Проповедь на неделю 6-ю по Пасхе, о слепом. 20 мая 2012 г.
И, проходя, увидел человека, слепого от рождения. Ученики Его спросили у Него: Равви! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым? Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нём явились дела Божии (Ин. 9, 1-3). Обычный человек болезнь свою, а тем более своих детей, воспринимает как некое несчастье. Все силы души направляются на то, чтобы преодолеть эту болезнь. Человек не хочет подумать над тем, что, может быть, это попущено Богом, чтобы с помощью болезни человек приобрёл для себя некое духовное сокровище вместо этого страдания. Обычный человек с тех пор, как Адам согрешил – это существо, довольно далеко отстоящее от Бога, поэтому такая мысль ему часто не приходит, а желание избавления от болезни направляет человека и к знахарям, и к колдунам, ко всяким шарлатанам, к сожалению. Вместо того чтобы пройти самым коротким путём – путём обращения к Богу. Это может только тот человек, который понимает истинную суть вещей. Допустим, человек согрешил и в результате греха тоже оказался в какой-то сложной ситуации, например, превысил скорость и врезался в дерево, всё себе переломал, потерял автомобиль. Сам виноват? Безусловно. И что? А сколько раз уже превышал скорость и ничего, а почему именно сейчас? Потому что Господь считает, что этот человек, лёжа в больнице, может поразмышлять, может помолиться, может покаяться, может что-то в себе изменить. Господь так его приостанавливает в течение жизни, чтобы он задумался над чем-то гораздо более важным, чем какие-то срочные земные дела, в результате которых он оказался на больничной койке. Даже если он сам согрешит, родители его согрешат, всё равно каждая болезнь попускается Богом человеку, чтобы на нём явились дела Божии. Христианин должен к болезни относиться иначе, чем обычный мирской человек. Он должен относиться к ней как к дару от Бога. Редко так бывает, когда человек во что бы то ни стало сам хочет заболеть. Господь, если попускает болезнь, то надо над этим вообще задуматься. Каждая болезнь – это репетиция смерти. Рано или поздно, а может, и в этот раз, та болезнь, которую мы сейчас переживаем, может привести к смерти. Болезнь даётся, чтобы мы подготовились к вечности, к самым серьёзным вещам на свете.
Мне должно делать дела Пославшего Меня, доколе есть день; приходит ночь, когда никто не может делать. Доколе Я в мире, Я – свет миру (Ин. 9, 4-5). Единственный свет в мире – это Господь, потому что Господь – это абсолютная истина. Люди увлекаются ещё чем-то на земле и забывают о Нём или мало интересуются, стараются не думать. Какие-то ближайшие земные задачи заслоняют для человека самое главное – вот этот свет. Однажды Господь даже сказал, это тоже в этом Евангелии от Иоанна написано: люди более возлюбили тьму (Ин. 3, 19). Тьма – это состояние, противоположное свету, а под светом имеется в виду, конечно, Свет Христов, когда человек с помощью благодати Божией просвещает свой ум и начинает понимать смысл жизни. Сейчас пошла какая-то полоса – один за одним приходят ко мне люди и говорят: «Я потерял смысл жизни». Очень интересное такое явление. На самом деле смысл жизни для человека есть независимо от того, знает об этом человек или не знает. Просто тот смысл, которым он жил, как-то растворился и оказался несостоятельным, человек растерялся. Порой человек сам себе сочиняет смыслы, а чаще всего они приходят к нему извне – как общество считает или кто-то из друзей сказал, книжку какую-то прочёл, человек этому посвящает жизнь. Потом, потратив на это сколько-то лет, бывает долго, почти всю жизнь, видит, что это вообще никому не нужно – ни мне, ни моей семье, ни моему народу, ни государству. Человек приходит в состояние унылого разочарования. А смысл жизни есть, если подумать о Боге, Который создал каждого из нас для того, чтобы каждый из нас к Нему пришёл. Этот приход человека к Богу – это и есть самый главный смысл жизни. Всё, что этому служит – то благо, а что служит уклонению от этого пути – то зло, потому что так или иначе наша душа всё равно пойдёт к Богу. Но одно дело, когда человек готовится к этой встрече и старается, чтобы эта встреча была радостная и для Бога, и для него, а другое дело, что Господь отвергнет человека в силу того, что сам человек отверг Бога. Это главный смысл жизни.
