Проповедь на неделю 2-ю Великого поста. 2013 г.
«Через несколько дней опять пришел Он в Капернаум; и слышно стало, что Он в доме. Тотчас собрались многие, так что уже и у дверей не было места, и Он говорил им слово» (Мк. 2, 1-2).
Уже знали, что Он говорит очень интересные для всех вещи, поэтому когда второй раз пришёл, собралось столько, что не могли войти в дом.
«И пришли к Нему с расслабленным, которого несли четверо; и, не имея возможности приблизиться к Нему за многолюдством, раскрыли кровлю дома, где Он находился, и, прокопав ее, спустили постель, на которой лежал расслабленный. Иисус, видя веру их говорит расслабленному: чадо, прощаются тебе грехи твои! Тут сидели некоторые из книжников и помышляли в сердцах своих: что Он так богохульствует? кто может прощать грехи кроме одного Бога?» (Мк. 2, 3-7).
Никто не может. Всё совершенно правильно. Ошибочка только в том, что перед ними Бог. А они этого не видели. Это вообще наша общая проблема: Господь к нам постоянно обращается через людей, а мы не замечаем и отказываем Ему в общении. Христос однажды сказал: «Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф. 25, 40). Поэтому если мы отказываем человеку, мы отказываем самому Богу, тем самым нарушая Божий замысел о каждом из нас. Потому что Богу угодно не только то, чтобы человек вернулся в первозданное состояние, которое было до грехопадения, но даже и сверх того – чтобы стал он совершенным, как Отец Небесный совершен есть. Это совершенство выражается в любви. Чтобы человек достиг такой любви, которую имеет сам Отец Небесный. Такова цель человеческой жизни, как её видит Бог.
Но в силу того, что Адам с Евой согрешили (а мы их чада, их грех и над нами тяготеет), в нас всё извратилось. И самое главное – извратилась в нас и сама любовь. Эта любовь потеряла своё направление. Мы уже любим не ближнего своего, а самого себя.
Особенно это видно даже по отношению к собственным детям. Вроде бы сердце наше пылает любовью к детям. Мы хотим чтобы они исправились, были хорошими. Но с самого рождения ребёнка, а лучше сказать «до того», всё происходит не так, потому что женщины выходят замуж за кого попало, совершенно не раздумывая. Обычная среднестатистическая женщина, будь ей пятнадцать или сорок пять, если её замуж поманить, у неё тут же с головой что-то происходит. Даже если жених наркоман со стажем, но пообещает: «Я завяжу! Брошу!», она сломя голову готова ринуться в эту петлю, которая через месячишко, после бурно отпразднованной свадьбы, насколько деньги позволяют (а некоторые в безумии даже кредиты берут), начинает уже затягиваться на шее. Пообещать всегда немножко легче, чем исполнить, и очень редко бывает, что люди выполняют обещания. Вместо того чтобы думать о будущих детях, думают только о реализации инстинкта, который есть в человеке, а в результате – горе, несчастье всем, прежде всего детям. А потом начинаются вопросы «Что делать? Как быть?», и попытки порой довольно взрослого человека как-то в чём-то исправить, хотя исправлять и вообще заниматься воспитанием дитя, нужно прежде того как переступили порог ЗАГСа и порог храма. Прежде. Нужно молиться о том, чтобы Бог дал хорошего мужа, потом молиться, чтобы Господь дал доброе дитя, потом молиться во время беременности. Разве это происходит? Да нет, конечно. Что только женщина не выделывает во время беременности... Ну и так далее, и так далее. И даже когда ребёнок уже родился, порой тяжело слышать, на каком языке мама с ним разговаривает: раздражение, злость, побои. Очень часто можно видеть, как мать лупит полуторагодовалого ребёнка, который вообще не понимает. Как это ребёнку можно объяснить, что чашку нельзя бросать на пол? Почему нельзя бросать? Она, собственно, для этого и сделана. У неё даже ручка такая удобная, чтобы взять и бросить. Это нормально. Если тебе не нравятся битые чашки – спрячь или купи металлическую; постели ковер, чтобы чашка не долбила по паркету, чтоб соседи не приходили и так далее. От начала и до конца – всё наоборот! И это что, любовь к детям? Поэтому вырастают умственные и моральные уроды. К сожалению. А ведь к этим вещам нужно готовиться. Современная наука достигла очень многого. Прежде чем выйти замуж, неплохо бы почитать, что говорит возрастная психология, что физиология. Какие-то названия фирм, какие тряпки на себя напялить, человек знает; в какие цвета раскрасить свои волосы – это известно; как называются те или иные помады, знает; а самое главное – для чего призвана женщина – это неизвестно. Это говорит о том, что сознание повреждено, что люди с ума сшедшие. Совершенно, с круга. Таков, к сожалению, печальный результат нашей жизни. А должно быть наоборот.
