Проповедь на неделю 4-ю по Пасхе, о расслабленном, 2002 г.
На праздник по Своему обыкновению пришёл Господь в Иерусалим. Почему Он приходил в Иерусалим именно на праздник? Дело в том, что люди приходили на праздник не только торговать (чем больше народу, тем больше прибыль), но и много людей приходило для того чтобы почтить Господа. Ради этих людей Господь приходил в Храм, чтобы проповедовать слово Божие. Праздник собирает наибольшее количество благочестивых людей, потому что не все могут близ Храма или в нём пребывать ежедневно. Поэтому Господь всегда, во-первых, исполняя закон, каждую пасху обязательно прибывал в Иерусалим и проповедовал в Храме.
В Иерусалиме были Овечьи ворота. Специальные были ворота, куда из окрестных деревень пригоняли стада овец, для того чтобы ими торговать, чтобы люди их покупали и приносили в жертву Богу. Евреи были народом торговым, они были рассыпаны по всему миру. Храм был один, но они строили себе молебные дома, синагоги. Понятно, что с Британских островов гнать стада овец было невозможно, поэтому там продавали какую-то часть своего имения, деньги зашивали в пояс, приходили в Храм, а тут уже покупали жертвенных животных. Кто побогаче, тот покупал вола, кто победней, тот овцу, кто совсем беден, тот птиц, для того чтобы приносить жертву Богу. Была такая Овчая купель, где этих овец омывали после этого долгого путешествия, потому что, конечно, животные все пропылятся и понятно, что пыльное и грязное животное в Храм вводить было не совсем удобно. У этой Овчей купели лежало великое множество больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды (Ин. 5, 3). Время от времени вода в купели как бы произвольно начинала возмущаться, начиналось такое волнение – это сходил Ангел Господень. Кто успевал в эту воду погрузиться, получал исцеление по своей вере. При отсутствии медицины, а всякие колдуны в основном способствуют тому, чтобы поскорей на тот свет человека отправить, такие благодатные места, где можно надеяться на получение исцеления, пользовались очень большой популярностью. Поэтому у этой Овчей купели несмотря на то, что там омывали овец, лежало очень много таких болящих. Был такой человек один, который болел уже тридцать восемь лет. Недаром подчёркивается эта цифра. На самом деле для него самого и для нашего благочестия так ли это важно – тридцать восемь, восемьдесят три, пятнадцать или два? Мы сами знаем, когда у нас зуб поболит дня два или насморк дня четыре, и то мы испытываем неудобства, нас это раздражает, мы жалуемся, стараемся вылечиться и так далее. Здесь подчёркивается не то, что срок огромный, тридцать восемь лет быть в расслаблении, это мало кто выдержит, но и подчёркивается особая точность этого срока, которая указывает на то, что этот случай подлинный.
Если бы это был какой-то аллегорический приём, то обычно, особенно в древности, избрали бы для этого цифру более привлекательную, например, семь, двенадцать или сорок. Для человеческого уха они звучат каким-то особенным образом. Например, если вернуться к тем же знахарям, колдунам, они очень любят цифру двенадцать: «В двенадцать часов ночи ты должен…» Правда, не говорят, по какому времени, от Пулковского меридиана считать или по декретному совнаркомовскому, по-летнему или по-зимнему. Это они как бы упускают, хотя на самом деле это вещь совершенно случайная. Чем двенадцать отличается от часу ночи? Чисто условная граница, от этого вообще ничего не зависит. Тем более у нас-то ночь, а в Калифорнии день. Исключительно просто воздействие на человека, чтобы его каким-то особенным образом настроить на псевдомистическую волну. Конечно, и проверяется, насколько вообще человек податлив. Если при слове «двенадцать» у него зрачки сузятся или расширятся, значит это уже твой клиент. Прежде чем человека погрузить в гипнотический сон, любой гипнотизёр говорит: «Сложите руки вместе, сдавите, а теперь вы не можете разжать». Кто не может разжать, тот уже загипнотизирован. Вызывай его на сцену и делай с ним что