И вот дальше: Сказав это, Он плюнул на землю, сделал брение из плюновения и помазал брением глаза слепому, и сказал ему: пойди, умойся в купальне Силоам, что значит: «посланный». Он пошел и умылся, и пришел зрячим. Тут соседи и видевшие прежде, что он был слеп, говорили: не тот ли это, который сидел и просил милостыни? Иные говорили: это он, а иные: похож на него. Он же говорил: это я. Тогда спрашивали у него: как открылись у тебя глаза? Он сказал в ответ: Человек, называемый Иисус, сделал брение, помазал глаза мои и сказал мне: «пойди на купальню Силоам и умойся». Я пошел, умылся и прозрел. Тогда сказали ему: где Он? Он отвечал: не знаю. Повели сего бывшего слепца к фарисеям. А была суббота, когда Иисус сделал брение и отверз ему очи. Спросили его также и фарисеи, как он прозрел. Он сказал им: брение положил Он на мои глаза, и я умылся, и вижу. Тогда некоторые из фарисеев говорили: не от Бога Этот Человек, потому что не хранит субботы (Ин. 9, 6-16). Как и всё от Бога премудрое, так заповедь о почтении субботы человеком извратилась. Для чего была дана суббота? Именно для того, чтобы человек в своей обычной жизни, обычной земной суете хотя бы раз в неделю останавливался в этом круговороте, читал бы Писание, молился, если есть возможность, посещал бы Храм. Если живёт от Храма далеко, посещал бы синагогу, для того чтобы приблизиться к Богу. Теперь приходит Бог, не надо к Нему приближаться, вот Он. Его можно осязать своими руками, а они говорят: этот человек не от Бога. Они субботу воспринимали как некое формальное предписание. Почему так происходит? Потому что каждый человек, в силу повреждённости грехом, существо весьма ленивое. За редким исключением, человека нужно всё заставлять – и учиться, и делать зарядку, и чистить зубы. Если его не заставлять, допустим, если ребёнка не учить ходить, он так и будет ползать и ходить на четвереньках. И так во всём. Самая же трудная работа на земле – это работа духовная. Духовная работа требует самоотречения, поэтому человек, чтобы не совершать духовную работу, изготовляет суррогаты. Ну какой пример привести? Например, вместо того, чтобы взять и помочь какому-нибудь человеку, люди сначала создают государственную программу для того, чтобы помогать такого рода людям. Если ты в эту программу войдёшь, то ещё что-то получишь, вместе со славой, что ты это организовал, ты получил… Но кто-то и поможет. Хорошо это или нет, через государственную программу помочь людям? Очень хорошо. А что для тебя самого? Извини, но для тебя самого ничего. Почему? А ты ничего своего не потратил. Наоборот, ты приобрёл известность, ты приобрёл некоторые денежки. Ты уже получил свою награду. А вот когда ты дашь от себя, ты получишь всё. Особенно, если об этом никто не узнал. Так как это делать трудно, потому что каждый человек зависит от людей, он ищет похвалы, он ищет результата, он ищет выгоды, то вместо заповеди Божией всегда возникает какая-то инструкция. Человек думает, что если будет это выполнять, то будет угоден Богу. Это не так. Цель субботы – это приблизить человека к Богу, а не скрупулёзно её выполнять. Они никуда его не могли повести, как только к фарисеям, потому что они были специалисты в законе, но, к сожалению, понимания того, что есть духовная жизнь, у фарисеев к тому времени уже не было. Поэтому Господь обратился с проповедью не к фарисеям, а к простым рыбакам, сознание и сердце которых не было ещё замусорено этим формализмом. А уж когда Господу понадобился человек образованный в духовном плане, начитанный в книгах, Он избрал апостола Павла, который сам про себя говорил: я фарисей, сын фарисея (Деян. 23, 6). То есть потомственный, один из умнейших и образованнейших людей в Израиле. Он его просто взял его Своей властью и обратил к Себе на пути, когда он шёл в Дамаск.
