Проповедь на неделю мясопустную, о Страшнем суде. 2014 г.
Во имя Отца и Сына, и Святаго Духа!
По милости Божией дожили до страшного суда, когда мы вспоминаем вот эту притчу. И так совпало, что этот день, когда мы празднуем день защитника отечества и день воспоминания о страшном суде, на Украине сложилась такая ситуация, что эти два дня как бы даже указывают вообще на то, что происходит. Это тоже очень промыслительно, потому что в таких случаях никто специально не заказывает, когда и чему случиться, но есть пища для размышлений и даже таких литературных изысканий.
Итак, Господь сказал: «Когда приидет Сын Человеческий во славе Своей, и все святые ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы, и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов. И поставит овец по правую свою сторону, а козлов - по левую. Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: «Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте царство, уготованное вам от создания мира, ибо алкал Я, и вы дали Мне есть, жаждал, и вы напоили Меня, был Странником, и вы приняли Меня, был наг, и вы одели Меня, был болен, и вы посетили Меня, в темнице был, и вы пришли ко Мне».
Это, конечно, притча, в которой Господь хочет поведать нам самое главное, что будут истязывать у человека на страшном суде. Речь будет идти о исключительно об одном душевном качестве, которое именуется милосердие. То есть тот человек, который в результате своей жизни достиг милосердия, этот человек угоден Богу, и Господь ставит его одесную, с правой стороны, а тот, который не достиг милосердия, может быть достиг чего-то другого: станет великим спортсменом, великим ученым, великим там педагогом, великим банкиром, великим силачом, великим математиком - для Бога это не играет никакой роли. Если возьмем какого-нибудь великого математика, Гаусса, допустим, то по сравнению с Богом, Гаусс — это ученик подготовительной группы 1 класса. В математике очень много вообще нерешенных проблем, они так потихонечку человеками решаются, но сама математика, она бесконечна, и все достижения человека по сравнению со знанием Божиим, они так весьма и весьма ничтожны. Для, конечно, того мальчика, который действительно ходит в подготовительную школу, ему кажется, что математика — это такое вообще грандиозное. Как и муравью наши домики, которые мы построили на земле, они кажутся колоссальными. А если смотреть с луны, даже Гималаев не видно. Земля представляет собой бильярдный шар, абсолютно гладкий. Потому что Гималаи - очень маленькие там, семь тысяч с лишним метров по сравнению с масштабом всей земли — это небольшая, так сказать, погрешность, недополированный шарик в каком-то там месте и на глаз это вообще не видно. Все это в сравнении. Милосердие же - вещь бесспорная.
От греха все люди становятся раздражительные, злые, у каждого из них свои интересы, которые он ставит всегда выше других. И поэтому между людьми всегда борьба. И прям на грудном уровне. Если мамочка одного из близнецов берет первого к груди, то второй начинает орать из зависти. Обычная такая история. У них уже конкуренция, раздражительность, зло и так далее. Зло до такой степени, что пупок развал развязывается, приходится операцию делать. Чем дальше, тем больше. Все люди все более злы, все более уже способны в пределе, способны даже друг друга убивать из-за каких-то временных интересов, из-за зависти, из-за обиды, из-за какого-то сказанного слова, и так далее. Так вот Христос пришел на землю и пожелал это изменить. Указал, что если будем идти путем развития в себе зла, мести, кровной мести и так далее, то исчезнем с лица земли. Эта злоба, она убьет всех. И вот благодаря тому, что две тысячи лет назад Христос пришел, изменилось очень многое в мире. И появились люди, которые готовы были взять это зло и остановить на себе, чтобы оно не пошло дальше, потому что если я мщу, то зло продолжается, если я — это последняя точка зла, то оно на это прекращается. Поэтому Господь и заповедовал: ударит в правую, подставь другую. Ты немножко потерпишь, но зло дальше не пойдет, и для всех людей, и для вселенной это в этом спасение. И вот избрал Он несколько рыбаков для того, чтобы