Проповеди на праздники:


Проповедь в Неделю 26-ю по Пятидесятнице (...Там была женщина, восемнадцать лет имевшая духа немощи), 2011 г.

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа! 

В одной из синагог Господь учил в субботу. Там была женщина, восемнадцать лет имевшая духа немощи. Она была скорчена и не могла выпрямиться. Иисус увидел ее, подозвал и сказал: «Женщина, ты освобождаешься от недуга твоего». И возложил на нее руки, и она тотчас же выпрямилась и   стала славить Бога. При этом начальник синагоги, негодуя, что Он исцелил в субботу, сказал народу: «Есть шесть дней, в которые должно делать. В те и приходите исцеляться, а не в день субботний». Господь сказал ему в ответ: «Лицемер, не отвязывает ли каждый из вас вола или осла в субботу и не ведет ли поить? Сию ли дочь Авраамову, которую связал сатана вот уже восемнадцать лет, не надлежало ли освободить от уз в день субботний?» И когда Он говорил это, все противящиеся ему стыдились, и весь народ радовался о славных делах Его.

Тоже очень важное для нас место из Священного Писания. Потому что, к сожалению, вот этот дух законничества, он в жизнь людскую очень хорошо проникает, собственно, и до сего дня, потому что какой бы ни был закон, если его исполнять формально, (есть даже такое понятие – буква закона и дух закона, потому что каждый закон, хоть он и регламентирует нашу жизнь, но он призван к тому, чтобы ее улучшить), очень часто совершаются совершенно дикие вещи. Ну, например. Сидит человек в тюрьме, открываются новые обстоятельства, его вновь осуждают, уже по другому делу, и судья решает, какую ему назначить меру пресечения. Подождите, но он же уже в тюрьме. Какая может быть мера пресечения, если уже все пресечено? Но буква предписывает делать такие идиотские глупости. И все вокруг рады, что они исполнили закон, хотя выглядят сущими идиотами. Или как вот в Ногинске. Одному педафилу дали четыре года условно. И что же? А через два года он пошел на условно-досрочное освобождение. От чего? Если он не сидел. Абсурд. И вот наша жизнь, и все, что связано с письменным законом, полно всяких абсурдов, потому что, если действовать по закону, то будет хуже, чем если нарушить закон. Вот такая интересная вещь.

И здесь, с этой женщиной, такая же коллизия. Господь дал народу своему день субботний для того, чтобы этот день освящать. Каким образом? А вот шесть дней заниматься своими делами, а субботу посвящать Богу. Идти в Храм. Кто далеко от Храма живет, идти в синагогу, читать Священное Писание. Не умеешь читать – слушай, молись, делай добрые дела. Для чего Господь дал этот закон? Для того, чтобы человек не забывал Бога и хотя бы один раз в неделю вспоминал о Боге. Вот смысл этого закона.

Когда Господь проповедовал в синагоге, увидел эту женщину. Восемнадцать лет она очень страдала. И какая удивительная женщина. Представьте себе, человек, скрюченный в три погибели, по-славянски звучит: она была слука. Что это значит? Ее спина представляла собой согнутый лук. Можете себе представить, как трудно в таком положении жить, еще ходить в синагогу, еще слушать Священное Писание, еще молиться Богу. Господь, видя ее такой подвиг сказал, что прощаются тебе твои грехи, ты освобождаешься от своего недуга. А начальник синагоги, который, конечно, призван, чтобы следить за порядком, он там главный человек, вроде, как настоятель Храма. Но синагога – это не Храм, а просто место для собрания, а это просто старший человек. И он, не обращаясь к нему, (постеснялся) обращается к народу и говорит, что шесть дней есть, приходите исцеляться. То есть эта женщина, на его взгляд, чтобы исполнить закон, должна подождать следующего дня или прийти когда-то в будни второй раз… Когда она уже здесь… Врач уже здесь….

Со мной тоже однажды был такой случай. Давно. Пришел в больницу. С температурой. И говорю: «Я хочу вызвать врача». «Идите домой и по телефону вызывайте». Я говорю: «Ну во-первых, я первую половину дня потратил на то, чтобы дозвониться. Теперь я приехал. И понятно, что у меня талончика нет, я хочу вызвать на дом. Запишите, что я вызываю. У меня температура». «Нет. Идите домой, у нас такой порядок». Поликлиника. Полно врачей. Пришел больной, у него температура, а у них такой порядок. Для чего существуют больницы? Чтобы лечить больных или чтобы соблюдать порядок? И на кой нужен такой порядок, когда больной пришел в больницу, ему (я не просил оказывать не медицинскую помощь. Я понимаю, все заняты, тогда была эпидемия гриппа, мне тогда еще нужны были бюллетени, понятное дело. Если лечиться от гриппа, болеешь восемь дней. Если не лечишься от гриппа, болеешь восемь дней). Но опять же порядок. Порядок заключается в том, что никто никому не верит. Нельзя позвонить на работу и сказать: я заболел. Нельзя, когда честно ты выздоровел, честно вновь прийти на работу, потому что никто никому не верит. Порядок заключается в том, что никто никому никогда ни в чем не верит. Это вот называется порядок.

