Проповедь на память Алексия человека Божия, - в девичьем Вознесенском монастыре, 1860 г.

Проповедь на память Алексия человека Божия, - в девичьем Вознесенском монастыре, 1860 г.

Дивно житие святого Алексия, человека Божия! Как это мог он вытерпеть и не высказаться в продолжение такого долгого времени, имея пред глазами лица, к которым горел любовью, – зная, что обрадовал бы их, если б сказался, и терпя неприятности от них потому только, что они не знали, кто он? – Все же он был человек – и человек живой, имеющий сердце, – и какое сердце?! Душа его верно болела и болела не легко; но он побеждал сию боль твердой решимостью – быть верным принятому намерению, и умягчал ее сильной любовью, какой горел к Господу. – В сем положении он походил на распятого на кресте, но еще не испустившего дух. – Как в сем распятом легкое движение или колебание тела раздирает раны, и увеличивая боль щемит сердце, помрачает голову: так и у него, – отца ли видел он или слышал голос матери, слуги ли встречал строгий взгляд, или ласку человека стороннего, забывали ль его надолго, или увеличивали попечительность о нем, – все сие и многое подобное не могло не терзать сердца его! – Но он все терпел, все покрывал молчанием, был всегда в одинаковом покойном и не мятежном состоянии, – не метаясь туда и сюда, как отчаянный. Так терпел Господь на кресте, так терпели и все мученики.

Вот образ истинного монашества, – и весьма близкий пример для подражания вам, – сестры обители сей! Те, кои один из престолов здешних посвящали Алексию человеку Божию, верно тем хотели внушить вам, чтоб, имея пред глазами пример такого терпеливца, вы подражали житию его. Ибо и вы тоже взялись распаять себя миру. Пребудьте же терпеливо в сем самораспятии. – Вообразите себе, что обитель ваша то же, что каютка Алексия человека Божия, – а город пред лицом вашим, есть то же, что дом его родителей. И как он не увлекался мыслями и чувствами, какие были возбуждаемы в нем такими близкими его сердцу предметами; так непоколебимыми пребудьте и вы в своем намерении, несмотря на то, что так близки к вам соблазны. Не сходите со креста, на который сами вы вознесли себя. Я скажу вам коротко, как сие сделать.

Распятый никак не сойдет со креста, если не вынут гвоздей, которыми пригвожден он на древе. Не вынимайте и вы из сердца тех расположений, коими как гвоздьми можете быть прикованы к обители и монашескому житию – и вы не сойдете со креста своего, – и пребудете в крестоношении, – и крестоношение сие возведет вас к совершенству, и с себя прямо преставит в царство любви Божия. Именно – вот что творите:

1) Храните неугасимым тот огнь ревности, с каким искали вы обители и вступили в нее. Припомните, какие тогда обеты исходили из сердца вашего, какие строились планы в голове о делах Богоугождения, какие подвиги готовы были вы подъять, чтоб явить свое самоотвержение! – Чаще воспоминайте о всем том... и тем распаляйте свою ревность, если она начнет хотя сколько-нибудь охладевать в вас. Знаете верно уже по опыту, что когда в силе ревность сия, все ни по чем... Первые вы в церкви, первые на послушании, первые в верности уставу монастырскому. А когда ослабеет она, – рука не поднимается, нога не ходит... церковь не мила, – и глаза посматривают в ворота монастырские. Видите, какая беда от ослабления первой ревности!.. Храните же ее, – и не позволяйте ей ослабевать в вас.

2) Оставили вы мир и все мирское за воротами монастырскими. И пусть его будет там... Не вносите его внутрь ограды. Это вот что значит: не попускайте сердцу своему снова пристраститься к чему-либо мирскому, вещественному, плотскому, как бы оно малозначительно ни было. Не осуечайтесь слишком заботой о нуждах, и междуделия не ставьте главным делом, – не возбуждайте в голове и сердце бури спорных помыслов о рангах и преимуществах, – не копите ненужного, а имея пищу и одежду, сими довольны бывайте. – Иначе чем будете вы разниться от людей, работающих не Господу, а мамоне?! Не говорите: как это можно? – Трудно правда, но не невозможно. – Делая все то, что вы делаете, можно держать сердце свое отрешенным от всего. – Сделайте так, и благо вам будет...

3) Пребывайте в терпеливом послушании, во взаимном согласии и крепком мире, покрывая любовным снисхождением немощи, какие достались на долю каждой, пребывая в верности и уставу монашескому, вычитываемым наставлениям св. подвижников и частным советам ваших духовных отцов и стариц опытных. Будьте подобны шару, который без треска катится, куда его ни толкнуть. – Все сие удобно совершит всякая из вас, коль скоро решительно отречется от своей воли. – Пока есть своя воля, нельзя не быть треску и гаму, раздорам и непокорности в самой мирной обители. Своя воля есть адское семя, – есть дорога сатане и полчищам его в мирные жилища Божии.

4) Главное же – убедите свой ум и свое сердце, что вы уже мертвы для всего здешнего; переселитесь вашим сознанием и чувством в другой мир, – и там пребывайте, являя себя чуждыми всему вас окружающему, всему тварному и земному... Так устройтесь внутри, что будто никого и ничего на свете нет, кроме вас, и единого в Троице покланяемого Бога. – Дайте хоть мало коснуться сему помышлению вашего сердца, – и сами увидите, как оно перестроит все ваше внешнее и внутреннее!..

Вот вам четыре гвоздя? Ревность о спасении – неугасимая, изгнание всего мирского из ограды монастырской, отречение от своей воли, умертвие всему и житие единому Богу! – Пронзите ими руки и ноги сердца вашего, и вы явите себя распятыми, – и возможете говорить со Апостолом, что не только вам мир распялся, но и вы миру. Господь да настроит вас на дело сие и да укрепит в трудах и неизбежных при сем болезнях сердца – молитвами Алексия, человека Божия. Аминь.

Наверх