Проповедь на неделю 3-ю по Пасхе, святых жен-мироносиц, 2002 г.
Сегодня Святая Церковь молитвенно вспоминает учениц Христовых жён-мироносиц, которые утром, как только солнце воссияло, побежали на гроб, где было похоронено тело их любимого Учителя и Господа. Они были ученицами Христовыми, служили Ему во время Его проповеди Евангелия и Царствия Божия. Вспоминаем и других учеников Христовых, которые не входили в круг апостолов. Среди них Иосиф Аримафейский и Никодим, тайный ученик Христа. Наверно, были какие-то и другие. В этом мы видим для себя очень важное указание. В Церкви у людей разное положение в ней может быть, потому что изначала Церковь вообще строилась, как община, но мы видим, что совсем не все, уверовавшие в Господа и пошедшие путём ученичества, непосредственно принадлежали этой общине. Иосиф и Никодим, которые не принадлежали апостольской общине, не ходили постоянно вслед за Господом Иисусом Христом, но тем не менее прославляются Церковью в лике святых и учеников Христовых – это указание на две очень важные вещи.
Во-первых, на необычайное снисхождение Самого Христа Спасителя к нашим немощам и нашим жизненным обстоятельствам. Мы знаем, что Никодим был тайный ученик Христа. Он из-за того положения, которое он занимал в Иерусалимском обществе, не мог к Нему приходить явно, приходил к Нему ночью. Господь находил для него время, беседовал с ним. Прекрасная такая беседа в одну из ночей передаётся апостолом и евангелистом Иоанном. Иосиф тоже был сановник, занимавший большой пост. Он тоже побаивался общественного мнения, какой-то мести со стороны высокопоставленных иудеев. Он тоже, хотя и был учеником Христовым, но не входил в круг апостолов, и Господь его к этому не призывал. Как позже сказал апостол Павел, который из предания много нам чего поведал сверх того, что сказал Господь: Каждый оставайся в том звании, в котором призван (1 Кор. 7, 20). Хотя, конечно, можно обвинить Иосифа и Никодима, что они испугались, что у них не было достаточной решимости, как у апостолов, о которых Пётр сказал (и о себе в частности): вот, мы оставили всё и последовали за Тобою; что же будет нам (Мф. 19, 27). Он хотел узнать, какова будет награда. Да, конечно, чем больше человек оставит ради Господа, тем больше будет и награда. Хотя мы употребляем эти слова, но тут не в смысле торга и не в смысле какого-то духовного бизнеса – чем больше вложишь энергии и средств, тем больше будет отдача. Хотя чисто внешне механизм похож. Речь идёт совершено о другом, потому что весь труд человеческой жизни должен заключаться в том, чтобы как можно больше успеть послужить Господу. А цель одна – умягчение собственного сердца. Уже умягчённое сердце способно воспринимать благодать Божию, поэтому чем больше оно умягчено, тем больше и возможность для благодати Божьей войти в сердце. Хотя, конечно, Господь произвольно приходит в сердце человека, человек не может Бога заставить прийти к нему. Человек может только просить и готовить почву для этого, а уж Господь приходит Сам. Из опыта всей двухтысячелетней церковной жизни мы знаем, что Господь приходит именно к человеку самоотверженному и труженику, поэтому очень важен этот духовный труд. Апостолы проявили большую самоотверженность, чем проявили Иосиф с Никодимом, поэтому их и прославляют больше. Но это не значит, что и другие отвергнуты. Это весьма утешительно и для нас. Не каждый из нас может понести такие труды, как апостолы. Даже из апостолов каждый понёс разные труды. Например, апостол Павел сам говорит, что он потрудился больше других апостолов. Это так, действительно. Если мерить это на затраченную работу, сколько он затратил своего ума, своих слов, сколько писал. Ни от одного апостола не осталось столько посланий, как от апостола Павла. А сколько наверняка ещё не сохранилось. А сколько он учил людей, а сколько он принимал и день, и ночь, а сколько он путешествовал. И это тогда, когда не было ни самолётов, ни поездов, ни каких-то быстроходных судов. Это всё было сопряжено и с опасностью, и с разбойниками, и от диких зверей страдал. Трудов очень много, хватило бы на несколько жизней, поэтому он и достиг того, что его Церковь прославляет, как первоверховного апостола, именно по степени самоотверженности и трудам.
Иосиф с Никодимом и жёны-мироносицы меньше совершили трудов. Женщины в силу своей немощи и в силу естественной ограниченности своих возможностей, но тем не менее Мария Магдалина прославляется, как равноапостольная, потому что её труды принесли такие же плоды по основанию Церквей, как и труды апостолов. В этом она уравнивается. Вместе с ними в этот день всегда прославляется ещё грузинская царица Тамара, которая тоже повторила этот подвиг и сумела образом своей жизни и словом кротким и твёрдым начать обращение целого народа. Прошли столетия, а память о ней существует. В честь неё до сих пор называют своих детей люди не только в Грузии, но и в других странах и во всём мире. Слава о ней вышла даже за пределы Иверской страны.