Другие говорили: как может человек грешный творить такие чудеса? И была между ними распря. Опять говорят слепому: ты что скажешь о Нем, потому что Он отверз тебе очи? Он сказал: это пророк. Тогда Иудеи не поверили, что он был слеп и прозрел (Ин. 9, 16-18). Вот настолько человек может свято верить в инструкцию, что перестаёт верить очевидным вещам. Я с этим в жизни тоже сталкивался. Люди, вроде и верующие, и церковные, когда встречались с явным чудом, не верили. Чудо было такое: я написал письмо, допустим, от двадцатого числа, в котором спросил у одного человека некоторые вещи. Отдал это письмо, а когда его отдавал, мне тут же дают ответ – письмо, датированное семнадцатым. А в этом письме по пунктам на всё, что я спрашивал, уже есть ответы. Даже не до того, как я их написал, а до того, как они вообще у меня сформулировались в голове. Когда я рассказывал об этом, те люди, очень образованные, церковные, очень много книг прочитавшие, говорили: “Ну, наверное, это писал тот, кто передавал письма”. Почему? Потому что есть объяснение рациональное, оно исходит из опыта. Фарисей говорит: может ли из Галилеи быть чего доброго? Справки с места рождения в Вифлееме не было, значит этот Христос не тот. Чисто формальный подход. Формально всегда легче, чем посмотреть на человека... Вот как у нас сейчас в стране происходит — приходит русский человек и говорит: "Так случилось, что какие-то дяденьки развалили Советский Союз. Я русский, никакого языка не знаю, дайте мне гражданство России”. С него требует тысячу пятьсот справок, а потом он ещё должен ходить, взятки давать. Хотя, вот человек русский, вот его паспорт, вот он там родился, вот его фамилия. Какие проблемы? Дай ему паспорт. Зачем это всё? К сожалению, бывает в нашем мире только так. А Христос хочет, чтобы было не так. Христос хочет, чтобы было по правде Божией. А правда Божия заключается в том, что Он ему дал глаза.
Тогда Иудеи не поверили, что он был слеп и прозрел, доколе не призвали родителей сего прозревшего и спросили их: это ли сын ваш, о котором вы говорите, что родился слепым? как же он теперь видит? Родители его сказали им в ответ: мы знаем, что это сын наш и что он родился слепым, а как теперь видит, не знаем, или кто отверз ему очи, мы не знаем (Ин. 9, 18-21). Не хотели нарываться на конфликт. Так всё понятно, будто это происходило у нас на Красноармейской позавчера.
