Проповедь на праздник Воздвижения Креста Господня, 2003 г.
Праздник Воздвижения имеет отношение не к земной жизни Христа Спасителя как историческое событие, потому что само Воздвижение случилось гораздо позже, когда царица Елена, мать Константина Великого, прибыла в Иерусалим, для того чтобы произвести раскопки и найти Древо Креста Господня. Непосредственно это событие не входит в Священную Евангельскую историю, но тем не менее по своему значению для нашего благочестия Святая Церковь избрала этот праздник как двунадесятый, то есть один из самых главных праздников церковного года, и приравнивает его по литургическому празднованию даже к Рождеству Христову. Как и Рождество Христово, Воздвижение имеет дни празднования начала недели перед Воздвижением, потом через сам праздник до недели после Воздвижения. Вот такое продолжительное предпразднство и продолжительное попразднство, которое, конечно, меняется от дня недели, когда празднуется сам праздник, но тем не менее. Характерная деталь, не знаю, обращали вы внимание или нет, как Святая Церковь обращается к Кресту Господню: «Радуйся, Господень Кресте». Как к живому существу, чем подчёркивает в такой образной форме его животворящую силу. Это действительно связано с Воздвижением, потому что царица Елена обрела три креста, и не могли понять, какой из них всё-таки Господень. Возложили на покойника из похоронной процессии, которая проходила мимо, и он воскрес. Господь дал такое знамение. Поэтому такое устойчивое определение о Кресте, что он животворящий. Это относится и к самому Древу тоже. Конечно, помимо самого Древа, это как бы то место, на котором Господь прославил Сына Своего возлюбленного, Господа нашего Иисуса Христа. Но понятие креста вышло за рамки этого символа и насыщается очень многими для нас значениями, которые мы, как православные христиане, должны, конечно, все знать.
Господь нас понуждает, говоря: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною (Мк. 8, 34). На протяжении празднования этого праздника и этого события, прославления самого Креста Господня, мы это неоднократно слышим. Все Евангелия, апостольские чтения, которые имеют отношение к Кресту Господню, в церкви оглашаются, так же и в Божественной службе.
Я хотел найти здесь в минее стихиры, которые читают или поют на богослужении, прославляя Животворящий Крест Господень, чтобы обратить внимание на некоторые слова, которые очень важны для нашего с вами благочестия. Например: «Преславное чудо видяще, Креста силе поклонимся». О какой силе Креста идёт речь? Это орудие казни Господней, какая из этого Древа может произойти сила, если оно давно уже срублено, спилено, жизни в нём нет? Здесь имеется в виду, конечно, сила духовная самого этого подвига искупления, который совершил Господь наш Иисус Христос. Именно на этом Кресте Господь явил Своё Божественное смирение во всей полноте. Господь не сопротивлялся тому злу, которое было направлено против Него. Господь не сопротивлялся воле Божьей. Воля Божья была в том, чтобы Ему взойти на Крест. Каждый человек (а Господь был во всём Человек, подобный нам, кроме греха) инстинктивно в том числе и по всяким другим мотивам обычно сопротивляется всякой агрессии, направленной против него. Хочет всегда уклониться, хочет всегда защититься, хочет всегда оправдаться. Господь этого не сделал, но мог. Мы часто даже не можем, но всё-таки пытаемся как-то сопротивляться, Господь же этого делать не стал. На земле немного таких людей, которые подставят другую щёку, когда его ударят в правую. Несколько человек на всём земном шаре из всех миллиардов людей способны на это. Просто попробуем, в той или иной форме, не когда буквально тебя бьют в правую или левую щёку, это как раз не очень трудно, а во всяких жизненных ситуациях, когда мы получаем оплеуху, причём очень важно, чтобы это было совершенно незаслуженно. Когда заслуженно, потерпеть легче, а вот когда несправедливо, когда ни за что, когда под горячую руку, когда по ошибке, это очень трудно. Если мы как-нибудь попробуем, тогда, может быть, в какой-то мере мы сможем почувствовать, какой подвиг совершил Господь Иисус Христос, как Человек.
Сегодня мы в храме слышали о крестной смерти Христа, о суде, который неправедно вершился над Ним, и как Он в этой ситуации действовал. Для чего Он это совершил? Для того, чтобы нам подлинный путь смирения показать. Это самая большая высота смирения. В этом смирении и содержится вся сила Креста Господня. Именно поэтому, как в стихирах поётся, «Крест для демонов язва». Почему мы на молитве издревле употребляем осенение себя крестным знамением? Вошло в обычай и храмы украшать крестом, и священническое облачение, и всяческое поклонение и честь кресту воздавать. Почему демоны уязвляются, даже если человек не произнёс молитву, а только лишь перекрестился, и он ощущает облегчение? Он ощущает ослабу нападения демонской рати. Обычай возник и молитву сопровождать крестным знамением, для того чтобы её усилить, чтобы её сделать лёгкой. Перед началом молитвы любой мы осеняем себя крестным знамением, зачем? Чтобы всякая сила вражья от нас отошла, чтобы сделать молитву благодаря этому более сосредоточенной, спокойной, смиренной, умиленной и так далее. А почему же для демонов напоминание о Кресте Господнем представляет вот такую язву, даже вида которой он не может выносить? А потому что сам дьявол и все бесы, подчинённые ему, пали с небес из-за гордости, а Крест, как напоминание о смирении, противен гордости. А гордость их непомерна, ни один человек не обладает такой демонской гордыней. Мы все люди гордые, но такой степени, которой обладают бесы, мы не можем даже себе представить. Видеть Крест, который воплощение смирения, для них это как для льда огонь, совершенно непереносимая ситуация.
В одном патерике рассказывается такой случай, как подвижник входит в свою келью и видит, что на его койке лежит бес. Он подумал, что он, наверное, устал, а сам лёг под кровать. Бес тут же с воем вылетел из кельи, он не мог перенести этого смирения. Не человек, не друг, не знакомый, не собрат-монах, а бес лежит. Он всё равно в силу своего христианского воспитания оказал ему любовь, сочувствие и смирение. Раз ты на мою койку лёг, я лягу под неё. Нам, конечно, такая высота недоступна, мы всегда бываем очень недовольны, когда кто-то нашу вещь тронул без спроса и так далее. В такой ситуации ещё неизвестно, как бы мы себя повели, но вот такой случай описывается. Смирение совершенно непереносимое.
Тем не менее именно благодаря такому свойству креста, как воплощение смирения Господня, он является орудием нашего спасения. Если мы, неся свой крест, не сопротивляясь, без ропота, в течение всей жизни, не бросая его, не ища справедливости, не обижаясь на Господа Бога, терпеливо и с любовью понимая, что от этого происходит наше спасение, донесём его до конца, то, как Господь сказал: Претерпевший же до конца спасется (Мф. 24, 13). Нам необходимо донести до конца. Если бы мы прониклись этим глубоко, тогда бы это изменило нашу жизнь, мы по-другому стали бы относиться и к окружающим нас людям, и к своим болезням, и ко всяким скорбям и нападениям. Чтобы это с нами случилось, Святая Церковь такое значение и в богослужении, и вообще во всём строе церковной жизни придаёт Кресту. Понуждает нас и на перстах своих носить изображение креста, научила нас на молитве употреблять, украсила все предметы церковного обихода изображением креста, для того чтобы всё время нам напоминать, что единственный путь к спасению – это крест, который есть воплощение смирения.