Проповедь на неделю 20-ю по Пятидесятнице, Притча о сеятеле. 2011 г.
Когда мы читаем эту притчу и размышляем о ней, то в первую очередь думаем о семени, вот оно семя — падает при дороге на каменистую почву, падает в терние на сорняки, падает на благоприятную почву. Под семенем здесь подразумевается слово Божие!
Но главное в этой притче не СЛОВО, в этой притче главное ПОЧВА. Слово Божие несёт в себе огромную силу. Но эта сила не может быть воспринята человеком без его участия. В этой притчи открывается удивительная тайна соотношения божественного и человеческого. Божьего промысла и человеческой Свободы. Бог дает нам своё слово. Он даёт его каждому. Но каждый воспринимает это слово по-своему, в соответствии со своими внутренними особенностями, склонностями и предпочтениями.
И когда падает семя при дороге по слову притчи, оно затаптывается ногами. Птицы Небесные склёвывают это семя.
Объясняя этот образ, Сам Спаситель сказал, что это дьявол, который приходит к человеку, откликнувшемуся на Слово Божие, но вырывает это семя из его существа.
Как удивительны эти слова, они применимы к тому, что сейчас нередко происходит. Особенно среди молодёжи. Ведь есть и такие молодые люди, которые учились в воскресной школе. И те, кого родители приводили в храмы Божии. И кто слышал слово и принимал его. Но потом дьявол через соблазны, искушения, разжигание плоти, через провоцирование самых низменных инстинктов человеческой природы вырывает это слово из сердец и умов молодых людей. И многим понадобятся долгие, долгие годы, чтобы пройти по тернистым путям жизни. Набивать шишки и получать раны, чтобы, в конце концов, понять, что ТО Слово, которое когда-то прикоснулось их ума и сердца несло в себе Тайну человеческого счастья.
А бывает и ведь так. Что слышим Слово Божие и воспринимаем его, а сердце каменное. Сердце не способно откликнуться на Божий призыв, оно подобно семени, упавшему на камень, которое высыхает, потому, что нет внутренней влаги. В современной жизни бывает так, что суета, стремление к наслаждениям, стремление к богатству, подавляет всякую способность в человеке развивать принятое им Божье слово.
Это имеет отношение к бОльшему числу именно верующих людей, которые слышат и знают слово Божие. А суета житейская, стремление добывать деньги, лишает нас возможности погружаться в божественное слово, жить в соответствии с этим словом.
Особенно же опасно, очень опасно, наслаждение !, к которому устремляется человек. Большинство святых отцов говорит об опасности наслаждения.
Это может удивить современного человека.
Но смысл свято-отеческого свидетельства в том, что наслаждение не является синонимом счастья.
Необязательно человек наслаждающийся будет счастлив, а скорее человек живущий услаждением своей плоти, никогда не бывает счастливым. И об этом замечательно говорит Иоанн Златоуст, о том, что у таких людей появляются страхи потерять источник наслаждения. У такого человека появляются различные предрассудки. В том числе и такой распространённый, как страх смерти. Потому, что такой человек ничего кроме наслаждения, как цели жизни, ничего не видит. И для него полной катастрофой и концом всего является смерть.
Господь, толкуя это слово притчи, говорит о том, что терние это и есть суета житейская стремление к богатству и к наслаждению.
Все эти дивные божественные слова помогают каждому ответить на вопрос, а где я в этом перечне?
Я тот, кто при дороге?
Тот, кто на камне?
Тот, кто в терние?
Или тот, кто на благоприятной почве?
И, наверное, на этот вопрос нет однозначного ответа, потому что в каждый момент жизни мы бываем в одном и другом и третьем и четвертом состоянии.
Смысл ее заключается в том, чтобы разбудить нашу совесть. Разбудить наше сознание. И заставить нас таким образом жить. Воспринимать Слово Божие сердцем своим, трудиться и молиться.
Чтобы, несмотря на слабость природы своей, быть способным открыть душу навстречу Слову божию. И явить из себя почву, удобную для восприятия божественной мудрости. Аминь.