Шесть дней, говорит, есть. Но Господь пришел не для этого. И Господь так никогда не действует. По закону. Наоборот, когда в этом есть необходимость, Он нарушает закон природы, который Сам и установил. Апостолы поплыли через Генисаретское озеро, поднялась буря; Он, вместо того чтобы озеро пешком обойти, идет прямо по воде. Почему? Но потому что так быстрее. Любой человек на Его месте утонул бы. Но Он – Господь, Он мог это преодолеть, и Он идет напрямую, хотя апостолы и перепугались, но Он нарушает закон природы. Или Лазарь умер, Он его воскресил. Это тоже нарушение закона. И Господь все время нарушал закон. Постоянно. А они жили исполнением закона. И поэтому они Его возненавидели. Потому что Он нарушает закон. Они не понимают, что Он есть создатель закона. Они, забыв дух закона, вперили свой внутренний взор в его букву. И думали, что буквальное исполнение, оно что-то дает.

Существует такая православная поговорка, присловье. Многие батюшки на протяжении не одного десятка лет говорят, когда человек приходит и говорит: вот я то съел, это съел, говорят: ты ешь что угодно, только не людей. Сегодня одна женщина пришла, весьма пожилая, и говорит: то, то съела, это съела, как будто самое главное в Евангелии — это гастрономия. Для многих людей исполнение закона до сих пор является самым главным. Причем, не только в душе так считается; человек это прямо декларирует. А это не самое главное. Самое главное – это не есть людей. Это как минимум. А вообще-то, людей надо не только не есть, их надо любить. Вот это главное. А все остальное – второстепенное. Поэтому Господь, подавая добрый пример, возлюбив эту женщину, подвижницу (несмотря на недуги она все равно устремлялась к Богу), выпрямил ее, освободил ее от этого заболевания. И она сделалась свободной от этого бремени своего, болезни. А почему он сказал ему: «Лицемер»? В чем лицемерие начальника синагоги? Он, правда ему указывает. Потому что, ну как? Ты же, если у тебя есть домашнее животное, поить его ведешь? Значит, этим ты нарушаешь субботу? Но когда касается твоего вола или твоего осла, ты моешь. Потому что это твое. Ты не оставишь же реветь от обезвоживания животное на весь город, пока не наступит следующий день, и ты сможешь что-то делать. Но эта же женщина, на же дороже твоего осла? Осел – сын ослицы. А эта женщина – дочь Авраама. Это твоя соплеменница. Вы все происходите от Авраама. Это твоя родственница. Неужели твоя родственница хуже, чем твой осел? Почему же ты к ослу относишься лучше, чем к человеку?

Как-то я уже рассказывал, мне один человек, который прошел всю войну, он уже сейчас давно отошел ко Господу, он рассказывал, что он служил на автомобиле. И вот однажды, при переправе через какой-то мост, солдат молодой, лет восемнадцати, тоже ехал на каком-то грузовике, может, солдат вез, может, еще что-то, но его машина повредила лошадь. А лошадь принадлежала генералу. А генерал тут же велел солдата расстрелять. По какой причине? По причине порчи военного имущества в военное время. Он мне рассказывал, что он два часа пытался объяснить генералу, что самая прекрасная арабская лошадь, цена которой может быть миллион, она дороже самого паршивенького глупенького солдата. Это абсурд. Это - человек. А это – животное. И говорит, слава Богу, удалось убедить. Но не сразу. Вот как глубоко в людях закон стоит выше, чем любовь. А так никак не должно быть. Поэтому люди очень часто закон, когда с ним сталкиваются, воспринимают как ужасающую несправедливость. Почему? А потому что те, кто применяет закон, они исполняют исключительно букву, забывая о духе закона. Вот это вещь очень страшная. И вот такое лицемерное отношение к закону, оно и рождает ужасающие вещи. Поэтому по закону. И у непьющих родителей, потому что они бедные, могут отнять детей… Будешь смотреть по документам: все по закону. Все справки есть. А тот, кто судит, он смотрит, что все бумаги в порядке. Почему? А он потерял самое главное, этот судья, – любовь к людям. Потому что очень многие думают, что наличие апельсинов в холодильнике – это для ребенка гораздо более важная вещь, чем отец с матерью. Что порядок и санитарная чистота в детском доме – это лучше, чем кавардак, который папа и мама развели в собственной квартире, потому что это тоже часто является аргументом. И так далее. Поэтому Господь сказал: «По приумножению беззакония во многих охладела любовь». И наоборот. При охладевании любви человека к человеку закон превращается в беззаконие, в свою противоположность. И если 2000 лет назад Господь уже на это обратил внимание, и святая Церковь посвящает евангельское чтение этой очень важной проблеме, потому что с этой проблемой человек сталкивается с самого раннего детства. (уже и в детском саду, и в школе, когда тот, у кого в руках какие-то рычаги, он их использует совершенно не по назначению, закон начинает не созидать, а разрушать). Господь не хочет, чтобы с нами было так же. Во Христе есть только один закон – закон любви. А все остальные законы вытекают из него. Поэтому закон, вытекающий из закона любви, он не может этому противоречить. У христианского Закона Божия есть презумпция.   Презумпция любви человека к человеку. Поэтому если над нами довлеют какие-то правила, очень важные и очень может даже святые, но, если это в сердце своем мы ставим больше, чем любовь к ближнему, мы перестаем быть христианами. А кем мы становимся? Мы становимся лицемерами, про которых Господь говорил: «Горе вам, фарисеи и лицемеры». И еще говорил: «Берегитесь закваски фарисейской», потому что это есть самая что ни на есть подлая форма существования человека, когда творятся беззакония под прикрытием закона. Да не будет с нами этого. Запомним этот случай, и когда у нас будет соблазн поступить по правилам, но против любви к человеку, вспомним эту восемнадцать лет скрюченную женщину, и как Господь ее исцелил.

Проповеди на праздники:

Наверх