хочешь. Он тебе что хочешь попишет, что хочешь расскажет и так далее. Это уже старо, как мир. Столетиями это всё известно, но люди, во-первых, невежественны, то есть ничего не знают и, кроме букваря во втором классе, с тех пор ничего не читали, во-вторых, очень доверчивы, а в-третьих, очень внушаемы. У кого в руках, допустим, радио, телевидение, газета, тот и владеет умами. Что там напишут, тому и верят. Ничего с этим не сделаешь, такая внушаемость много превышает половину людей. Совершенно не поддаются внушению всего семь-восемь процентов, остальные внушаемы. С помощью этого внушения испокон веков люди, которые имели власть, этим пользовались, и очень успешно. И продолжают пользоваться, и будут пользоваться бесконечно долго. Отчего это происходит? Почему человек так внушаем? Потому что у него психика не свободна, человек порабощён страстями, поэтому, надавливая на некоторые вещи, которые, как Господь говорит, льстят человеку, можно от него добиться очень многого. Всякий соблазн – это предложение человеку чего-то для него легко усваиваемого, приятного, к чему у него склонна душа. Поэтому существует ряд приёмов душевного или, говоря по-гречески, психического воздействия, когда человек очень легко может отдаться во власть другого человека, а тот этим будет манипулировать. Самый простой пример: маленький ребёнок двух лет с помощью одной голосовой интонации может добиться от мамы и бабушки чего угодно. Этот звук с секундным интервалом для человека очень неприятен, поэтому чтобы избавиться от этого, мама с папой, дедушка с бабушкой готовы на всё. И соседи тоже, потому что у детей извлечение звука, как называется у вокалистов, это примарный звук, очень летящий далеко, поэтому на весь подъезд слышно. Человек начинает понимать, он маленький ещё ничего особо не понимает, но уже знает, как с помощью своего нытья заставить вокруг себя вертеться всех этих людей. Надо ему, не надо, очень надо или можно потерпеть, он раз попробовал, два попробовал, работает, и он начинает этим пользоваться. Почему? Потому что ему два года, а он грешный человек, он властолюбив. Тот маленький рычажок, который у него есть, с помощью одного только звука он будет добиваться своего. О воспитании сейчас не будем говорить, но воспитание как раз заключается в том, чтобы ни в коем случае никогда не давать ему добиваться. Надо делать точно наоборот, тогда он поймёт, что это не работает, и перестанет. Если же ему поддаваться («ну как же, ребёнок плачет, надо обязательно»), ничего хорошего не выйдет. Конечно, смотря что. Если какая-нибудь булавка из шёлковой ленточки ему вонзилась в кожу, надо, конечно, её вынуть, а если он просто капризничает, то иногда не грех и немножко ему наподдать, не сильно, конечно.
Существуют такие механизмы. Не нужно думать, что, если один человек манипулирует другим, он обязательно какой-нибудь злодей, какие-то козни строит, нет. Невсегда это разумно, часто человек действует совершенно интуитивно. Такая борьба обычно существует между детьми и родителями, между мужем и женой, между начальником и подчинёнными. Бывает так, что манипулирует не обязательно человек, стоящий на каком-нибудь посту, может манипулировать, кто угодно, начиная от лечащего доктора, кончая дворецким, который пальто подаёт. Тот тоже умело с помощью интонации, с помощью вскользь сказанной фразы может человека настроить. Поэтому всегда в политической жизни очень важен человек, который имеет доступ к телу. С помощью этого доступа, даже очень незначительного, он может на человека вот так исподволь влиять. Может и не влиять, но во всяком случае, если человек имеет доступ к телу, обычно про него говорят, что он имеет влияние колоссальное. Хотя не только не всегда так бывает, но часто совсем наоборот. Из такого незначительного по времени Евангельского эпизода, если посмотреть вправо-влево, куда-то вектор своего внимания направить, мы увидим, что открываются целые огромные поля человеческой жизни, в которых мы часто участвуем точно так же.
