Проповеди на праздники:


Проповедь на неделю 29-ю по Пятидесятнице...когда входил в одно селение, встретили Его десять человек прокажённых, 2012 г.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодняшнее чтение посвящено одному эпизоду евангельскому, о котором повествует евангелист Лука, где говорится о том, как Господь шёл в Иерусалим, проходил между Самарий и Галилеей и когда входил в одно селение, встретили Его десять человек прокажённых, которые остановились вдали и громким голосом говорили: «Иисус, Наставник, помилуй нас». Увидев их, Господь сказал им: «Пойдите и покажитесь священникам».

Священник исполнял роль в Израиле и учителя, и хранителя преданий, и часто человека, который мог дать какие-то сведения по арифметике или что-то прочесть. Ну ещё и роль врача. Как у нас в России до восемнадцатого века включительно. Потому что даже помещики не отличались, порой, грамотностью. Священник нес такую очень нужную функцию помимо своих непосредственных обязанностей. Так и в древнем Израиле. Поэтому если человек вдруг исцелялся от проказы, священник его осматривал и давал ему свидетельство, что этот человек уже не прокажённый. И те ограничения, которые накладывались на прокажённых: им нельзя было вместе жить с остальными людьми, им нельзя было вместе питаться, им нельзя было ходить в места скопления народа, например, в храм или на базар, они должны были, когда идут, а ходили они группами, обязательно предупреждать людей либо звоном специальных таких колокольчиков, либо криками, чтобы люди останавливались, пропускали их вперед, чтобы не заразиться этой болезнью; вот священник осматривал и выдавал такое свидетельство. И они уже могли стать полноценными членами общества. Других способов борьбы с проказой не было, а болезнь весьма страшная. Человек гниёт заживо, живёт отдельно от всех. Не будучи ни в чём виноватым, он фактически как в тюрьме, в изоляции находился. И когда они шли, очистились. То есть вот очищение произошло по пути к священникам. Почему произошло? За послушание. Мог бы кто из них сказать: «А какой смысл идти? Мы - больные. А что ходить? Мы вчера там были». Ну и как всегда, человек, который как-то не хочет идти к Господу, он всегда найдёт какое-то оправдание. Иногда даже очень такое интересное. А у меня, говорит, сегодня в планах этого не было. И всё. Я планировал что-то совсем другое: на бильярде поиграть вот или просто выспаться. Тоже очень уважительное дело, всеми любимое.

Один же из них, видя, что исцелён, возвратился, громким голосом прославляя Бога, и пал ниц к ногам Спасителя, благодаря Его, и это был самарянин. Один. Из десяти возвратился. Не пошёл к священникам. А потом и неизвестно, как бы они вообще его приняли, потому что он-то не правоверный иудей, а самарянин, а иудеи с самарянами не общались. Хотя в этой толпе небольшой из десяти человек прокажённых все были иудеи, и один был самарянин; их болезнь так сблизила, что они уже не смотрели, кто из них самарянин, кто иудей. Общее горе такое сильное, такая нужда, она как-то вот всё остальное отодвинула назад. А теперь-то он здоров. Все предрассудки, которые существуют, они тут же очень быстренько оживают.

Тогда Иисус сказал: «Не десять ли очистились? Где же девять? Как они не возвратились воздать Славу Богу, кроме сего иноплеменника?» И сказал ему: «Встань и иди. Вера твоя спасла тебя».