из них основать, как на камнях, Церковь, чтобы она следовала этим Его таким пожеланием и пришла к тому, что в человек, следуя заповедям Христовым, заповедям любви, потому что все они основаны именно на этом. Не на чувстве, которое обычно у нас особенно женщины... Они думают, что если некий человек тебя режет живу, то ты должен испытывать к нему чувства ну как твоему новорожденному младенцу. Но это совсем не так. Достаточно просто не мстить и не проклинать, а молиться, потому что тот, кто режет, ему хуже, чем тому, которого режут, потому что ни один человек злобой он насытиться не может, и конец его всегда один. Всегда один конец у бандитов, всегда один и тот же конец у воров, всегда один и тот же конец у непослушных детей, которые истязают своих родителей, всегда один конец у всех революционеров, так сказать. Обязательно всем в конце концов бошки отрубают. Это неизбежный закон. Причем кто-то из своих. Другого пока в истории нет. Но бывает там из них очень много, то один-два, где-то прячась, могут дожить до какого-то времени. Вот мы сейчас видим, что даже некоторым уже по 90 лет, а их все равно приговаривают к пожизненному заключению. То есть все равно нашли, все равно петелька, на которой тебя удавят, она все равно есть. Это совершенно такой закон. Поэтому Господь говорит: Мне отмщение, и Я воздам. Потому что ни один человек, делая гадости людям, он не находил в этом счастье, даже если был садист. Такой человек живет беспокойно, у него нарушается психика, он постоянно в страхе преследования и в общем ничего этим не достигает. Ему кажется, что он очень важный, что ему все подчиняются. Нет. Нет. Это все очень временно. Человек же, умирающие за правду Христову, наоборот, он даже если страдает, он знает, за что. Он видит в этом смысл, этим служит Христу. Это дает ему радость и в этом веке, и в будущем, потому что это и красиво, и благородно, и правильно, в этом есть великий смысл, и так же поступил Сам Христос. Поэтому Он и рассказывает о страшном суде. Это не будет там вот как иногда рисуют: весы, и будут на одной чашке весов все твои хорошие поступки, а на другой - все твои плохие. Нет, это совсем неправильно. Будут судить по результату. Вот, дорогой, глубокоуважаемый человечек, вот тебе дана была такая жизнь; тебе дана была такая национальность; ты был существом вот такого пола; тебе дан определенный запас разума, речи; у тебя была семья; у тебя была школа; у тебя были друзья разные. С точки зрения христианства были хорошие, были похуже, были совсем дрянь; ну ты сам выбирал, с какими тебе играть, а с какими тебе не дружить. Ты выбирал сам. Родители что-то тебе на что-то указывали, на твои ошибки, на что-то спустя рукава смотрели. Родители тоже, как правило, они очень неудачные такие существа, потому что свои родительские функции они выполняют очень скверно. Потому что им больше важней какие-то собственные представления о жизни. Каждый себе строит какой-то собственный комфорт. А Христос хочет настроить человека на подвиг. Вот Христос, когда пришел на землю, Он был совершенный Человек. Он что-нибудь за Свою жизнь для Себя что-то сделал? Нет. Вообще даже не стремился, даже не имел место, где приклонить голову. Вся Его деятельность заключалась в непрестанном служении человеку: просвещать, лечить, кормить, вплоть до воскрешения. Воскресал, много людей, так сказать, избавил от смерти. А взамен? Ну, взамен, как всегда, распяли. Предварительно поиздевались. Люди-то есть люди. Что они могут предложить? Люди - они же не благодарные, злые, как собаки. Добра они не помнят. Какой ребенок помнит добро, которое ему сделали родители? Какой ребенок помнит, что мать на протяжении нескольких лет вставала к нему, желая спать, и его там перепеленала насухо или искала бутылочку, чтобы дать ему что-то съесть? Он что, за это испытывает к ней какую-то благодарность? Да нет. Он считает, что так и должно быть, и он вообще тут главное, такое маленькое хамло. И вот. Или ребенок, кем-то усыновленный, просмотришь, как он относится. Родители забрали его чуть не на помойке, а он что? Он что, благодарит, что он сыт, обут, что его стараются научить чему-то, беспокоятся о нем, думают