Проповедь на освящение храма в Темниковском девичьем монастыре, 17.08.1859
Так ныне завершились труды ваши и ваши заботы об устроении благопотребного вам другого храма. – Благодарение Господу и о сем даре! – Говорю – даре: ибо хотя и вам не мало было дела, но что могли вы сделать, если б не Господь! В нечаянных пособиях, да и во всем другом не осязали ль вы сами близкой, благодеющей руки Его? Исповедуя же дар, что воздадим Господеви – Благодателю? Воздадим должное, по намерению Его, употребление дара, именно: –
1 ) Храм устроен не для того, чтоб быть только внешним – пустым свидетелем благочестия, но для того, чтоб быть всегда полну теми, для кого назначается. А это налагает на вас обязанность неопустительно бывать в сем храме на всех положенных уставом службах. Дав обет работать Господу в трудах подвижнических и молитвенных, вы, конечно, и не намерены поблажать своей в сем отношении лености. Но да не искусят вас какие-нибудь благовидные прилоги... Обычные у подобных вам тружениц. Да не искусит вас, во-первых, позыв – опустить ту или другую Божественную службу, – по нужде закончить требуемую работу. Помните, что работы не бывают благопоспешны, когда нет на них благословения Божия, а сие благословение надо привлечь и низвесть с неба... Чем же и где? Молитвой во храме. Когда испрошено благословение, то один час заменит труд целого дня; тогда как без него все рвется и путается, – и день проходит даром. На это вы сами уже, думаю, имеете немало опытов. Не делайтесь же сами себе наветницами! –
Да не искусит вас, во-вторых, льстивое помышление – остаться в кельи, когда другие идут в храм – из желания поусерднее помолиться уединенно от других... Разве нет для уединенной молитвы другого времени, кроме часов, назначенных для общей молитвы? Тогда и молитесь – одни. А на общую, уставом положенную службу, всегда надо ходить... Тут в собрании молитва бывает теплее и усерднее и всегда плодотворнее. Где два или три собрани во имя Мое (Мф.18:20), – говорит Господь, – там и Аз посреде... а где Господь, там всякое духовное благо... Как жаль, что иные сами себя лишают сего сокровища! Не бывает ли и так, что иные, оставшись в кельи, и общую молитву пропускают, и дома не успевают помолиться, и таким образом делают два зла – порядок нарушают и себе вред причиняют... Потому – не лучше ли однажды навсегда – положить себе за правило: никогда не поблажать таковому помыслу?
Да не искушает вас, в-третьих, и та поблажка, по которой приходят в церковь не к началу служб, или выходят прежде окончания их. – Помните, что всякая служба есть одно целое, – и только в целом своем составе совершенную доставляет пользу. Как пища тогда только и вкусна, когда она имеет все приправы, так и служба тогда только удовлетворяет вполне духовный вкус, когда прослушается вся сполна. Следовательно, кто пропускает начало ее или не достаивает ее до конца, тот и трудится, и сам же себя лишает плода трудов, или одной рукой созидает, а другой – разоряет. Итак, создав, украсив и освятив храм сей, и ходите в него неопустительно, отвергая всякие пустые предлоги, – и это первое.
2) И в храм ходить надобно не кое-как, а как должно. Ибо можно всегда ходить во храм, – не на похвалу однако ж, а на осуждение себе – ходить и никакой от того не получать пользы духовной. Все сюда относящееся можно совместить в следующих правилах: с первым ударом колокола надо бросить всякое дело и готовить душу свою к церковной молитве: прочитыванием: Богородице, Дево, радуйся.., или: Царю небесный.., Отче наш.., или другой какой-либо молитвы; подходя ко храму, у порога его надо оставить все заботы и попечения о делах, чего бы они ни касались, чтоб невозмущенной мыслью войти внутрь. Вступая в церковь, надо облечься, как одеждой, благоговением, помня, к кому приходим, – и к кому намерены обращаться в молитве; в храме заняв место свое – лучше всего всегда одно и то же, – надобно собрать мысли воедино и стать умом пред лицо Господа вездесущего, принося Ему благоговейное поклонение телом и духом в сердце сокрушенном и смиренное припадание; после сего – надо с мыслью неразвлеченной следить за всем что действуется – что поется и читается в церкви, – и это до самого конца службы. Вот и все! Поступая так, не будем скучать в церкви, – озираться туда и сюда и заводить разговоры, и не будем желать, чтоб скорее кончилась служба. Ибо тогда переходя от одного молитвенного чувства к другому, – и от одного благоговейного помышления к другому, мы будем походить на тех, кои в саду благоуханном переходят от одной группы цветов к другой; вследствие чего духовная теплота – плод внимательной молитвы, – исполнит сердце наше невыразимой сладостью, которая не дает заметить телесного в стоянии труда, – и соделает краткой всякую службу. – Напротив невнимательный к тому, что совершается в церкви, – мечтает о пустых вещах и делах; – но и сим делам не помогает, и время молитвенное губит по-пустому, – сам себя расстраивает и лишает плода молитвы – готового, который сам, так сказать, дается в его руки... Да избавит вас Господь от греха сего!
3) Пользуясь, таким образом, как следует – службами церковными, мы мало по малу будем достигать и того главного, чего ради даются нам сии видимые храмы, – именно непрестанной, в сердце совершаемой умно, молитвы Богу, которая соделывает сердце наше храмом Богу нерукотворенным... Заповедь о сей молитве преподана нам св. Апостолами; о ней была вся забота и у всех святых подвижников... И нам будет стыдно, – если, устроив сей храм вещественный, не позаботимся об устроении храма невещественного... для которого собственно и существует вещественный. Что пользы иметь орудие и не уметь им делать то, для чего оно устрояется?.. Кто неопустительно бывает на всех службах и слушает их как должно, – тому легко достигнуть сего неоцененного блага духовного... Не много еще нужно приложить ему к сему труду неопустительного хождения в храм, именно – приложить заботу о том, чтоб сохранить не угаснувшей теплоту сердца, возбужденную в храме, – чрез хранение внимания, которым была осенена здесь душа. А для сего – возлюбить уединенное сидение в келиях (исключая нужных работ), – частое поклонение Господу пред иконами... прочитывание по временам слова Божия, отеческих писаний, – а главное – приобресть навык творить непрестанно краткую, но сильную молитву: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя... По мере таких трудов душа все более и более будет осеняться благодатным присутствием Божиим, которое и ум возведет к Богу и сердце исполнит сладостными воздыханиями: что и есть непрестанная молитва.
Сего дара Божия, как воздаяния за ваш труд, паче всего желаю вам... Создав храм сей и украсив, да созиждетеся и сами в жилище Божие духом – в храм духовен – возносити жертвы благоприятные Богови Иисус Христом... (1Пет.2:4–5). Аминь.
17 Августа, 1859 г.