Спасла от чего? От греха. Спасение в чём? В познании Иисуса Христа Сына Божия. Несмотря на то, что он самарянин, он сделал этот шаг. Несмотря на то, что Господь пришёл к иудеям, эти девять иудеев этот шаг не сделали. И вот Господь задаёт такой риторический вопрос: не десять ли очистились, а девять где? Этот вопрос, конечно, не к ним, потому что их не было; они этого вопроса не слышали. Тогда к кому это вопрос? А это вопрос ко всем нам. Всегда ли мы бываем благодарны Богу? Всегда ли мы готовы пасть ниц к ногам нашего Господа Иисуса Христа? Нет, не всегда. Даже совсем наоборот. И даже не просто проявляем такую разноцветную неблагодарность, не только чёрную, но и всякую; а ещё бывает весьма и весьма в разных формах, поэтому я говорю разноцветность, недовольство Богом. Вот постоянно есть некая неудовлетворенность Богом, потому что по своим грехам мы, к сожалению, находимся в таком устроении души, когда по гордости, естественно, которой мы поражены, мы-то ещё не спасены, как этот самарянин (апостол Павел говорит: «Мы спасены только в надежде») и вот главное заболевание, которое как проказа нашу душу разъедает, - это гордость, которая выражается в таком явлении внутреннем, которое называется «завышенная оценка собственной значимости». Не привнеся еще в этот мир вообще ничего, мы ждём от Бога и от всех окружающих, если речь идёт о детях, то вообще они от родителей всего ждут: и всяких подарков, чтобы у них всё было такое, как у их сверстников, и чтобы когда они захотели была еда, а еда такая, которую хотят, одежду носить ту, которую они закажут, ну и так далее и так далее, и так ещё, чтоб было, чем похвалиться перед сверстниками и очень такого всего, очень много, а сами, кроме отходов человеческой деятельности, ещё в этот мир вообще ничего не привнесли. Ну если там раз восемь из-под палки вымыли посуду, причем порошком, который не купил, который не принес, полотенцем вытер, а то и не вытер, которое и не покупал, и никогда не стирал, вот, а всё и ещё это всё с раздражением. Вот в этой гордости самого малолетства человек занимается таким самовоспитанием, которое еще всячески поощряется таким антипедагогическим поведением, во-первых, бабушек, во-вторых, мам, ну в-третьих, пап, дедушек и там всех остальных. Вот вырастает такой человек, который в результате, он, конечно, Бога, не благодарит. То ему слякотно, то ему холодно, то на дороге пробки, то выгнали с работы, то жена дура, то муж идиот, как будто это вот привезли, связали, заставили, руки назад, расписали, под пистолетом. Нет, всё человек сам. Жнет то, что посеял, то, что создал. Потом получается вот дети, они не так себя ведут, мужья тоже, жёны подавно, ну и так далее. Про тёщ вообще не будем говорить. И так без конца. Человек, даже глядя на его лицо, у него всё время недовольство выражается. Это вот фон, на котором живет человеческая душа. Недоволен всеми и всем. Это, конечно, устроение души не спасительное, а гибельное, поэтому Господь решил для нас для всех показать пример, в чем является истинное угождение Богу; и вот Господь на примере самарянина, который с точки зрения иудеев был иноплеменник, а что такое иноплеменник, - это даже и не человек, это такое существо, которому по закону, который они создали, это не Закон Божий, который вот с ним можно поступать практически как со скотиной: обходить его за три версты, и презирать его, и гнушаться даже с ним разговаривать, и так далее. Вот Господь показывает, что несмотря на внешнее исполнение предписания закона, единственный вот этот самарянин. и еретик, иноплеменник, он единственный оказался спасенным от Бога. А вот эти внешние правила, которые сами по себе хорошие, должны были служить таким мостом к Богу, на самом деле, ничего не дают. Ничего не дают. Вот Господь однажды сказал: «Очистите прежде внутренние скляницы вашей души». Ну какая сторона кастрюли важнее? Та, которая ставится на огонь или та, в которую наливают воду и кладут кашу? Ясно, что внутренняя. Также и для Бога. Не так важно, как человек одет; не так важно, где он учился; не так важно, чем и как он талантлив, тем более богат здоровьем ли деньгами, важно не это, а важно его устроение, каков он по душе. И каждая религия, она по замыслу любого создателя этой религии, она должна человека приводить к некоему идеалу этой религии. Коммунистическая религия, она изображает идеал человека будущего. Хорошо так придумано, потому что будущего нет. Ну можно из революционеров взять хотя бы сифилитика Ленина и показать, что вот этот сифилитик, вот он идеал будущего человека. Он очень добрый, все знают, как детей любил; вот мог бы бритвой полоснуть, а вот он их отпустил живыми здоровыми. Или как на охоте прикладом зайцев убивал, потому что они оказались… вот ну разлилась река, зайцы оказались на островке, он подумал, какая лёгкая добыча, подплыл, взял ружьё за дуло и прикладами их всех убил, накидал полную лодку зайцев. Такая спортивная у него была охота. Ну добрый человек. Вот. Но это очень просто селекция, значит, вот эти все негативные моменты биографии удаляются, а рисуется какой-то вот некий такой абстрактный самый человечный, самый бескорыстный, скромный такой. Именьице в Горках, автомобильчик из императорской конюшни, там охрана - и всё бесплатно. Никогда в жизни не работал, так сказать, всё жил на деньги мамы, друзей, соратников по революции и так всё в общем как-то, ну бессеребренник. В одной и той же кепке, как Лужков всё проходил, несчастный, и всё соответствует и такой создать образ.