молятся… Да нет… Он только: дай, дай, дай дай. Но даже когда дай, ну да спасибо. То есть научили его, как обезьянку, повторять. А в сердце то благодарности нет. Вот что для человека не делай, он остается неблагодарной скотиной. А Христос хочет, чтоб человек был благодарным существом. Поэтому даже главную службу назвал: Евхаристия. То есть благодарение. Чтоб люди все время приучались к тому, что нужно за все благодарить Бога, Который нам жизнь подарил. Создал воздух; создал в воду; создал растения; создал животных и рыб, которых мы употребляем в пищу и живем; создал прекрасную землю, которую мы могли бы, если вы захотели, превратить в рай. А мы сами превращаем ее в ад, и самый сгусток этого ада – наши семейные отношения, где все ненавидят всех. Нужно наоборот. Я был болен, ты меня посетил; я в темнице был, ты ко мне пришел; я был голоден, ты меня накормил; я был наг, ты меня одел, то есть поступил с человеком так, как ты бы хотел, чтобы поступили с тобой. Все очень просто. Просто, как тульский пряник. Совершенно просто. Но неохота. Времени нет. Потом… И так далее. Или почему я должен, а я вчера ходил… И так без конца. И вот сейчас начинается великий пост. Это время покаяния. И потянется народ к исповеди, будут рассказывать, кто съел сырник, кто съел печеньице и заметил, что там написано, что оно сливочное и так далее, то есть тяжкие грехи, за которые надо вообще сжигать на костре на медленном огне, поливая оливковым маслом. А на самом деле совершенно не в этом нужно каяться. Нужно каяться в том, что ты неблагодарная скотина, что ты бессовестная сволочь, что в тебе нет ни к кому добрых чувств, что ты без жалостен, ты равнодушен к тому, кто нуждается, что нет в тебе ни одного христианского качества. А покаяние — это есть изменение своей жизни так, чтоб у тебя появились качества. Какие? Христианские. А главное христианское качество, оно заключается в том, что Христос сказал. Ты делаешь для ближнего без всякой корысти, потому что ты ему сострадаешь. Самое главное дело жизни не свой домик обеспечить, а помочь ближнему, который к тебе приходит за помощью. И даже не приходит, потому что один лежит больной, он не может прийти, другой сидит в тюрьме, и он не может прийти, третий вообще не знает, куда идти. Если ты христианин, ты должен к нему прийти. А что ж, я должен за других думать? Конечно, не должен, если ты не христианин, а если христианин, да, ты сначала должен думать о нем, а потом, если время останется, то может, и о себе. Но только это во вторую очередь. И вот если у тебя не так, то значит тебе нужно покаяться не в лишнем съеденном печенье, потому что это все равно про себя любимого, а нужно изменить свое сознание, и вот это изменение сознания - это есть покаяние. Тогда пост будет постом. Мы должны так перестроить, чтобы постараться хотя бы в течение сорока еще вот 7 дней на страстной седмице пожить христианской жизнью, хотя бы почувствовать, в чем она. Древние христиане вообще они постились не ели там мясо, рыбы для того, чтобы экономить деньги, а сэкономленные деньги тратили так: раздавали нищим или покупали на это одежду и им эту одежду раздавали, то есть в этом была польза. Это не просто было, так сказать, ну заодно похудею, здоровье, опять же польза – кому – мне. Чтобы мне было всё хорошо. Для Бога более отвратительнее, чем эта ситуация, нет, потому что Церковь, по Его замыслу Христову — это собрание не тех людей, которые себе служат, а собрания людей, которые избирают смыслом своей жизни служение другим, и вот это ставят на первое место. И вот если это с человеком произошло, значит, произошло с ним и покаяние. Если нет, то нет. Поэтому Христос и говорит: «Многие придут ко Мне и будут говорить: Господи, Господи». А Он скажет: «Отойдите от Меня все делающие беззаконие.» Потому что жил человек, думал, чувствовал, говорил совсем не по-христиански. Поэтому нам всем в течение нашей жизни предстоит очень большой путь изменения нашего сознания, изменения нашего сердца, изменения направления нашей жизни. Вот только это является христианством. Это вот, на основании Священного Писания, которое мы все сегодня имели счастье слышать. Спаси всех Господи.