Проповеди на праздники:


Проповедь на отдание праздника Преображения Господня, 2001 г.

Господь однажды сказал Своим ученикам: (Мф. 13, 33). Может быть, некоторые из мужчин и не знают, как это происходит, но уж каждая женщина, если не пироги, то блины когда-нибудь делала и знает, что происходит с тестом, когда туда небольшую часть закваски кладут. Это тесто меняет свою структуру. Оно становится другим, а после того, как его пекут, оно становится хлебом в той или иной форме. Конечно, Господь не случайно привёл такую притчу, чтобы пояснить этот механизм. Сегодня у нас последний день Преображения, завершение Успенского поста. Конечно, эта закваска, которую некогда каждый из нас получил от Бога, она тоже в нас действует. Наша жизнь меняется.

Всякий человек, который имеет опыт в том, чтобы печь, знает, что всё играет роль в этом процессе. Во-первых, пропорции самого количества муки и закваски. Если доля закваски очень мала, то процесс сквашивания будет идти дольше, а если очень велика, то очень быстро, но искомое не получится. Представим себе, что на полкастрюли муки с водой положим полкастрюли дрожжей. Это будет несъедобно. Многое зависит ещё от окружающей температуры. На медленном огне будет одна ситуация, а если всё это поставить в холодильник, то вообще может не закваситься. Влияет всё, дажt то, будем ли мы помешивать или нет.

Закваска эта – это есть слово Божие, которое некогда коснулось каждого из нас, нашего с вами сердца. Эта пропорция между словом Божиим и возможностью восприятия нашего сердца разная. Большинство людей вообще никак на эту закваску не реагируют. Представим себе, мука, которая пролежала полтора миллиона лет, она стала как камень, как асфальт. Но если она способна и свои свойства сохранила, то тогда этот процесс сквашивания возможен.

Поэтому Господь и говорит: всякий, кто от истины, слушает гласа Моего (Ин. 18, 37). Каждый человек уже рождается грешником, нам свойствен грех, мы это видим уже в детях. Каждый ребёнок, конечно, доставляет много радости своим родителям, но неприятностей и всяких проблем гораздо больше. Почему люди стараются от детей как-то избавиться, чтобы их было поменьше? В Европе вообще полно таких объявлений: “Сниму квартиру в подъезде, где нет детей”. С ними всё время какие-то трудности, проказы, шалости. Детская преступность у нас за десять лет увеличилась в шестьдесят раз. Не в два, не в три, а в шестьдесят. Понятно, что это каким-то образом касается практически каждого. Даже такие на вид тихие и безобидные мальчики и девочки и то жалят взрослых и друг друга словами, всякими грубостями. Порой удивляешься, откуда в таком маленьком человеке столько греха? Потому что человеческой падшей природе это свойственно. Если человека сравнить с хлебом, то он совсем несъедобный, горький.

Господь пришёл на землю и стал этой закваской. Слово Божие воплотилось, стало плотью. Он соединился с человечеством. Это трудно умом понять, но человеческое падшее естество соединилось с Божеством. Это соединение осуществилось в Иисусе Христе. Наша природа повреждена не поверхностно. Например, человек шёл, поскользнулся и упал в грязь. Сходил в душ и отмылся. Та грязь, которая присуща человеку, она внутри, она в его душе. Так просто душу отмыть невозможно. Господь фарисеям говорил: очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их (Мф. 23, 26). Когда мы говорим, что бутылка чистая, мы имеем в виду, что она внутри чистая, что её можно использовать, а не то, есть ли пыль снаружи или нет. Когда добрые вина предлагают на дегустацию, даже особенным образом радуются, что она из подвала, немножко пылью покрыта. Её потом, конечно, обтирают, но приносят в пыли, чтобы показать, что она урожая шестьсот тридцать второго года, поэтому цена такая большая. Речь идёт о том, что внутри. Господь соединил Божество и человечество, чтобы во всём человечестве начался новый процесс брожения.