Сам в совершенных летах; самого спросите – такое малодушие проявляют – пусть сам о себе скажет. Так отвечали родители его, потому что боялись Иудеев; ибо Иудеи сговорились уже, чтобы, кто признает Его за Христа, того отлучать от синагоги. Посему-то родители его и сказали: он в совершенных летах; самого спросите (Ин. 9, 21-23). Это уже воинствующая бюрократия, с которой ничего не сделаешь. Что значит, живя в Израиле, быть отлучённым от синагоги? Это значит, что ты отвержен от общества. Ты не только не устроишь свой не то, что средний или малый бизнес, у тебя вообще никто ничего не будет покупать. Почему? Потому что ты отвержен от синагоги. Будут бояться к тебе даже подходить, будь ты хоть распрекрасный человек. У меня была знакомая еврейская семья, они восемь лет жили в Израиле. Глава семейства стал священником. Представляете, восемь лет служил на Гробе Господнем постоянно. Хотя рукоположили его в Европе. И что? Государство относилось к этому совершенно нейтрально. А общество? К ним боялись ходить в гости, как в тридцать седьмом году к врагам народа. Почему? Потому что они христиане. Такая толерантность. Боялись ходить в гости, потому что будешь отвержен от общества. Если ты общаешься с христианами, тебя просто выгонят с работы, реально. Как ты будешь жить? Только на пособия? Этого недостаточно. Сейчас глава семейства уже почил в Боге, но это происходило совсем недавно. С того времени мало что изменилось. То, что они боялись иудеев, это совсем не шутки. В разные эпохи в разных государствах такое тоже было. В эпоху Иоанна Грозного, попробовал бы кто пообщался с родственниками опальных князей. Секир-башка тебе, как и им, потому что везде чудился заговор. Формально всегда проще поступить. Я помню, я крестил одну женщину. Она семнадцать лет провела в лагерях. Ей уже было за восемьдесят, когда я её крестил. Работала в Кремлёвской библиотеке, сидела на выдаче книг. Вот какой-то ГПУшник раскопал, что она выписывала формуляр Троцкому. А Троцкий-то уже давно враг народа, уже давно ему голову проломили. Поехала в лагерь, как троцкистка, получила двадцать пять лет. Маленькая такая, хрупкая еврейская женщина. Понятно, что в Кремль её по знакомству устроили, но вся её работа — формуляры выписывать. Но раз ты с Троцким общалась, уже троцкистка. Почему? Формальный подход. “Дядь, ты за что сидишь?” – “Я трокцист”. Люди даже не понимали, в чём суть обвинения. Семнадцать лет лагерей. Хорошо ещё, Сталин помер, а то все двадцать пять удалось бы оттрубить. Если бы, конечно, выжила. Вот такой формальный подход – это подход к человеку механический. Христос пришёл, чтобы это разрушить, чтобы показать, что суббота для человека, а не человек для субботы (Мк. 2, 27). Это каждому нужно почувствовать, потому что фарисейский подход – это подход, о котором Господь говорит: Берегитесь закваски фарисейской (Мф. 16, 6). Это тот подход, который чем опасен для человека, который хочет быть христианином и быть с Богом? Он разрушает любовь между людьми. С этим сталкиваешься постоянно, каждый день. Вчера пришёл на радиостанцию “Радонеж”. Со мной один мальчик увязался, говорит: “Батюшка, можно посмотреть, как Вы там будете работать?” Подхожу к милиционеру, спрашиваю, пропустит ли мальчика. “Нет, инструкция”. Одиннадцатилетний террорист, он же сейчас может захватить радиоцентр и начать вещать, ругать cоветскую власть. Хотя нет, её же можно ругать. Тогда ругать нынешнюю власть. Сегодня это вообще модно, все ругают. Какая угроза от одиннадцатилетнего? Инструкция. “Тут камеры висят и всё записывают. Они увидят, что мы его пропустили без инструкции”. И что будет? Расстрел? Выгон с работы? Эти инструкцию выполняют, и те инструкцию выполняют. А речь-то идёт о чём? Нужно просто чтобы два человека прошли на работу и взяли с собой мальчика. Но вдруг в нём произошло что-то живое. Он говорит: “А вы пойдите на бюро пропусков. Может быть, вам дадут временный пропуск”. Я пошёл, меня там знают, двадцать лет работаю. Она тут же дала ему пропуск. Настоящий, магнитный пропуск. И он по пропуску всё прошёл. Можно было стоять на своём, нет и всё. Но заработала голова, что, оказывается, можно проявить что-то человеческое даже в таком пустяке. Это тоже очень важно – в каждый возможный момент постараться преодолеть эту античеловеческую инструкцию. Но в этом всегда есть риск. В этом вчерашнем действии кто пошёл на риск? Только женщина, которая работала в бюро пропусков. Она чем-то, наверно, рисковала. Почему? Потому что на пропуск на мальчика не было заявки, должна быть заявка из радиостудии. Милиционер ничем не рисковал, но всё-таки он подал идею. А она уже пошла на маленький риск, потому что формальное нарушение инструкции для неё могло быть выговором или не дали бы какую-то премию. Всегда, когда человек поступает по любви, тогда у него есть риск. Риск быть прибитым ко кресту.