Там буддисты Гаутаму Будду изображают, вот этот идеал просвещённого человека и вот путь, как к нему идти. Для мусульман - Мухаммед. Пожалуйста, изучи биографию. Каждый мусульманин хочет быть похож на Мухаммеда. Как у него отношения там с женским полом, с противниками со своими и так далее, и так далее. Вот идеал.

А для христиан – Христос. Это недостижимый идеал Богочеловеческий, потому что две природы во Христе, и божественная, и человеческая во всем, кроме греха. Нам это трудно представить, но мы можем по Его словам и делам, которые изложены в четырёх Евангелиях, как бы с четырёх сторон Его увидеть, проникнуться и захотеть вот прийти к Этому Идеалу. И вот этот самарянин, он к этому Идеалу пришел. Поэтому Он сказал: «Вера твоя спасла тебя». Вера. Кому?  Ему. Но других, иудеев, которые были с Ним, не спасла. Вот мы пришли в храм. Предполагается, что мы тоже хотим, чтобы наша вера, которая привела нас сегодня ко Христу, чтобы она нас тоже спасла, а иначе какой смысл нам сюда приходить. Вот эти девять прокажённых иудеев пришли ко Христу, Он им сказал: «Идите к священникам». Они пошли. Проявили послушание. По пути очистились сами, но только один, у которого в сердце родилась благодарность Богу, он достиг устроения, в котором должен жить христианин. Христианин должен жить в непрестанной благодарности Богу. В непрестанной. И за скорбь, и за радость. Как разумный пациент у врача благодарит и за горькие лекарства, потому что он ждет исцеления. Смысл лекарства не в том, чтобы нам во рту сделать невкусно, а в том, чтобы нас вылечить. И вот этот самарянин, он выздоровел не только от проказы телесной, но и душевной, поэтому пришёл и пал ниц и благодарил. И он в действии Христа увидел действия благодати Божией, которая его и спасла. Поэтому те из нас вот здесь стоящих, если придут в такое устроение души, успеют, потому что смерть не за горами, мы можем не успеть, и придем в состояние благодарности Богу, значит мы пришли в искомое состояние. Потому что человек должен за всё Бога благодарить: и за саму жизнь; почему вот считается что самоубийство - это самый страшный грех, который человек может только совершить, да очень просто, потому что большей неблагодарности к Богу человек выявить никак не может. Я тебе подарил жизнь, а ты эту жизнь бросаешь назад, ты сам распоряжаешься; Бог-то тебя вызвал к жизни, Он надеялся на тебя, а ты как плевок назад. Грех не в том, что человек что-то сделал такое неприятное, и вот он терпит наказание. Нет. Грех – это есть полное и фактическое отвержение Бога. Но от Бога – всё. И землетрясение, и рак, и смерть близких, и война, и свадьба, и рождение внуков, и бедность, и богатство - всё от Бога и всё для блага. Богатому зачем, и даже люди заметили: деньги, они, вообще к деньгам идут, а какой в этом смысл? А Бог хочет через этого человека что-то сделать полезное. А бедность зачем? А бедность — это лучшее лекарство от гордости. Ну и так далее. Каждому Господь подбирает нечто своё, одному ему, этому человеку, просто необходимое. А человек воспринимает то, что с ним происходит, ну как некое несчастье, цепь каких-то случайных событий, ропщет, он недоволен.