Он это сравнивал тоже с другим таким понятным жителям Востока примером. Говорил: Не вливают также вина молодого в мехи ветхие (Мф. 9, 17). Мехи для вина делали из кожи. Старая кожа не эластичная, а молодое вино ещё всё бродит, поэтому собираются газы, оно расширяется, и мех может лопнуть. Жидкости, когда расширяются, в них возникают чудовищные силы. Древние египтяне, когда нарезали эти кубики, из которых потом складывали пирамиды, кубики по двести тон, брали кусок дерева, забивали в щель, а потом поливали водой этот клинышек. Он разбухал, и огромные глыбы лопались точно по шву. Такая сила, что камень рвёт. Причём рвёт камень на огромной длине, такая мощь у воды. Она совершенно не сжимается. Господь об этом говорит.

Началось с одного народа, даже с одной его только части, несколько десятков человек поверили Христу. Почему они поверили? Не потому, что Он им доказывал что-то или в чём-то убеждал, или какое-то насилие над их умом производил. Совсем нет. Он задел в их душе живые струны, которые там оставались. Появился отзвук. Есть такие замечательные русские поговорки: “как об стену горох” и “хоть кол на голове теши”. Представьте себе, человек разговаривает, а ему на голове затёсывают кол. Попробуй на полированном столе затеши кол, весь этот стол будет изрублен в том месте, где тесали. Какая же должна быть невосприимчивость у человека, что ему кол на голове теши, а он этого как бы не ощущает. Большинство людей совершенно невосприимчивы к слову Божию, хоть кол на голове теши. Или как об стену горох, который отскакивает на то же расстояние практически, с какой силой этот горох бросили. Никакой реакции этой стены или этого стола нет.

Но живой процесс сквашивания идёт. Идёт уже две тысячи лет. В это вовлекаются не только целые народы. Потом этот процесс может ослабляться. Бывает, даже в разных народах в этот процесс вовлекаются только какие-то отдельные люди. Весь народ может быть совершенно далёк от Христа, а один-два человека в нём ради Христа могут чудеса мужества, храбрости, терпения и любви проявлять, как бы вопреки направлению жизни людей, живущих в данной местности. Жизнь меняется, это изменение, преображение – это есть изменение образа со звериного, очень неприятного, который всё разрушает, на образ созидающего человека, творящего добро, который одержим не духами, которыми обычный человек одержим (сребролюбия, зависти, гордости, блуда, уныния, тщеславия, чревоугодия), а наоборот, прямо противоположно тому. Конечно, пока такие люди существуют, это брожение, эта жизнь в человечестве сохраняется.

Как только этот процесс кончится, все сердца окаменеют, то история закончится, потому что только это есть движущая сила. Это касается и всего человечества, и какого-то отдельного народа. Что в нём победит, два таких начала – Христос или Его заменитель, идол. Господь сказал: Никто не может служить двум господам <…> Не можете служить Богу и маммоне (Мф. 6, 24). Те люди, которые не знают Христа, у них ничего не остаётся, как только служить деньгам. Они их любят, от них шалеют, им поклоняются, к ним стремятся. Все их думы, все страдания, все помыслы, всё вокруг этого. Вообще весь строй жизни так выстраивается. Даже посмотреть, что людей интересует прежде всего? Именно благосостояние чисто экономическое. Все люди обеспокоены чисто экономическими проблемами, но никак не духовными. Это говорит о том, что приоритеты в человечестве чисто денежные, следовательно, временные. Понятно, что покойнику, а мы все покойники, только без пяти минут, совершенно деньги не нужны. Тем не менее такая немощь человеческая, это безумие в этом заключается, что человек вроде бы понимает всю неправду своей жизни, но не может от этого освободиться. Почему? Потому что это страсть. Это когда экзема зудящая – и вдруг какой-то умный человек говорит: “Не расчёсывай”. Как «не расчёсывай»? Я не могу, у меня зудит. Попробуй не чеши, когда чешется. Страсть, ничего не поделаешь. Нужно только исцелить экзему, тогда не будет этой страсти.