Когда Христос в Кане Галилейской спросил у Богородицы: что Мне и Тебе, Жено? еще не пришел час Мой (Ин. 2, 4). Она об этом часе даже и не знала. Что это за час? Час, когда придётся висеть на Кресте на окраине Иерусалима, потому что как только Он сделал первое чудо – это был первый шаг на Голгофу. Поэтому Он с такой скорбью и спросил.
Она говорит: вина нет у них (Ин. 2, 3). Она уже знала, что для Него это не составляет труда. Но Она не знала, о чём Он спросил. И Он ради Её молитв совершил этот шаг, по любви к этим людям. Большое что ли горе, что вина не хватило? Ну немножко опростоволосился. Будут говорить: «Вот, свадьбу закатил, а вина не хватило». Только и всего. Но даже ради этого Христос сделал свой первый шаг на Голгофу. Ради такой, в общем-то, мелочи. Ну чуть-чуть не допили. Эка невидаль. В этом и есть христианство, когда ты готов ради любви к своему ближнему сделать ещё один шаг на Голгофу. Это всегда для тебя ради Господа, потому что Сам Господь совершал такие поступки. И каждый из нас, если хочет быть христианином, должен совершать христианские поступки. У каждого из нас каждый день есть такие шансы. Если мы оглянемся на свою жизнь, мы это увидим в своей жизни, постоянно. Жизнь, состоящая из христианских поступков, это, собственно, и есть исповедание Христа. Люди обычно совершают свои поступки из какого-то эмоционального состояния. Вот он раздражён, вот он орёт и кричит. Обсчитали его на рынке, вот он осуждает. Или же из какой-то корысти. Во Христе не так. Во Христе задача поступать по любви. Спрашивается, зачем, если это так невыгодно и опасно? Здесь мы возвращаемся к смыслам жизни. Какой у тебя смысл жизни? Всё приобрести, всех обругать, всех осудить и этим жизнь закончить? Либо наоборот, умягчить своё сердце упражнением в любви, чтобы туда пришла благодать Божия, очистила тебя от всякия скверны и подготовила тебя к вечной жизни с Богом? Что ты хочешь, человек? Всю жизнь что-то собирать, чтобы это всё осталось вне гроба, а твоё тело только червячки поели? Это полная бессмыслица. Или наоборот, в результате своей жизни достигнуть жизни в Боге, чего без любви невозможно, потому что Сам Бог есть любовь. Не то, что Он кого-то из нас отвергнет или накажет, нет. Человек сам, если его жизнь состоит из поступков, которые его приближают к Богу, он приближается. А если его жизнь состоит из поступков, которые его отдаляют от Бога, то он удаляется. Сопротивление очень большое, потому что мир лежит во зле, Бог мало кому нужен. А из тех, кому Он не нужен, ещё очень многие Его ненавидят лютой ненавистью. Вот в чём дело. Одни живут для Царствия Божия, а другие живут для комфорта, это разные вещи. Каждому из нас нужно выбрать, чего он хочет, комфорта или Духа Святаго Утешителя. Хотя по-английски «Утешитель» - это «Сomforter». Только комфорт бывает внешний, а бывает духовный. Очень важно, что мы в это вкладываем. Очень важно, что мы вкладываем в свою жизнь. Вот от этого всё зависит. Что мы хотим? Нам нужно для себя определить и из этого исходить. Если это у нас получится, значит мы сумеем быть христианами.