Вход Господень в Иерусалим
Вход Господень в Иерусалим. (икона) Сщмч. Ипатия (икона),...undefined >>

Проповедь на неделю 2-ю по Пасхе, апостола Фомы, 2002 г.

Сегодняшнее воскресенье, которое завершает и обрамляет литургически Светлую седмицу, поэтому называется Антипасха, как бы ей противостоит на другом конце седмицы этого маленького отрезка исторической оси, которую мы прожили, посвящено воспоминанию апостола Фомы. Святая Церковь для дня его памяти избрала этот день, о котором говорится в Писании, который воистину имел место быть, когда в одно из посещений Своих учеников воскресший Господь среди них не обрёл апостола. Обычно день памяти устанавливается либо в день перехода в вечность, либо в день, когда прославляют этого святого, бывает, что и в день, когда есть ему соимённый какой-то святой. Здесь особый случай. Это связано с определённым событием, причём событием, которое интерпретируется в церковных книгах, как не очень похвальное для апостола, ибо он проявил такое сомнение в том, что Господь воскрес. Но так как мы веруем и исповедуем, что в Церкви всё промыслительно, раз уж Святая Церковь именно это событие сделала днём памяти апостола Фомы, значит это для нашего благочестия играет определённую важную роль. Действительно, мы можем веровать, по слову апостола, как сквозь мутное стекло (см. 1 Кор. 13, 12) мы видим то, что нам хорошо бы видеть для нашего спасения, но в силу того, что грех застилает нам духовные очи, мы слишком уж вперены взором в нашу жизнь земную. Многое от нас просто ускользает, многое вообще делается невидимым и непонятным. Поэтому, конечно, каждому человеку свойственно сомневаться, в этом нет ничего особенного или катастрофичного, но наоборот. Дело в том, что всякое сомнение естественно препятствует духовному зрению, но для христианского подвига это необходимо, потому что если бы этого не было, то и не было бы подвига веры. В этом-то и заключается великая правда христианской жизни, когда человек не вполне видит духовный мир, как видит мир материальный, его окружающий, но ради красоты этого мира выбирает его всё равно. Это очень важно, это очень правильно, это соответствует воле Божьей, которую человек выбирает, желая, чтобы на земле воцарилась та же правда, что и на небе, откуда ниспали тёмные силы, поколебавшиеся в вере в Господа, и остались только утверждённые в добре светлые Божьи Ангелы. Благодаря такому свойству падшего человеческого ума, как премудро Господь даже то зло, которое возникает в результате нашего греха, оборачивает во благо. Мы можем явить Ему, Богу, свою верность, следуя по вере, даже если у нас и есть какие-то сомнения, ради той красоты истины, которая в этом содержится. В этом смысле Святая Церковь прославляет подвиг апостола Фомы, то усилие, которое он сделал над собой. Мы видим, как Господь приветствует это усилие. Он специально ради него одного явился ученикам ещё раз, чтобы он, апостол, имел возможность убедиться в Его Воскресении. Какое снисхождение Божественное к немощам человеческим. И Господь к нашим немощам тоже снисходит. Каждый из нас может привести десятки, а если память хорошая, то и сотни случаев, когда Господь помогает нам укрепить нашу веру. Нам даются некие знаки Божественного внимания к нам грешным. Каждый в своей жизни это знает, содержит это в сердце и радуется этому. Конечно, мы веруем не ради этих знаков, и хорошо бы, чтобы наша вера вырастала именно в полном доверии Богу, тогда духовный мир нам откроется в большей полноте, на которую возможна наша земная жизнь. Помоги нам в этом, Господи!



https://www.dimitrysmirnov.ru/blog/propoved-110639/





Наверх