Христос пришёл для того, чтобы новую жизнь вдохнуть в это падшее, умирающее, распадающееся на части и гибнущее человечество. Действительно, две тысячи лет присутствующие среди миллионов, а теперь уже миллиардов людей люди, которые следуют по стопам Христа, они от окончательного распада всё пока удерживают. Но, тем не менее, распад совершенно виден невооружённым глазом. И распад каждой отдельной личности, и народов, и всего устройства. Каждый из нас может ускорить этот процесс и в самом себе, и среди окружающих каждого из нас людей. Понятно, что слово или жест отца, матери очень сильно влияет на детей. Бывает, что кто-то что-то скажет, и это почему-то врезается на всю жизнь, и хорошее слово, и дурное. Понятно, что мы тоже такую ответственность несём. Мы можем и в добрую сторону на своих детей повлиять, и в дурную. Потом будем последствия этого иметь вдосталь. Конечно, Богу угодно, чтобы как можно больше людей приходило к Нему. Это понятно, Он же всех любит, мы все Его чада. Ничего не сделаешь, если люди не хотят, Бог не может насильно заставить идти к Нему. Если мы всё-таки выбрали этот путь, пусть нас немного, мы не самые толковые из всех, но нужно стараться идти этим путём преображения собственной жизни. Как это возможно? Ведь в нас тоже действуют страсти, те же страсти, как и во всех остальных людях. Да, и среди нас попадаются люди со страстями, которые развиты даже больше, чем у некоторых людей, живущих в миру, но у нас есть одно преимущество, которого нет у людей, которые живут вне Церкви. Мы можем припасть к Богу, как к источнику живой воды, мы можем обратиться к Нему с молитвой, мы можем соединиться с Ним в Святом Причастии. Больше этого соединения ничего не бывает, ни на земле, ни на небе. Он может преобразить нашу жизнь, только если мы этого захотим и если мы будем об этом Его просить, если будем целиком надеяться на то, что только Он может нас спасти от этой смерти духовной, от этого распада. Если мы так будем взывать, как говорят: “Ищи, как хлеба ищут”, тогда, конечно, будет и результат. Это есть прошение с верой. Не в количестве дело, что прочитать, куда съездить, к чему приложиться, не от денег на билет зависит, а от того, сколько вложено твоей души, как сумеешь вложить эту свою душу. Как это получится? Только от этого зависит.

Господь, во-первых, и Сам хочет того же, каждому хотел бы помочь, но Он может действовать только адекватно нашему желанию, не сверх того. Если Он видит, что нашего желания нет, несмотря на все наши слова, Он помочь нам хотя и хочет, но не может. Как интересно, всемогущий Бог – и не может помочь. Дело в том, что одно из наших свойств, хотя мы люди грешные, – это свобода. Бог не может её отнять. А что будет, если Он отнимет у нас свободу, заставит нас стать хорошими? Некоторые так и думают, что всех плохих надо уничтожить, оставить хороших, тогда всё будет нормально, жизнь будет лёгкая. Этих расстрелять, этих расстрелять, таких убивать надо. Если начать этот процесс, то через месяц вообще никого не земле не останется. Если по-хорошему подойти, скрупулёзно, то ни один человек не достоин на земле жить. На эту тему всякие эксперименты бывали, кончались они смертью сначала тысяч, потом миллионов, потом десятков миллионов, а уж в двадцатом веке сотен миллионов людей, когда кто-то вдруг решал, кому жить, а кому не жить. Когда один человек решает за другого, это всегда кончается уже теперь сотнями миллионов смертей людей, по сравнению с теми, кто их убивал, такими же виноватыми или такими же невиновными, как и сами убийцы. Вот как интересно. Никуда от этого не денешься.

