Проповедь на неделю 37-ю по Пятидесятнице (по эпизоду с Закхеем). 2016 г.
Наступила заря Великого поста, которая открывается чтением 19-й главы Евангелия от Луки, где повествуется о том, как Господь вошел в Иерихон и проходил через него. И вот, некто, именем Закхей, начальник мытарей и человек богатый, искал видеть Иисуса, кто Он, но не мог за народом, потому что был мал ростом, и, забежав вперед, влез на смоковницу, чтобы увидеть Его, потому что Ему надлежало проходить мимо нее. Иисус, когда пришел на это место, взглянув, увидел его и сказал ему: Закхей! Сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме (Лк. 19, 1-5). С мытарями правоверные иудеи не общались. Несмотря на всё их богатство, они были презираемы народом за то, что они работали в системе сбора налогов Римской империи. Римляне были оккупанты, поэтому тот, кто брал налоги в их пользу, был презираемым человеком. По римским законам того времени, если возникала какая-то недоимка, кто-то им не выплачивал нужный налог, то вот этот финансовый инспектор должен был заплатить за этого человека свои деньги, а потом имел право из того, кто таким образом ему задолжал, взять четыре цены. Поэтому все эти налоговые служащие быстро богатели. У него была система принуждения: мог в тюрьму посадить, мог продать в рабство часть родственников, а человечки тогда довольно дорого стоили, семьи большие – набрал человечков, в рабство их продал, денежки – себе. Поэтому Закхей, несмотря на то что ростом маленький, был богатенький.
И вдруг Господь совершает нечто такое, что всех повергло в шок: Он обращается, к нему, а перед этим остановился у дерева, на котором он сидел. И говорит: сегодня Мне надлежит быть у тебя в доме (Лк. 19, 5). Такого вообще ещё в Израиле не видели. Не мимо прошёл, не плюнул в ту сторону, не обругал последними словами, а хочет прийти к нему в дом. Шок увеличивается. И вот как реагирует Закхей: поспешно сошел и принял Его с радостью (Лк. 19, 6) – потому что, понятное дело, к нему никогда никто не ходил. Единственное, чем он мог утешаться, это вот этими деньгами. Потому что бывают богатые, но очень противные, и никто с ними общаться не хочет. И вот, таким противником для своего народа и был бедный Закхей.
И все, видя то, начали роптать, и говорили, что Он зашел к грешному человеку; Закхей же, став, сказал Господу: Господи! Половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо (Лк. 19, 7-8) – сколько взял – в четыре раза больше – всё отдам. Иисус сказал ему: ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама, ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее (Лк. 19, 9-10). Вот, Закхей, избрал такой образ жизни. Многие такой образ жизни избирают, потому что считают, что главное – это в жизни деньги, становятся на этой почве очень противными людьми, с которыми и общаться тошно. Очень часто богатые общаются с богатыми, потому что в другой среде им трудно найти для себя общение. Не всегда, но зачастую. А вот Закхей услышал слух о Иисусе Христе. Вся земля была наполнена слухами, как и у нас ещё сто лет назад. Не было ни радио, ни телевидения. Из всех технологий, которые собирают всякие сплетни, существовали только газеты. А тогда, при Закхее, и этого не было. Одни единственные слухи. И весь Израиль говорит только о Христе Иисусе. Не было такого израильтянина, который не слышал, что пришёл такой Человек, говорящий, что Он Сын Божий, говорящий: Я хлеб <...>, сшедший с небес (Ин. 6, 51). Реагировали по-разному: одни говорили, что это какой-то новый пророк, а другие говорили, что это воскресший другой пророк. Одни говорили, что это, наверно, Илия пророк вновь явился, он же был живым взят на небо, а другие говорили, что это, наверно, Иоанн Предтеча, потому что слова очень похожи: Иоанн Предтеча говорил о покаянии, и этот говорит о покаянии. Наверно, несмотря на то что Ирод его казнил, он воскрес. А некоторые – небольшая часть, чуть больше пятисот человек – вообще уверовали, что это действительно Спаситель, Которого Израиль более полутора тысяч лет ожидал.
Итак, Господь остановился перед Закхеем, и тоже был удивлён. Сегодня одна женщина исповедовалась, я говорю: «Что-то ты давно не была» – «Да, – объясняет, – далеко ездить». А Закхей, несмотря на свою высокую должность, не поленился, чтобы только увидеть Его, залезть на дерево, так ему хотелось. Для одного – далеко, а другой готов вообще на край света ехать. Так удивляешься: одному далеко из Москвы доехать, а другому рядом из Канады. Интересно так. И по деньгам всё совсем по-другому.
