в себе... Вразумляйте безчинныя, утешайте малодушныя, заступайте немощныя, долготерпите ко всем. Блюдите, да никтоже зла за зло кому воздаст: но всегда доброе гоните и друг ко другу и ко всем. Всегда радуйтеся. Непрестанно молитеся. О всем благодарите: сия бо есть воля Божия о Христе Иисусе в вас» (1Сол. 5, 12–18).
«Прочее же, братие моя, елика суть истинна, елика честна, елика праведна... елика доброхвальна, аще кая добродетель и аще кая похвала, сия помышляйте... и Бог мира будет с вами» (Флп.4, 8–9).
Это вторая половина завещания моего. Остается приложить и к вам слова апостола Павла, сказанные им возлюбленному ученику своему Тимофею: «Засвидетельствую пред Богом, и Господем Иисус Христом, и избранными Его Ангелы, да сия сохраниши без лицемерия, ничесоже творя по уклонению» (1Тим.5, 21).
Хочу верить, что и сохраните. Но будущее кто ведает и изменение сердца человеческого кто предугадать может? Почему в моих благожеланиях вам, не имея сил утвердить неизменность в вас ваших добрых расположений и не ведая, чем предотвратить могущие произойти в вас случайные изменения, обращаюсь к самому надежному средству – Божией помощи, покрову и заступлению. «Предаю вас... Богови и слову благодати Его, могущему наздати и дати вам наследие во освященных всех» (Деян.20, 32). «Сам... Бог мира да освятит вас всесовершенных во всем: и всесовершен ваш дух и душа и тело непорочно в пришествие Господа нашего Иисуса Христа да сохранится» (1Сол. 5, 23). «Сего ради преклоняю колена моя ко Отцу Господа нашего Иисуса Христа... да даст вам по богатству славы Своея силою утвердитися Духом Его во внутреннем человеце, вселитися Христу верою в сердца ваша... да исполнитеся во всяко исполнение Божие» (Еф. 3, 14, 16–17, 19).
Когда так будет в вас, обретено будет вами Царство Божие, которое «внутрь вас» (Лк. 17, 21). А когда обретете сие Царство, всяк соделается обладателем и того, что прилагать Господь обетовал ищущим и обретающим его, говоря: «Ищите прежде Царствия Божия и правды Его, и сия вся приложатся вам» (Мф.6, 33). Да приложит убо вам Господь счастье на счастье, довольство на довольство, здоровье на здоровье. Да благословит домы ваши и чад, и домочадцев ваших. Да благопоспешит вам во всех делах и начинаниях ваших, воздуха благорастворение и земли плодородие да подаст и всякою милостию Своею да обогатит вас на всех путях жизни вашей.
Остается сказать и еще одно слово: простите. Вы ведаете, каков я был у вас. По мере сил моих я заботился являть себя исправным, но как человек мог ошибаться и падать. Простите Господа ради, если кого оскорбил чем, онеправдовал (несправедливо обвинил) или соблазнил. Некогда все мы предстанем пред Судилищем Христовым и должны будем дать отчет за сей, хотя краткий, срок наших взаимных отношений. Очистим убо себе взаимным всепрощением. Простите меня, а мне и прощать некого и нечего, ибо, кроме добра, ничего не видел от вас и в вас.
Прошу не оставлять меня и в молитвах ваших ко Господу, да поможет мне новое поприще без порока прейти, неискушенну от злых.
Примите, наконец, от меня и обычное, но многознаменательное благословение: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любы Бога и Отца и общение Святаго Духа буди со всеми вами» (2Кор. 13, 13). Аминь.
18 августа 1863 года