Путь только один – если мы достигаем преображения нашей жизни. Пусть оно начнётся с чего-то очень малого, с незначительного улучшения. Представим себе, приходим после какой-то дикой пьянки в какую-то квартиру, там ужас что творится и на полу, и на столе. Кошмар. Мы решаем как-то убрать. С чего начнём? Соберём хотя бы бутылки целые и битые, с дивана соберём, из-под стола выметем, то, что на балконе грудой лежит, все-все бутылки собрали и вынесли в контейнер. Теперь посмотрим. Ну да, грязь, ну да, мусор, но всё-таки лучше, чем было. Лучше, действительно. Сначала всё убрать, потом всё вымести, потом вымыть, а потом то, что грязно, постирать, высушить, погладить, вновь постелить, а можно и ремонт сделать, потолки побелить, новые обои. Вообще следов не будет, даже запаха не останется, всё будет совершенно по-новому. Так и с душой. Начиная с того, что видно самому, что бросается в глаза, обращаясь к Богу. Бывает, человек начинает сам: «это я буду, а вот это не буду», потому что мы привыкли, что примерно с двух с половиной лет человек начинает говорить: “Я сам”. Он ещё ничего не умеет, но он всё время говорит: “Я сам. Оставьте меня в покое, я сам знаю.” Ребёнок не хочет, чтобы ограничивали его свободу. Он делает только то, что он хочет, поэтому он падает с дивана, поэтому он расшибает голову, бегает не с той скоростью и натыкается на всякие углы. Он калечится, за ним всё время надо смотреть, он всё время находится в опасности. Потом, если он вырастает, там другое начинается. Вообще, то, что две трети детей просто не погибают под колёсами, это только благодаря Ангелам-Хранителям, которые как-то хранят. Что дети выделывают – удивительно, как они живыми остаются в таком городе, где опасность за каждым углом их подстерегает. Это вообще чудо. Они совершенно неуправляемые. Ему надо, он побежал, совершенно не думает, что там автобус, тут автомобиль. То, что в данный момент его не задавили – это лишь работа его Ангела-Хранителя. Ребёнок не думает, он и не может думать, ему нечем думать, у него и опыта такого нет. Его всё время надо держать за руку, а он дёргается, выворачивается: “Я сам! Пусти, я сам!” Какой «пусти»? Пустишь – и потеряешь ребёнка, или калекой станет.

Господь даёт нам возможность делать всё, что нам захочется, идти любым путём. Одни идут путём зла, другие путём добра. Чаще всего всё перемешивается. Бывает так, что первые пять минут человек кого-то осуждает, поносит, ругает, а потом опомнился и начинает тут же в этом каяться: “Прости меня, Господи. Зачем я осуждаю, это нехорошо, мы плохо себя ведём”. Потом сознание переключилось, опять начинает поливать, но уже другого. И так то грешит, то кается. Вся жизнь таким образом перемешана. Краска получается и не голубая, не жёлтая, не красная, но и не чёрная, а если всё смешать, то она такая серая. Поэтому жизнь наша такая серая, одинаковая. У всех грехи совершенно одинаковые, у всех жизнь совершенно одинаковая. Отношения в семьях, все проблемы мужей с жёнами, родителей с детьми, стариков с молодыми, они абсолютно одинаковые, как будто по трафарету или из типографии выпустили. Всё одинаковое. Как мода: сегодня так, значит все оденемся так, завтра так, значит все оденемся эдак. На человека очень влияет то, что принято, как у людей. Мало у кого хватает фантазии так выпендриваться, что ни у кого так, только у меня самого. Да и то, завтра то же самое подхватят и уже забудут, кто первый начал. Хотя и в этом тоже смысла нет, потому что это всё внешнее. Нам всем надо постараться приобретать внутреннее. Во-первых, это вечно, во-вторых, это спасительно. Благодаря этому мы не только жизнь продлим, мы можем на своём примере нашим детям продемонстрировать, чем отличается хорошее от дурного. Каждый человек, который не глуп, понимает, что такое добро, что такое зло.