И вот, Закхей совершил это удивительное дело. Но Господь смотрел не только на внешнее – что он на дерево залез. Господь же видит и то, что в сердце происходит. А в сердце у Закхея, у этого маленького человечка, пробудилась совесть. И поэтому Господь решил поощрить его. Господь всегда, чтобы поощрить человека, какую-то ему оказывает милость, а не только наказывает. Наказание не обязательно бывает в какой-то болезни или утрате. Наказание Господне бывает и в каком-то благодеянии. И вот, Господь ему оказал такое благодеяние, которое ему никто никогда не оказывал: Он пришёл к нему в дом, чтобы этот процесс пробуждения совести в его сердце поощрить. И он говорит: Господи! Половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо (Лк. 19, 8). Поднимите, пожалуйста, руки, кто готов сегодня половину всего того, что он имеет, отдать нищим, товарищи христиане. Один поднял. Немало, это хорошо. А Закхей был некрещёным человеком, а был презираемым всеми. Может быть, и этими нищими. Зачастую нищие вообще-то тоже всех презирают, потому что все остальные им кажутся дураками. Большинство из тех, кто подаёт этим нищим, живут бедней, чем сам нищий. Просто это такой образ жизни.
И вот, случилось чудо: Закхей покаялся. Некоторые думают, что покаяться – это наладить себе молитвенное правило или чтоб в церковь к восьми или к девяти часам приходить. Вот если ему удастся, он будет считать, что он нечто такое важное совершил. А для Бога не важно, ходишь ты в церковь или не ходишь, а для Бога важно, какой от этого толк для твоего сердца. Тысячи людей видели Христа, а покаялся Закхей. Для Бога важно только изменение в сердце человека. А он не только внутри своего сердца покаялся, он ещё принёс плоды покаяния, как будто он был учеником Иоанна Предтечи. Он не только исправился, а изгладил всё то, что из его сердца вышло плохого: и нищих подкормил, и тем, кого обидел, вернул всё. То есть пришлось всё, что он за годы собрал, как в одном кино говорится, таким трудом, раздать. Потому что то, чем наградил его Господь, для него оказалось важнее. Важнее этих пресловутых денег.
Один молодой парень, когда Господь предложил ему стать Своим учеником, когда Господь сказал ему: все, что имеешь, продай и раздай нищим <...>, и приходи, следуй за Мною (Лк. 18, 22), отошёл. Денежек было много, жалко расставаться. Почему подчёркивается, что он молодой? А потому что у такого молодого не могло быть в те времена больших денег, значит просто это он унаследовал от отца. Казалось бы, что ты так привязан к денежкам? Но он не смог. Не смог и не стал учеником Христа Спасителя, хотя парень был хороший. Но не каждый хороший человек войдёт в Царствие Небесное. Даже большинство хороших людей не увидят Царствия Божия, как своих ушей. А кто ж войдёт в Царствие Божие? Исключительно одни кающиеся грешники. Такие, как Закхей.
И вот, Господь так и сказал: ныне пришло спасение дому сему (Лк. 19, 9). Потому что поступок главы дома обязательно отразится и на детях, это совершенно неизбежно. Такого ещё не видывали в Израиле, чтоб свои, кровненькие, добытые таким кропотливым трудом, вот так вот взять, и отдать. Да кому? Голытьбе, нищете, бездельникам? Да ещё тем, кто налоги не платит! Заплати налоги, спи спокойно. А они – нет, бегают. Поэтому надо их в тюрьму. Всё по справедливости римского права.
А Бог пришёл с другим – с тем, что есть вещи, гораздо важнее, чем омерзительное право. Это есть милосердие. Любовь выше права, а совесть выше справедливости. Это следующий этап духовного развития человека. Человек может быть не прав с точки зрения юридической, но очень прав по совести. Но для этого нужно, чтобы человек этой совестью обладал. Господь пришёл на землю, чтобы взрастить в сердцах людей эту совесть. И вот, она в Закхее взошла, и он стал учеником Христовым, и пришло к нему спасение.
Для чего апостол Лука это повествование вставил в своё Евангелие? Потому что очень назидательно. Потому что некоторые до сих пор не знают, что такое спасение, в чём оно заключается. А оно заключается в том, что человек полностью становится другим. Не таким, каким был в прошлой жизни – до того, как встретился со Христом – а стал совсем другим. Таким, для которого совесть выше, важнее закона, милосердие – ещё выше. В этом и заключается служение Богу. Но для этого нужно желать увидеть Христа так, как Закхей, а не увидеть пополнение счёта в банке или деньжат в кубышке, это радость минутная. А Закхей восхотел вечного блаженства, и он получил. И вот только такие люди, пришедшие к этому преображению своей личности, достигают и Царствия Божия. Если кто-то из нас ещё захочет этого достичь, то тогда поднятых рук будет больше. Вот это и есть христианство. Так что вот так евангелист Лука нас через Писание и учит.