Проповедь на неделю Всех Святых в земле Российской просиявших. 2015 г.
Сегодня наша Церковь вспоминает Всех святых, в земле Российской просиявших. Огромный сонм людей совершенных с христианской точки зрения. Все они были разные, и разных сословий, и разных возрастов, разного имущественного положения, но всех их объединила благодать Святаго Духа, которая и соделывает человека святым. Очень многие люди, даже те, кто в храм ходят, они хоть и усвоили в какой-то степени терминологию, знают словосочетание «спасение души», но, к сожалению, не понимают, что это такое. И происходит так, как Николай Алексеевич Некрасов говорил: «Мужик что бык: втемяшится в башку какая блажь – колом её оттудова не выбьешь». И вот эти вот какие-то странные мысли, стереотипы, мнения настолько прочно в головах людей сидят, что полностью препятствуют им понять, собственно, а в чём христианство состоит. И поэтому, как маленькие дети, они думают, что всё христианство состоит в том, чтоб в среду Петровским постом съесть мороженое или подождать до пятницы. Вот такие все проблемы. Что кушать, что не кушать, что надеть, что снять, поехать или не поехать. А всё совершенно не так. Твоя возможность угодить Богу никак не зависит от того, поехал ты или остался, какая на тебе одежда, что ты предпочитаешь есть на ужин. Совершенно не это. Даже не играет большой роли, собачишься ты со своей матерью или живёшь мирно. С точки зрения социальной, конечно, мирно жить лучше, удобней. Но не это главное.
А что же? Что человека спасает, от чего и что такое спасение? Так вот, спасение – это пребывание души человека в благодати Божией, как в некотором сосуде. Нас многое беспокоит: взаимоотношения с людьми, какие-то финансовые проблемы. А если мы хотим достичь спасения, нас должна беспокоить исключительно только одна задача: угодны ли мы Богу? Наша жизнь, наши мысли, наша походка, наши слова, мы сами как существа, как его дети. Он, наш Отец, нами доволен или нет? Наш выбор тот или иной согласен, согласован с Его Божественным желанием или же нет, мы действуем по каким-то схемам, по каким-то, может быть, даже очень правильным книгам? Но это ведь не обязательно, что то, что написано в одной книге, подходит всем. Потому что все болезни разные. Но нам, к сожалению, мешает наша эмоциональность, наш жизненный опыт, наше дурное воспитание, наше неумение себя вести по-христиански, потому что мы не знаем, что это такое. Поэтому большая у нас проблема с тем, как воспитывать детей. Потому что нельзя же механически переводить приёмы, о которых рассказывает один человек, на других людей. Христианство – это есть постоянное напряжение своего ума, сердца и совести, это постоянное наблюдение за собой, это постоянное общение с Богом. И это всё время соотнесение того, что я сделал, с тем, угодно ли это Богу. И когда человек научится свою жизнь воспринимать только через непрестанное общение с Богом, тогда он увидит, что в нём, в его жизни хорошо, а что плохо. А так человек всё время в панике: то он прогневался, то он позавидовал, то он что-то резкое сказал, то он поленился. И так всё время мечется. Проходит 10 лет – ничего не меняется, 20 лет – ничего не меняется. Да хоть 100! Потому что спасение души он ищет там, где его нет. А спасти душу человека от греха может только Бог. И человеку нужно искать Самого Бога. И святые угодники Божии – это те, которые Богу угодили и Его нашли. И он руководствовался в своей жизни, в словах, в мыслях, в чувствах, в поступках не своими идиотскими представлениями о том, что есть христианство, а руководствовался непосредственно благодатью Божией, которая, поселяясь в сердце человека, руководит этим человеком. Святой – это не просто хороший человек. Вот эта «хорошесть» – это уже, собственно, продукт святости. Если ты будешь свят, то ты будешь и хороший, а если ты хороший, совсем не обязательно, что ты свят. Хороший человек одинаково может погубить душу, как и плохой. Потому что спасает душу от греха исключительно одна только благодать Божия, которую человек должен стяжать в результате своей жизни. А человек, к сожалению, занимается всё каким-то землеустройством. А на самом деле должно быть не так.
Старец Силуан жил на мельнице, и у него было какое-то количество трудников. Тогда каждый монастырь на Афоне занимался и строительством, и было большое хозяйство, и все монахи руководили этим процессом, и туда приезжали тысячи людей. Если сейчас – до сотни, то тогда было до тысячи, до двух, до трёх тысяч! Это целые маленькие города. И у него спрашивали: «А что, Силуан, у тебя все так хорошо работают? Как ты ими управляешь?», он отвечает: «Да никак, я просто молюсь за каждого». И благодать Божия ему в этом помогала. Можете себе представить, что Бог этому человеку, Силуану, не мог ни в чём отказать, и благодатью Своей воздействовал на его трудников, и они работали лучше всех. Вот и всё. Без всякой логистики, без всякой стимуляции, без всякой мотивации. Даже не сообщая им, что он с ними делает. Потому что, если б он сказал, они бы не удивились. Ну в что, монах, он и должен молиться. Ну вот он и молился.
А мы, к сожалению, молитву воспринимаем как нечто механическое. Молитва не может быть механической. Молитва – это исключительно сердце к сердцу, душа к душе, если можно так выразиться в отношении человека и Бога. Понятно, что у Бога нет сердца, Он Сам одно сплошное сердце, которое шире всей вселенной, причём места хватает там каждому из нас. И не из нас. Потому что с одними есть у Него какое-то общение, а других ждёт, может быть, кто-то ещё проснётся, очнётся.
Так же и будущее нашего мира. Сейчас возникло некоторое напряжение. Непонятно, чем это кончится. Действительно затеют ли войну, либо это всё блеф, попужать. Такая тоже есть традиция. Мы этого не знаем. Но спасение даже в такой мелочи, как война, тоже зависит от того, какое количество людей придёт к Богу, не формально выполняя какие-то простые вещи, а именно чтобы сердце нашло Бога и возлюбило Его, и была бы готовность отдать всё своё сердце со всею своей жизнью именно Ему. Вот такой веры, к сожалению, у нашего народа пока не хватает. А если не хватает, зачем он нужен и вообще кому? Если сын забыл про мать и не звонит, не пишет, не приезжает, и она не знает, жив он или нет, то какая разница, жив он или нет. Это непринципиально. Конечно, Бог знает всё про каждого. Но на то он и Бог. Но так ли мы знаем нашего Бога, Которого познали наши святые?