Вот этот человек лежал тридцать восемь лет и никак не мог выздороветь. Иисус, увидев его лежащего и узнав, что он лежит уже долгое время, говорит ему: хочешь ли быть здоров? (Ин. 5, 6) Странный вопрос, он не предполагает даже ответа. Если человек болен, например, простудился, но без рубашки ходит по улице, то ему можно задать такой вопрос: «Ты здоровым вообще быть хочешь или так и будешь кашлять?» Но человек, который пришёл к Овчей купели и там лежит, ну ясно, что он хочет быть здоров. Почему же Господь его об этом спросил? Вообще не всегда, когда у нас человек что-то спрашивает, предполагается какой-то ответ, поэтому не очень-то надо спешить с тем, чтобы отвечать. Надо стараться подумать всегда, а чем вызван этот вопрос. Часто, например, спрашивают, даже у священников иногда: «А Вы веруете в Бога?» Ну что ты хочешь услышать? Если ты у священника спрашиваешь, верит ли он в Бога, ты же его оскорбляешь. Если он в Бога не верует, зачем же он тогда служит? Значит он врёт, лицемерит, обманывает или это для него источник дохода. В этом вопросе уже оскорбление. Поэтому нужно всегда подумать, а зачем человек спрашивает. В данном случае Господь захотел вступить с ним в общение и как бы приоткрыл ему завесу, дал ему надежду на исцеление. В этом вопросе Господь не хотел услышать да или нет, Он этим вопросом протянул ему руку в той форме, в которой бы человек мог и отказаться. Господь ему сразу не навязывал, чтобы он встал, подошёл, протянул руки, взял свою постель. Нет, Он хотел, чтобы инициатива шла от него. Господь всегда хочет, чтобы инициатива исходила от самого человека. Господь рад помочь, но сделать за человека Господь не может и не будет, потому что Он хочет, чтобы человеку это было действительно нужно самому. Если тебе нужно, значит ты будешь делать соответствующие усилия.
Больной отвечал Ему: так, Господи; но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня (Ин. 5, 7). Он не стал Его просить: «Знаешь, раз уж Ты подошёл, большое спасибо, что поинтересовался. Да, я хочу быть здоровым, но давай так, как возмутится вода, Ты меня поднеси к этой купели и брось меня туда, чтобы я исцелился». Почему он так не спросил? Да потому что он так обращался сотни раз к разным людям, и каждый под каким-либо предлогом давал отрицательный ответ. Так посочувствовать, головой покивать, поговорить – это пожалуйста. «Давно ли болеешь? Ну болей». Или: «Помоги тебе, Господи!» Но помочь реально, палец о палец ударить – это уже нет. Поэтому он не надеялся, он просто рассказал в чём проблема, опять же, ожидая, что этот незнакомец сам проявит участие. Господь увидел в нём такую, можно сказать, Божественную деликатность. Обычно больные очень капризны, они обычно обвиняют в своей болезни весь мир, они, страдая от чёрствости людей, обычно обвиняют всех вокруг: во-первых, врачей, во-вторых, правительство, в-третьих, своих домашних. Я с этим постоянно сталкивался. Каждый из нас может припомнить из своего опыта, когда он болел, как он был капризен. И педагоги знают, что пока ребёнок болеет, он так разбалуется, что потом его ввести в берега бывает очень трудно. Здесь за ним ухаживают, его ублажают, и он думает, что это будет всегда продолжаться, поэтому часто дети прибегают к такому смешному приёму — когда хотят, чтобы пожалели, говорят: «Ой, у меня живот болит». Родители сразу: «Иди ко мне». Обнимают, к сердцу прижимают, а он радуется. Схитрил и радуется.
Иисус говорит ему: встань, возьми постель твою и ходи. И он тотчас выздоровел, и взял постель свою и пошел. Было же это в день субботний (Ин. 5, 8-9). Опять подчёркивается, что субботний. Почему Господь именно в субботу оказался в Овчей купели, где так много больных? Именно потому что Его цель была вовсе не в том, чтобы помочь этому больному. Господь исцелял десятки тысяч больных, у которых не было никакой надежды, но Он всё-таки на землю не за этим пришёл. Все, кого Он исцелил, благополучно умерли чуть попозже. Заболели опять и умерли. Он пришёл, для того чтобы в их сердце поселить веру в Господа Иисуса Христа. В субботу – для того чтобы Своим действием объяснить, в чём ценность субботы, чему она должна быть посвящена. Она должна быть посвящена добрым делам. Если у тебя в руках есть такое орудие, которым ты можешь помочь болящему человеку, это обязательно нужно делать, в этом нет никакого греха.
