Проповедь на праздник Входа Господня в Иерусалим (Вербное воскресенье). 24 апреля 2016 г.
Сегодняшний праздник всегда исполнен ликования, и всегда на Вербное воскресенье в храме стоит какая-то особая атмосфера. Я вчера даже у одной мамаши, у которой дочка уже изнемогла, спрашиваю: «Ты зачем пришла?», она отвечает: «Вербу святить». Чётко так. Это явление действительно удивительное: совсем не все, кто приходит в храм, способны глубоко ощутить то событие, которое и стало праздником в Церкви – Вход Господень в Иерусалим. Но когда человек, даже для Церкви ещё новенький, приходит в храм, он через атмосферу, царящую в храме, приобщается к этому событию. Пусть не через ум, не через сердце, а через кожу и через то, что улавливает определённый эмоциональный настрой тех людей, которые пришли и которые действительно этот праздник переживают как событие. Вот когда совершаются праздники в Церкви, особенно двунадесятые, мы наблюдаем очень интересное явление: входя внутрь празднования через службу, мы оказываемся в атмосфере Иерусалима двухтысячелетней давности. Это просто какое-то такое чудо, которое позволяет нам лучше почувствовать Евангелие. И конечно, это событие с точки зрения зрелища очень заметное. Впервые Господь вошёл в Иерусалим так, что о том, что Он пришёл, узнал весь город, и все люди вышли Его встречать. И даже специально к этому готовились: нарезали ветви от финиковых пальм, благо, они невысоко от земли растут, дети залезали на деревья повыше, на смоковницы, а может, некоторые и на кедры, которые там наверняка в то время тоже росли. Некоторые постилали свои одежды, чтобы ослёнок белого цвета, на котором Господь восседал, наступил на одежду копытом, Люди поступали так, чтобы тем самым потом со своей одеждой внести в дом благословение этого замечательного Пророка, Который и тысячи людей кормит, и исцеляет больных, даёт зрение слепым, выпрямляет горбатых, испрямляет ноги хромым, который даже воскрешает мёртвых и восставляет расслабленных. И они ожидали, что вот, наконец-то случится то, чего они чаяли. Но через несколько дней эти же люди, увидев Его на площади арестованным, связанным, одетым в багряницу, имеющего на голове терновый венец, который язвил Его чело, и поэтому по лицу текла кровь струями, с переломленным носом от удара палкой по переносице, они испытали глубокое разочарование, и они очень легко Его предали, действительно, как малые дети. Только что кричали: «Осанна!», «благословен грядый во имя Господне», «Царь Израилев», потому что они ждали, что сейчас вот этот прекрасный, но, правда, какой-то грустный молодой человек, который въезжает в Иерусалим, станет царём, а ненавистный Ирод будет свергнут, римская оккупационная власть во главе с Пилатом бежит, и в Иерусалиме, потом во всей Иудее наступит благоденствие. А некоторые, которые умеют глобально мыслить, думали, а может быть, весь мир покорится под ноги Его, и наступит царство справедливости: суды будут честные, богатые будут помогать бедным, болезней не будет, везде будет чин, порядок, справедливость, радость, благополучие. Ну о чём обычно люди мечтают? А тут вместо всего этого они видят измученного, связанного, окровавленного, избитого, оплёванного претендента на эту роль. И, конечно, они очень осерчали и потребовали от Пилата, чтоб он Его распял, потому что уж очень велико было разочарование.
