Проповеди на праздники:


Проповедь на неделю 32-ю по Пятидесятнице...По милости Божий дожили мы до недели о Закхее. 2014 г.

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

По милости Божий дожили мы до недели о Закхее. Она нам указывает на то, что следующей неделе уже - мытаря и фарисея, начало пения в наших храмах православных триоди постной некая заря Великого поста. И святая церковь для нашего научения избирает в этот день повествование о Закхее. Был такой сборщик налогов, который жил в Иерихоне, был маленький. Ну, как всякий маленький человек очень обычно страдает от сверстников, его все притесняют, обижают, возникает у юного малыша всякие комплексы, и он мечтает, что вырастет большой он, им всем задаст. Поэтому люди часто маленького возраста, роста, (возраст - по-славянски), они вот накапливают такую энергию и потом, действительно, в жизни выходят в очень большие генералы. И Закхей тоже. Для него пути карьеры были ограничены, потому что для древнего человека очень важно было его происхождение, и он избрал себе путь богатства. Для этого вот он и стал сборщиком податей, приобрел огромную власть над своими соотечественниками. Собирал он подати в пользу римлян, поэтому всех сборщиков подати весь народ ненавидел люто. Как я свои кровные должен отдать, и не своему государству, а римскому начальству? Это очень было обидно, поэтому сборщик подати, мытарь, он был, в общественном мнении хуже язычника. И даже поговорка такая была: будет тебе как язычник или мытарь. Это тот человек, с которым вообще не общаются. Не то, что руки не подают, а вот идёт мытарь, на другую сторону человек переходит. Вот когда он уже отошёл подальше, плюют в его сторону и так далее. Но власть была огромная, потому что поддержана была римским гарнизоном. Каждый человек, который не сдал подати, мытарь должен был платить за него сам. Такой был закон. Очень разумно. Чтобы не платить своё, мытарь выколачивал из тех. Сажал в долговую яму, там еще были всякие процедуры. Ну а потом, когда уже человек в долговой яме, он по закону имел право взять у него четыре цены, что он заплатил за него. Надо только вот выбить. Ну вот как сейчас вот коллекторские фирмы там выбивают всякие долги. Тогда этим занималось прямо непосредственно само государство. И, конечно, каждый мытарь довольно быстро богател. И Закхей в этом утверждался. И вот когда Господь вошёл в Иерихон, и вот этот Закхей, который был не просто мытарь, а начальник (выбился там, карьеру сделал над всеми мытарями), и уже был богатый человек, не только начинал свою карьеру мытарскую. Искал видеть Иисуса, кто Он, но не мог за народом, потому что мал был ростом. И забежав вперёд, залез на смоковницу, чтобы увидеть Его, потому что Ему надлежало проходить мимо неё. И тут происходит чудо. Мы, конечно, не знаем, что это был у него такой побудительный мотив, увидеть Иисуса Христа. Но то, что он очень хотел увидеть – это несомненно, потому что это был самый богатый человек в городе, самый такой известный, потому что никто не мог не знать, кто такой Закхей, потому что с каждого он чего-то когда-то удержал, и со многих в четверо. И вот он, отбросив, что о нём скажут, потому что тогда для людей тоже это было очень важно, он, как обыкновенный мальчишка, залез на дерево, точно рассчитав маршрут, как Иисус Христос пройдёт мимо, чтобы с дерева на него взглянуть.

Господь, как Всевидец, когда пришёл на это место взглянув увидел его и сказал: «Закхей, сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме». И он поспешно сошёл и принял Его с радостью, и все, видя то, начали роптать и говорили, что Он зашёл к грешному человеку. Люди есть люди, а людям свойственна зависть. Вот самый грешный человек в городе, и вдруг Иисус Христос заходит к нему домой. Домой к тому, кому вослед плевали, к тому, с кем никто никогда не здоровался, к тому, про которого только говорили проклятия. Конечно все возроптали, как так…. Вообще люди склонны, когда что-то им непонятно, ну, например, математика, что они говорят про математику: ну это какая-то белиберда или там ахинея. Если человек не понимает, для него это ахинея. Но само по себе это, конечно, математика, действительно, царица наук. Без математики вообще ничего невозможно, никакая наука. Математический аппарат - он самый главный. Ну вот так устроен народ, к сожалению, - это следствие нашего грехопадения, поэтому вот они так осерчали на Господа Иисуса Христа. А для чего Господь к нему зашел? Впервые за всю его жизнь, начиная с самого детства, к нему Один Человек отнёсся по-человечески. Пришёл к нему в гости, и вот результат. Закхей, став, сказал Господу: «Господи, половину имения моего я отдам нищим, а если кого чем обидел, воздам в четверо». Почему в четверо, а не в шесть? Ну потому, что он брал в четыре раза больше, и, конечно, люди за это обижались. Что с ним произошло? Да, такая тривиальная вещь – покаяние. Он стал другим, и Господь, который остановился у этой смоковницы, но Он, конечно, видел, что происходит в его сердце, и решил ему помочь, потому что Господь всегда помогает тому доброму, что происходит в нашем сердце, укрепляет нас вот в этом решении. Он был уже готов к покаянию. Он понял, что вот та жизнь, вопреки всей народной воле, пусть и богатство, и известность, но жить, чтобы тебе плевали во след – это, конечно, это не жизнь. И смысла в деньгах нет. Это не приносит радости. Он уже это осмыслял, именно поэтому он хотел увидеть Христа Спасителя. Он предчувствовал, что что-то в Израиле происходит. Одни говорят, что великий пророк восстал из древ; другие говорят, что это сам Мессия пришёл; и вот он хотел сам убедиться, потому что сердечко его уже маленькое было к этому готово. Иисус сказал ему: «Ныне пришло спасению дому сему, потому и он - сын Авраама, ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее.» Взыскать - то есть найти. Вот Христос его нашёл. Нашёл, подошёл к дереву, поговорил с ним, вошёл в дом. Всё сделал, чтобы его спасти.