До сих пор и у нас тоже это совершенно неистребимо, что в праздник ничего делать нельзя. Смотря что. В праздник ничего нельзя делать, а водку пить? Водку пить можно, мы же не работаем. Как же это? Мы тоже работу производим, взяли стакан, на определённом расстоянии подняли такой-то вес. Помноженный на расстояние вес – вот тебе работа. Это вроде не тяжёлая работа, а, допустим, копать нельзя. Хорошо, что более грешно, копать или водку пить? Или говорят, что водку пить можно, потому что она постная. А почему она постная? Она из нефти или из зерна, а непостным считается только то, что животного происхождения. Да ничего подобного, имеется в виду именно скоромное воздействие на организм. От мяса мы воздерживаемся не потому что это животная пища, а потому что слишком активное воздействие в мясе белка на наш организм. Поэтому монахи отказываются от мяса вовсе, а мы – постом, чтобы все наши чувства, которые очень связаны с телом, усмирить. Вот в чём дело, а не потому что в самом мясе есть грех. У водки скоромное воздействие на организм в десятки раз больше, чем в мясе, но человек предпочтёт выпить два станка водки, чем съесть мясо. Лучше мясо есть сырое, чем водку пить, если уж с точки зрения поста и благочестия. Человеческий ум так изворотлив и лукав, а тут ещё дьявол помогает, поэтому все представления у человека, даже церковные, наполненные уставом, все извращены.
Так и здесь, день субботний, значит, если человек упал, в яму провалился, я его поднимать не буду, потому что это грех, пускай до понедельника там лежит и стонет. Хотя Богу-то нужно научить людей, чтобы они любили друг друга. При чём тут суббота? Какая разница, понедельник или суббота? Или человек просит, говорит: «Помоги мне». А другой отвечает: «Мне некогда, я в церковь иду». Зачем ты тогда в церковь ходишь, если тебя Христос просит помочь, а тебе некогда, ты в церковь идёшь. А кому молиться-то? Тому же Христу? Но тебя же Он просит. Вот это в голове не смыкается у людей, поэтому Господь это делает именно в субботу, чтобы найти Себе учеников. Вот для этого Господь и приходил. Опять же в субботу в синагоге и во всех подобных местах народу больше, благочестивых верующих.
Посему Иудеи говорили исцеленному: сегодня суббота; не должно тебе брать постели (Ин. 5, 10). Он взял и пошёл. Нельзя, грех. Тогда объясните, в чём грех? Те говорят: «Нарушение заповедей». Но каждая заповедь – это ведь не просто тупой императив, в ней есть всегда определённый смысл, причём смысл духовный. Например, заповедь: «Не завидуй». Или в ветхозаветной форме: «Не пожелай себе того, что есть у твоего ближнего» (см. Исх. 20, 17). А что тут такого? У ближнего дом, и я такой себе хочу. У ближнего красавица жена, и я себе такую хочу, а можно и её саму. Что в этом плохого? А плохое, потому что это против любви, потому что когда человек завидует, каждый из нас может по себе это заметить, то у человека рождается к обладателю чувство недоброжелательности. Взять какого-нибудь персонажа отечественной истории, например, Бориса Абрамовича Березовского, много найдётся людей на Руси, которые бы его любили? Даже с его охранниками поговорить, у него правда охрана из чеченцев в основном раньше состояла, сейчас не знаю. Если спросить у них, любят ли они Бориса Абрамовича, они ответят, что не очень-то. А почему? В чём причина? Такие деньги вам платит, а вы ничего не делаете, а получаете такие деньги. Никого ещё никакой телохранитель от пуль не уберёг, такого ещё не было в истории. Человек, который вас кормит, поит, дал вам жильё и работу, а вы его не любите, в чём дело? В зависти, что он сумел всё так устроить, денег нажить много. Зависть разрушает отношения между людьми, самое драгоценное, что только есть, любовь друг к другу. Дети в одной и той же семье дерутся: «Нет, я первый!», – «Собственно, а почему ты первый?» – «А я старше». Ну и что, старше, младше – это условно, смотря