Какое же нам в этом утешение? У нас с вами тоже большие есть ограничения. Первое – у нас не такая крепкая вера, как у апостолов. Представьте себе веру Петра и веру в него людей, что выносили больных, чтобы хотя бы тень Петра упала на них. Человек верил, что раз Петру некогда на всех руки возлагать, но если хотя бы тень Петра на него упадёт, он выздоровеет. Господь давал исцеление по этой вере. Много Пётр и претерпел, даже пострадал за Христа до смерти, был распят на кресте. Правда, упросил, чтобы его распяли головой вниз, потому что не мог в своей смерти уподобиться Учителю своему и Спасителю. Как уважали его мучители, что согласились исполнить его просьбу. Так он был и распят головой вниз. Какое нужно мужество, самоотвержение, кротость и смирение, что даже в смерти подумал об этом, чтобы он, как некогда проявивший слабость и отрёкшийся на словах от Христа, он не достоин умереть так же, как и Господь.
У нас есть ограничение не только в вере, но в мужестве. Мы не только не можем часто оставить то, что оставил Пётр, идя за Господом, говоря, что они оставили всё. Это не значит, что Господь нас отвергнет. Конечно, каждый из нас такой славы не достигнет, имеется в виду слава не человеческая, имеется в виду слава Божия. Слава человеческая тоже ничего не значит. Спроси какого-нибудь парня на улице: “Вот стоит храм в честь Петра и Павла. А кто они такие были, чем они знамениты?” Он и не знает. Это совершенно естественная вещь. Если у итальянца спросить, он конечно скажет, они это в школе учат, а у нас нет. Многие так и думают, что Санкт-Петербург Пётр в честь себя назвал. Как-то не увязывается Архангельск с Архангелом Михаилом, Санкт-Петербург с апостолом Петром, это как-то слишком далеко. Слава человека очень изменчивая – сегодня “осанна”, завтра “распни”, а послезавтра опять “осанна”. Это можно с понедельника до пятницы много раз менять. Церковь, конечно, незыблема, потому что стоит на Духе Святом, поэтому слава в Предании содержится. Каждый новый приобщённый к Церкви приобщается и к отблескам этой славы. Эта слава Божия – это есть пришествие Духа Святаго в сердце человека. К этому призван вообще каждый человек, родившийся на земле. Каждый из нас в свою меру, кто может сколько отдать своего ума, сколько отдать своего сердца, сколько отдать своих сил физических, сколько отдать времени, чтобы послужить Богу. Зачем это нужно? Чтобы прибрести некий очень важный навык. У большинства людей на земле этого навыка нет. У нас с вами его нет в первую очередь, речь идёт только о нас, о других и говорить бесполезно, потому что они пока не знают, куда им брести. Мы знаем, но, к сожалению, часто забываем, зачем нам жизнь дана. Так вот, человек трудится на земле, работает, получает образование, строит свою семью, всё это делает, а потом умирает. Если спросить у него: “А зачем ты это делал?” Человек и не знает. Получается, если человек чего-то не знает, это не имеет никакого смысла. А ведь человек – существо осмысленное, он должен понимать, зачем он это делает. Приобщение к славе Божьей и служение Богу имеет великий смысл, потому что там, в иной жизни, как по-славянски говорится, в пакибытии, чем живут люди? Ещё пока не люди, души людей, потом все воскреснут и будут жить в теле. В чём будет заключаться эта жизнь? В строительстве церквей? В разработке новых технологий? В войнах? В поиске каких-то новых видов лекарств? В продлении жизни? В занятии искусством и музыкой? В пьянстве? В чём? Нет, только в одном, в непрестанном прославлении Бога и в служении Ему. Это будет ангельская жизнь, потому что Ангелы не сеют, не жнут, не дерутся за собственность, не обманывают, они наслаждаются бытием, общением с Богом и служат Ему. Например, они возносят наши молитвы к престолу Божию. Наше общение с Богом осуществляется через Ангелов. Так и человек, который жизнь свою употребил на то, чтобы Богу послужить, исходя из своих возможностей, но так, чтобы эти возможности были использованы полностью, не зарывая талант в землю, потому что наши возможности даны нам для прославления Бога. Только для этого дан ум, для этого сердце, понимающее и чувствующее красоту и любовь. Только для этого, во всём остальном смысла нет, потому что вся жизнь временная, но так как мы люди грешные, мы духовного не видим, а видим только то, что перед нами, мы, естественно, на это всё отвлекаемся. Как на молитве, раскрыв молитвослов, мы всё время отвлекаемся, то на икону посмотрим, то фитилёк поправим, то что-то вспомним, то в окне птичка запела, то вода в водопроводе зашумела. Ум всё время отвлекается. Казалось бы, ты стоишь перед Богом, молись, но слабый ум всё время отвлекается. Такая греховная немощь. Поэтому целиком у нас не получается, но хотя бы то, что мы можем, Господь и это увидит, Господь и это приветствует. Ту малую часть мира мы тоже можем к гробу Господню принести, как дар, ради того, чтобы и нам совоскреснуть со Христом. Так и самоотвержение, мало кто из нас, а может уже никто, так с радостью, как апостолы, на смерть пойдёт. От нас это и не требуется, нам даже трудно представить ту жизнь, когда человеческая жизнь вообще ничего не стоила. Быть убитым был самый распространённый вид смерти. С одной стороны, всякие эпидемии, в результате которых по полстраны населения погибали, с другой стороны, какие-то опустошительный войны. Людей просто брали в плен, делали рабами. Пока человек физически силён, он трудился, прикованный навсегда либо к веслу, либо ещё к чему-нибудь. Если какой-нибудь искусный раб, что-то умел делать, тогда содержание чуть получше, но всё равно нельзя создать семью, нельзя есть за столом и так далее. Конечно, жизнь была очень жестока.