А в чём спасение? А спасение - в покаянии. Покаешься – придёт к тебе спасение. Не покаешься – значит, не придет к тебе спасение. Ты сам выбираешь; каждый человек выбирает сам. Закхей выбрал. Это ему стало в копеечку. Каждый из нас может прикинуть. Вот давай всё что имеешь: недвижимость, движимость, накопления, одежду, - все мысленно раздели полам, продай и отдай нищим. Это первое. А потом, кого чем, когда обидел, - компенсируй. Ну ты же, конечно, не налоговый инспектор, ну как-то загладить вину денежками, — это всегда можно. Вот у наших бандитов это очень часто даже такая манера. Дрались, не распознали, набили физиономию собрату по ракету; тот обиделся, за пистолет хватается, ой, извини, я не понял, и компенсацию… деньжат дал, тот пошёл, умылся, пластырь приклеил, зато с деньгами. Так и решают вопросы свои такие бандитские. Это лучше, чем стрелять. Так денежек дал, и всё нормально. Всё, разошлись. Дал столько, чтоб тот остался доволен. И вы увидите, что мы на это и не способны. А вот Закхей способен, поэтому случилось спасение, поэтому для нас, для которых вот покаяние пока - это ещё вещь малодоступная, поэтому все как-то от покаяния стараемся уклоняться, потому что нам это дорого, вот. Я имею в виду не только в денежном выражении, не всё можно перевести в деньги, к сожалению. Так было бы, конечно, проще. Но бывает, нужны и поступки, которые (и так довольно часто бывает) против всего общественного мнения. А так как мы все люди гордые, мы все зависим от того, что про нас скажут, поэтому больше всего мы думаем не о том, что Господь о нас подумает, а о том, что люди скажут. Ну а то, что люди скажут, — это, собственно, заранее известно. Иногда даже по фамилии можно определить, какой комментарий даст тот или иной человек на такое событие. Это, в общем, 90 процентов безошибочно. По фамилии можно узнать, что он скажет в следующую минуту, потому что человек из какой конгломерации людей, там приняты определённые мнения. Ну и ясно, что он будет излагать именно мнение своей корпорации, чтобы из неё не выпасть, потому что, если ты выпадешь, ты останешься один, а к другой не примкнул, и это очень некомфортно. Человек – животное общественное. Он не может без той среды, в которой он пребывает, растёт, и он идёт на всякие компромиссы с совестью. А иногда даже себе так внушает, что это мнение, корпоративное, оно истинное. Так тоже бывает. Вот поэтому Святая Церковь избирает от чтение нам накануне, еще до великого поста время много, но тем не менее, Евангелие от Луки 19 глава, она как раз вот нам говорит о покаянии. Что оно должно быть настоящее и действенное. Потому что если мы что-то подобие покаяния из себя изображаем, ну это обычно бывает шепотом на исповеди, а на следующий день тоже самое. Т есть покаяния нет. То, человек осознаёт себя грешным, что само по себе неплохо, но никакого в нём изменения нету. То есть исповедь, есть а покаяния нет. А у Закхея совершилось покаяние. В чём оно заключалось? Он изменил направление всей своей жизни. Оно было сначала деньги и власть, а с момента встречи со Христом, наоборот, испросить прощения у всех, кого я обидел, да ещё половину того, что имел, отдать нищим. То есть совершенно радикальные изменения. Он стал к жизни относиться не как чиновник, а как христианин, поэтому Господь сказал: сегодня пришло спасение этому дому. Спасение в чём заключается? Чтобы из обычного грешного человека стать христианином, но не таким, как мы, а настоящим, который свои поступки регламентирует и сверяет с Евангелием. Пришел Господь на землю, проповедовал, пострадал, умер. Для чего? Чтобы те, кто захотят, могли бы стать христианами и с помощью благодати Божией, которая содержится в Церкви, преобразили своё падшее естество, покаялись, изменились и всем, кто захочет, только желающих, одних желающих, принять к себе в Царствие Божие. Вот поэтому если для нас пример Закхея будет такой убедительный, то мы поразмышляем над своей жизнью и увидим, что в ней, в моей жизни, надо радикально изменить, вот буквально стрелку перевернуть на 180°, потому что ну делать вид, что ничего не происходит, всё в порядке, и вот ну какие-то есть мелочи: вот там не то съел, там опоздал - это всё вообще не влияет на основной путь. А вот сам подход к собственной жизни, какова сама жизнь и каково её направление - это направление ко Христу или от Него - вот это очень важно каждому понять, без этого понимания и покаяния невозможно. Хорошо бы нам к этому пониманию всё-таки прийти.

Проповеди на праздники:

Наверх