какой закон примем. Можно сказать, что всё старшим отдаём, а потом наоборот, всё младшим. А можно как в Китае, всем всё поровну, у всех по одной паре штанов и по одной рубашке. Зачем эта справедливость возникла? Ну как может быть справедливость, когда у человека, допустим, одной ноги нет, а у другого есть. Так тому, у кого ноги нет, машина нужней. А сколько безногих в процентном отношении имеют автомобиль? Гораздо меньше, потому что безногому заработать трудно. Так из чего должна исходить справедливость? У нас не так давно ещё было даже законодательство, если культя от ноги у тебя такого-то размера, то тебе положена машина, а если чуть больше или чуть меньше, то не положена. Представляете, мерили линейкой. Представляете, для человека это всё испытать, если ему восьми миллиметров не хватило. Жгутом перевязать, чтобы она подлиней казалась что ли? До такого кошмара можно дойти. А если есть любовь, тогда вообще всё решается очень просто: у этого есть, а у этого нет, он взял да отдал. А тот ему в ноги поклонился, сказал «спасибо» и ручку поцеловал, потому что он его облагодетельствовал. Он тебе что, должен что ли? Нет, так кланяйся в пояс и благодари Бога и его, что Бог его вразумил. Поэтому Господь и говорит не завидовать, а больше не почему.
Любой грех – это грех против Бога, а Бог есть любовь (1 Ин. 4, 16). Должен быть смысл, а какой смысл в том, чтобы постель не брать с собой? В этом нет никакого смысла, не об этом речь. К сожалению, человек иногда таким прямолинейным восприятием загораживается от понимания, а что же от меня Господь хочет? Поэтому Господь и говорит: «возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мк. 12, 31). Потом сосед приходит, просит пойти помочь ему крышу починить. «Ну пойдём». Потом приходит усталый, в жену сапогом кидает, раздражённый, злой. Она говорит: «Ну что же ты, я тебя четыре года прошу крышу починить, ты не делаешь. Сосед первый раз попросил, и ты пошёл». Кто человеку больше ближний, жена или сосед? Сосед тоже ближний, но ты сделай сперва человеку, который с тобой непосредственно настолько близко, что вообще по закону Божьему считается одной с тобой плоти даже. А почему соседу легче сделать, чем своей жене? В чём тут причина? Тщеславие тут помогает – сосед похвалил, рюмку налил, сказал: «Вот какой у меня сосед». Это очень облегчает дело. Одну и ту же работу делать у себя дома и делать кому-то – это разные вещи. Приехать в монастырь поработать, такие там все труженики. Дома приходят и ничего делать не хотят. Почему так? Там на глазах, там подхваливают, возвышают человека. Вот тщеславие начинает работать, а работа вроде бы одна и та же. Фарисеи этого не понимали, Господь им указывал.
Этот болящий говорил: Кто меня исцелил, Тот мне сказал: «возьми постель твою и ходи». Его спросили: кто Тот Человек, Который сказал тебе: «возьми постель твою и ходи»? Исцеленный же не знал, кто Он, ибо Иисус скрылся в народе, бывшем на том месте. Потом Иисус встретил его в храме и сказал ему: вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже (Ин. 5, 11-14). Многие грешат и не понимают, что то, что с нами приключается, это чаще всего бывает от наших же грехов. И так в жизни у нас очень много всяких проблем, трудностей, несчастий даже, но если мы будем ещё и грешить, то мы к тому, что и так будет, добавим ещё. Кто старается не грешить, то есть исполнять заповеди Божьи, что трудно, он себе, конечно, очень сильно облегчает жизнь.
Видите, скольким замечательным вещам нас обучает этот евангельский эпизод: и терпению, и деликатности, и послушанию, и благодарности. Будем этому следовать, потому что это ведь описано, как пример, как должны поступать разумные, благородные люди, которые хотят идти христианским путём. Если мы что-то из этого усвоим в своей жизни, будет с того нам великая польза, жизнь наша станет легче.
https://www.dimitrysmirnov.ru/blog/propoved-110685/