Нечто подобное ждёт через некоторое время и многих из нас. Потому что люди привыкли думать не о том, чему учил Господь, а о каких-то своих представлениях и переживаниях. Ну например, большинство людей, которые ходят в церковь, думают, что в Царствие Небесное люди попадают. Попадают за свои какие-то праведные деяния. А у кого деяния неправедные, не попадают. Хотя Господь говорил совсем другое. Он не говорил о том, кто куда попадает. Он говорил о том, что Царствие Божие внутрь вас есть (Лк. 17, 21). Но вот сколько я служу в Церкви, уже скоро будет сорок лет, я что-то крайне редко встречаю людей, которые хотят такого устроения души, чтобы Царствие Небесное воцарилось там. Обычно к Царствие Божие воспринимают, как в кинотеатр: попасть или не попасть, билет купил или не купил. В очереди отстоял, вообще не понимая, что происходит на земле, не понимая Евангелие, не понимая, что Господь говорит, не понимая, чему Он хочет научить. И поэтому когда наступает время болеть и время умирать, все цепляются за эту жизнь, хотят подольше. А разве это что-то меняет? Подольше или поскорее – вообще никак не влияет. Люди ищут земного благополучия. А всё то, что Господь даёт человеку для того, чтобы он достиг внутри себя Небесного Царствия, человек с гневом отвергает, и причём при этом бесстыже носит на себе крест, считает себя христианином, считает возможным учить других, считает возможным высказывать по разным поводам свои самые идиотские мнения, выстраивать свою жизнь, как бы ничего не делать, а жить за чужой счёт. И так это постоянно. Считает, что вполне допустимо получать деньги, не работая. Или безбожно халтурить, а после этого требовать зарплату и ещё говорить: «Ну я ж работал». Ну если ты работал, молодец. Тогда верни деньги за материал, который ты испортил, заплати за те неудобства, которые мы терпели, пока ты работал, и в-третьих, заплати за время, которое ты якобы работал. Почему? Потому что то, что ты сделал, ты только испортил. То, что ты работал, это не только ничего не значит, а это исключительно во вред и убыток. Но люди, к сожалению, этого не понимают и начинают упрекать: «Это вы не по-христиански». А по-христиански кормить бездельника, чтобы он потом дурил ещё и следующего? Это странно. Выращивать бездельников и нахалов – это что, дело христианства? Нет, дело христианства – это выращивать святых угодников Божиих. Во-первых, из своих детей. Не выращивать хамло, которое маму с папой посылает далеко за стадион «Динамо», а совсем наоборот.
Конечно, очень многие из нас, когда душа отойдёт от тела, будут чрезвычайно разочарованы. Господи, ну как же так, мы же ходили в храм на Вербное, мы радовались, ликовали, мы пели всякие акафисты, мы читали правило, даже и постились по мере сил постом и в среду и пятницу. Что же мы ещё не сделали? Господь скажет, и в Евангелии про это прописано, это не я сочинил: Отойдите от Меня, делающие беззаконие (Мф. 7, 23), и не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царствие Небесное (Мф. 7, 21). Но нас это абсолютно не занимает. Нас занимает только то, что мы считаем, как мы наше собственное мнение преподносим, и как в наших умах всё сложилось. У нас своё искажённое на 180 градусов Евангелие, Евангелие от самого себя, потому что гордыня непомерная, Лев Николаевич Толстой отдыхает в Ясной Поляне.
Один человек тут выразился: «Надо хранить веру православную». Где, в чемодане? Где вообще её хранят? Или, может быть, в холодильнике? А, нет, в ломбарде, наверно. Потому что чтобы что-то хранить, нужно знать, что это такое, нужно понимать, что такое православная вера, во что верует православный человек. А вот с этим плоховато, поэтому каждый, к сожалению, что-то такое мыслит своё, весьма далёкое не только от православия, не только от христианства, но и вообще от всякой формы религиозной жизни. Так, какие-то обрывки магии. Но это всё ничего, можно покаяться, изменить свою жизнь, повернуться к Богу, познать Христа. Это всё можно. Но это невозможно для человека, который, стоя на голове, думает, что он борзо бегает двумя ногами. Вот это невозможно. Он думает, что это стояние на голове есть правильная позиция в земной жизни. Поэтому этот праздник нам напоминает о нашей неверности и переменчивости. И единственное наше спасение заключается в том, чтобы не только понять через Евангелие, что Господь хочет донести до нашего сознания, но и принять это Слово Божие сердцем. Если это случится, тогда мы станем христианами. А как это происходит? Это происходит так, что Дух Божий входит в сердце, и возникает то, о чём Господь и говорит: Царствие Божие внутрь вас есть (Лк. 17, 21).