Вообще весь вот этот процесс распада этим самым мы хотя бы тормозим, если не останавливаем. Очень важно, каждый из нас своими малыми усилиями в течение своей жизни в каком процессе участвует – в процессе преображения или в процессе гибели? Говорят: внёс достойный вклад. Вот во что каждый из нас вносит достойный вклад? Это самое важное, это есть результат жизни человека. Условно можно сказать, что из этого и суд человека состоит. Это, действительно, стоимость и цена человеческой жизни. Что этот данный человек привнёс в жизнь? Что после него осталось? Шлейф гари, помойка, битые бутылки, гора трупов, разрушенные семьи, ублюдочные дети, что осталось? Или хотя бы пара стихотворений, ещё что-то или вообще ничего, один кошмар и ужас? От человека должно что-то остаться, хотя бы воспоминания о нём в ком-то, что да, был такой человек, он был хороший. Очень важно, что человек после себя оставляет воспоминания, что он был не плохой человек, а хороший. Даже чтобы после себя одно слово заслужить, и то это большая проблема, потому что это всё складывается по кирпичикам: хороший отец, хорошая мать, хороший работник, хороший стрелок, хороший хозяин, хороший менеджер, что-нибудь хорошее. Или нет, только рассматривает весь мир с точки зрения, чего бы с него взять. Совершенно противоположная конструкция и совершенно противоположный ориентир.

Христос пришёл не для того, чтобы демонстрировать, как на флоте: “Делай, как я”. Есть система флаговых знаков, семафор, и вся флотилия подчиняется. А тут совершенно другая задача, это было Его свойство. Будучи Богом, Он не мог иначе поступать, и Он поступал так. А уже апостолы были научены Им, поэтому они учили и действовали не так, как их папа с мамой учили, а Христос – их Учитель. Так и мы. Иногда приходят в храм, подходят к священнику и спрашивают: “А как вот это и это?” Как будто человек вообще никогда Евангелие не читал. Там всё написано чёрным по белому, какие вообще вопросы? Какая-то сложная жизненная ситуация, но в Евангелии прямо конкретный есть ответ на это. Не хотят читать или не понимают, это как-то странно. Другое дело, с улицы пришёл, это понятно, а человек, который в храм ходит постоянно, но такие странные вопросы задаёт, это удивительно. Некоторые вообще – пятнадцать лет знаешь человека, а он всё одно и то же спрашивает, никак не может усвоить такие простые вещи, которые не являются даже ребусом, которые зависят только от желания человека. “А можно или нельзя?” Хочешь, можно, а не хочешь, нет. При чём тут «можно или нельзя»? “Батюшка, а вот Вы батюшка, а Вам можно?” Я говорю: “Можно”. Что нам можно, то и всем можно. А что нам нельзя, то и всем нельзя. Вот и всё. Если ты человек, тогда тебе можно, а если ты животное, тогда тебе нельзя. И наоборот, если ты животное, то тебе можно, а если ты человек, то тебе нельзя. При чём тут батюшка или не батюшка. Ты, собственно, кто, человек? Или петух какой-нибудь, или гиббон? Совершенно другая ситуация – то, что для гиббона вполне нормальная вещь, то для человека совершенно невыносимая ситуация. Но человек может вполне повести себя как гиббон в какой-нибудь ситуации и, как ему кажется, вполне неплохо себя чувствовать первое время.

Хотя бы в эти оставшиеся мгновения поста давайте постараемся прийти вот в это христианское чувство. Помоги нам в этом, Господи!



https://www.dimitrysmirnov.ru/blog/propoved-106670/





Проповеди на праздники:

Наверх