И вот Господь через Cвоего ученика, апостола Марка, решает нам преподать урок о том, как надо, в чём смысл существования. Вот их товарищ тяжело болен, они оставили свои домашние дела, проявили к нему любовь. Могли бы сказать: «Мне некогда! У меня единственный выходной, мне надо отдохнуть или что-то по дому сделать». Нет, они смастерили специальные носилки, принесли. Видят: народу много, войти нельзя. Могли сказать: «Ну, что же...» Как большинство людей, когда встречается хоть какое-то препятствие, тут же отступают, а некоторые даже говорят: «Видать, нет воли Божией», то есть клевещут на Бога, потому что есть воля Божья на любое доброе дело. И вот они сообразили: оказывается, можно залезть на крышу, можно её разобрать, можно к четырём углам носилок привязать верёвки и можно спустить болящего прямо к ногам Спасителя. И Он тогда уже не сможет не заметить. И они всё это сделали.
Конечно, трудно предположить, что тот человек, которого они принесли, был их врагом. Скорее всего, он был им друг. Тогда ещё, кроме Иисуса Христа, на Земле не было христиан, а только христианам заповедано «любите враги ваша!» (Мф. 5, 44): если враг твой болен, то тоже самое ты должен сделать и для врага. И вот Господь видя веру их, веру в Него, что Он как Бог может этого расслабленного человека восставить, говорит: «Чадо! Прощаются тебе твои грехи!» Видя веру их, прощает грехи ему. Как так? Очень просто. Можно предположить (для нас; для Бога это очевидно, потому что Господь знает всё), что когда-то он был не расслабленным, а вполне ходячим человеком и, видимо, он этим четырём, а может быть и большему количеству людей, сделал столько добра, что несмотря на то, что он уже долго болеет, они это добро не забыли и ради любви к нему и благодарности сделали для него, что могли.
Обычно отношения между людьми фальшивые. Пока ты начальник: «С днем рождения, Сидор Капитонович! Как приятно! Многая лета и благая!» А когда Сидор Капитонович вышел на пенсию, то уже и забыли, где живёт. А если умрёт, так вдове хоть копеечку послать – это нет. Что Сидор Капитонович успел украсть, то есть заработать, на то она и живёт. Всё, кончилась любовь. А почему? Потому что это не любовь. У любви есть такое свойство, что она никогда не перестаёт. Никогда.
И вот Господь, видя веру их в то, что Он может исцелить, видя их отношение к болящему, Он говорит: «Прощаются тебе грехи твои». Каждая болезнь прямо или косвенно связанна с грехами человека – либо личными, ну а с грехами нашего праотца Адама – непосредственно. Понятно, что если ум наш так извращён, то и на всём теле это отражается, поэтому и живём-то недолго. Из всех млекопитающих человек живёт меньше всех. Если взять пропорцию, отношение времени, пока человек взрослеет, ко всей жизни, то даже лошадь гораздо дольше живёт. Если бы человек подольше жил в добром здравии, за восемьдесят, то смог бы столько гадостей сделать, что страшно вообще и предположить. А так максимум тридцать лет он может жить, отравлять людям существование. Но тридцать лет хотя бы можно перетерпеть. А жил бы он сто? Один человек мог бы целые народы уничтожить своим существованием. В семье чаще всего папаша такую роль играет. Отравляет жизнь всем: и жене, и детям, и тёще, и тестю, и соседям, и родным братьям и так далее. Всем. Вокруг сеет одно только зло. Бывает? Бывает – сплошь и рядом.
И, конечно, как всегда, некоторые из книжников помышляли в сердцах своих: «Что же он так богохульствует?!» А он не богохульствовал. Очень интересно. Именно книжники назвали богохульством то, что говорил Христос, сам Бог. Очень часто люди книжные какое-либо действие Церкви называют «мракобесием». Просто сплошь и рядом. Почему? А им это не нравится. А почему не нравится? Потому что они считают, что у них, у этих людей, которые не могут отличить добро от зла, все должны спрашивать благословения. Они хотят быть властителями дум. Но это невозможно. То, как они думают, это не есть правда. К сожалению. Поэтому они сами в этом запутываются. Но всякий разбойник хочет привлечь в свою преступную деятельность как можно больше народу. И здесь так происходит.
«Иисус, тотчас узнав духом Своим, что они так помышляют в себе, сказал им: для чего так помышляете в сердцах ваших? Что легче? сказать ли расслабленному: прощаются тебе грехи? или сказать: встань, возьми свою постель и ходи? Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, – говорит расслабленному: тебе говорю: встань, возьми постель твою и иди в дом твой. Он тотчас встал и, взяв постель, вышел перед всеми, так что все изумлялись и прославляли Бога, говоря: никогда ничего такого мы не видали» (Мк. 2, 8-12).
Господь тут же наглядно показал, что Он не только Cын Человеческий, но и Cын Божий, Он имеет такую власть. И что, после этого книжники стали Его учениками? Ничего подобного. Да они его ещё больше возненавидели! Потому что очень трудно признать, что ты не прав. Легче возненавидеть того, с помощью которого это обнаружилось. Так всегда бывает. Хотя Господь их прямо не обличал, а просто на их глазах человека исцелил.
Вот такой нам Господь преподаёт урок. Урок того, во имя чего человек должен жить. Самое главное, что есть на Земле – это благая возможность для нас оказать своему ближнему любовь и тем уподобиться Самому Богу. Стать Ему подобным.