Однажды у преподобного Серафима спросили: «А кто в саровском в монастыре лучше всех угождает Богу?», - и он сказал: «Повар». Он говорит: «Ну а какой у него подвиг? Мужик какой-то угрюмый, весь недоброжелательный». А преподобный Серафим, он говорит: «Да вы просто не представляете, какой у него характер. Он по своему характеру всех бы убил бы, а он терпит и этого не делает. Вот в этом его подвиг». А его Господь специально послал, потому что ну у всех поваров вид людей жующих, стоящих в очереди с за похлёбкой, он вызывает приступы бешенства, потому что это так всё надоело, потому что бесполезно, вечно ещё недовольны, критикуют, и не вкусно, а денег отпускается столько, сколько отпускается, ты пойди в ресторан «Пушкин», там те за 15000 рублей покормят. А ты что хотел-то? За 100 рублей? Да даже на китайский ресторан не натянешь, из свиных ушек похлёбку. Вот. Ну человек, вот он имеет вот такие свойства. Поэтому важно не того даже, чего человек достиг, а важно, сколько он прошел по этому пути и с какой скоростью. Поэтому преподобный Серафим, он был прозорливый человек, он видел, что подвиг по само сдерживанию напряжения у этого повара был самым высоким, по сравнению с ним все были расслабленные люди, и то, как он молился, чтобы господь его укоротил, эта молитва была самая горячая к Богу. И он его поставил, мысленно, конечно, только Бог судья человеку, но по крайней мере, на тот период. Мы же этого и не видим, и не понимаем, поэтому Господь сказал: «Не судите, не судимы будете». Потому что наш суд, но он ну просто смешной по своей неправильности. А если дать нам возможность жить так, как мы хотим, ну в течение месяца жизнь превратится в ад не только для наших окружающих и близких людей, а вообще для всех.

Вот представьте себе. Вот все там милицию ругают; ну на секунду представьте, на недельку исчезнет милиция. Вот такая плохая. Ну что с нами со всеми будет? В самом страшном сне. А так это бывает, в любую революцию, пожалуйста, можно окунуться. Тут же банда, тут же резня, тут же грабёж. И вообще хуже вот этого революционного хаоса вообще ничего не может быть, поэтому нам нужно приходить в истинное христианское устроение.

И вот этим эпизодом евангелист Лука нам показывает, где этот правильный путь. Каждый из нас должен его нащупать. Мы же стараемся даже с помощью церкви, там батюшек всё осаждают всякими вопросами, вот что так подсказать, чтоб я так раз-раз-раз и оказался здоровеньким, и богатеньким, на работе было всё хорошо, и детки мои были, как по струночке ходили: что,  мамочка, что, папочка, что тебе сделать, что тебе помочь, а ты пришёл с работки, а всё помыто, и уже супчик дымится, и всё вообще хорошо, и обои не отклеиваются, и начальник вежливый, и каждый квартал зарплата увеличивается, и тринадцатая зарплата, и четырнадцатая, и пятнадцатая, вот, и все только хвалят, и на доске почета портрет, и по радио говорят, и вообще ты самый прекрасный, самый замечательный, и все народные артисты умирают одиноко голодные там в тараканах, а вокруг тебя дети, внуки, шушу, всякие врачи, и тебе всё, и всё у тебя не болит ничего, и тебе ничего не надо и своей смертью в 120 лет заснул и через 2 дня умер. Вот. Вот, размечтались. А как тогда спастись? Как спастись? Никак. Нет. Чтобы спастись нужно пожить в проказе, потерпеть, узнать, что такое отвержен ни за что. Твоей вины в этом нет. Когда от тебя шарахаются, когда в тебя плюют, когда ты ближе подошёл, чем возможно, в тебе кидают камушки размером с кулак. И это не 15 минут, и не год, а долго. Вот когда придёшь состояние смирения, тогда встретишь Христа. Потому что Бог горным противится, только смиренным даёт благодать. А уж Христос, если захочет. Господи, если хочешь, можешь меня очистить. Господь скажет: хочу, очистись. Потому что это обращение человека, не требующего себе; это не права человека. Человечек, какие у тебя права? Человечек, ты вообще кто такой? Ты жалок и ничтожен, человечек, и ничего в мир, кроме огромной горы навоза, ещё пока ничего не принёс, чтобы вообще что-то дерзать требовать. Это неправильное устроение. Правильное устроение — это когда человек понимает, почему Господь ему преподаёт этот урок, почему этот, или, говоря по-старинному, наказание, какой Господь даёт наказ тебе, пойми, человечек, выучи этот урок на пять, сдай, не тяни руку, когда тебя не спрашивают. Придёт время, всё с тебя спросят. Ни один человек этого не избежит. Хотя говорят, что некоторые могут и говорят так: если у тебя уже нет никаких скорбей и у тебя всё в жизни гладко, значит Бог от тебя отвернулся. Хочешь ли ты этой участи? Вот уж решай сам и подумай, как нужно мне жить, чтобы Бог окончательно от меня отвернулся. Спаси и сохрани, заглядывать даже нас в эту сторону. 

Проповеди на праздники:

Наверх