Сейчас совсем другая, это уже результат определённого воспитания людей Церковью на протяжении столетий, вот это смягчение нравов. Те люди, которые Церковью не воспитаны, мы видим, как они очень легко, как и тысячу лет назад, могут отрезать головы друг другу, глаза выколоть, заживо сжечь, закопать. Ведут себя совершенно, как дикие звери, которые даже не чувствуют и не сострадают. У них нет даже такого понятия, как виноват или невиновен. Виновен или невиновен, всё равно. Как это печально. Почему так одичала наша российская жизнь? Потому что искусственно оторвали людей от Церкви, от этого источника, облагораживающего жизнь, поэтому люди так озверели, стали бесчувственными. Не сразу, конечно, сначала нужно было всех священников уничтожить, чтобы никто не учил, что такое христианская жизнь, что такое любовь, что такое добро, зачем нужно просить, чтоб тебя распяли вниз головой. Каждый человек, когда ему грозит смерть, он становится кроткий, участливый, не такой дерзкий и нахальный, старается, наоборот, чтобы приговор ему смягчили. Такого мужества не наблюдается. Вроде был такой отважный разбойник, никого не жалел, бахвалился своими подвигами, а чуть его прищучили, он уже начинает каких-то адвокатов нанимать. Не скажет: “Я бандит, давайте, вешайте меня”. Нет, старается как-то поменьше, чтобы не пожизненно, а лет двенадцать дали для начала. Что же нам приходится оставлять? Нам нужно оставить свои грехи. Нам нужно посмотреть внимательно на свою жизнь. Есть грехи, которые у нас явные, которые никак не скроешь от самого себя. Их видно, очень видно даже глазами. А есть грехи, которые не видно, к которым мы привыкли, которые в себе не замечаем. Например, тщеславие, осуждение или болтливость. Человек как-то к себе так притерпелся и так себе нравится, что не склонен вообще себя критиковать. За собой нужно немножко последить, тогда увидим, что есть очень много и честолюбия, и зависимости от общественного мнения, от того, что люди скажут. Не от того, что Бог о тебе подумает, не от того, угодно ли это для Царствия Божия, а от того, что скажут. А почему для человека это важно? Потому что тщеславие, потому что нужно стремиться к славе Божьей, а мы стремимся к славе человеческой, чтобы нас похвалили, уважили, поздравили. Не лучше ли подумать о том, а каковы мы в глазах Божьих? Бог нас не судит, мы сами себя судим, мы сами устраиваем весь кошмар нашей жизни. За эту оставшуюся жизнь, что каждому из нас осталась, нам нужно этим пожертвовать. Господь говорит: отвергнись себя (Мк. 8, 34). Если не можем отвергнуться себя настолько, чтобы идти в мир проповедовать, чтобы людей обращать ко Христу, чтобы являть им такое количество любви, исходящей из сердца, чтобы они сами к Богу обращались, нам бы хотя бы хватило на себя самого. Как древние говорили: “Спаси себя и хватит с тебя”. Для чего? Чтобы не быть отвергнутыми от вечной жизни, потому что и Господь хочет нам её дать, просто войти туда можно с сердцем, исполненным любовью. Этому мешает только грех. Если мы сумели бы не только за время Великого поста стараться своё сердце очищать, чтобы не идти нам по пути греха, Господь бы увидел наши намерения, приветствовал их и помог бы нам.
https://www.dimitrysmirnov.ru/blog/propoved-110666/