Проповедь на неделю 2-ю по Пасхе (Антипасха). 2014 г.
Один христианский философ назвал христианство путем совершенной радости. Это действительно так. Вообще стремление человека, любого – к покою, к счастью, к такому существованию беззаботному – в нас заложено. Происходит это оттого, что когда-то наш предок общий Адам жил в раю, а когда согрешил, был вынужден рай оставить, потому что рай – это пребывание с Богом, а он эти отношения разрушил. Но память о рае у него осталась. И это вошло прямо в гены. Поэтому каждый человек все время как-то борется за то, чтобы ему было хорошо.
Большинство людей, что бы они ни говорили, склоняются к тому, чтобы в дальнейшем себя и своих детей какой-то такой обеспечить работой. У этой работы два критерия. Первый – чтобы побольше денег, а второй – чтобы меньше работать. Где бы найти такую неработу, чтобы за неё платили побольше. Но вклиниваются, бывает, разные обстоятельства. Например, потерял ногу. Или вдруг началась война. Или ушла жена. Или сын стал все таскать из дома, потому что героин очень дорого стоит для данной семьи. И уже как-то начинают люди меняться, это сильно влияет, потому что многие, чтобы сынок перестал вкушать эту гадость, согласились бы потерять и работу, а некоторые даже меняют место жительства, чтоб его оторвать от друзей. И в зависимости от этих обстоятельств очень много рушится в жизни человека, рушится радикально.
Но Господь пришел на землю для того, чтобы каждому человеку, который захочет, дать такую радость, которая ничем не преодолима: ни ядерной войной, ни потерей детей, ни уничтожением всего имущества, ни здоровья. И вот эта радость о Духе Святом.
Я в своей жизни нескольких таких людей встречал; люди необыкновенной духовной красоты, совершенные по своим мыслям, поступкам, по своим чувствам. Конечно, эти все люди были христиане, и притом – все они были страдальцы. И они излучали радость вопреки тем страданиям, которые выпали на их долю. И все они говорили, что не хотели бы для себя другой жизни. Как однажды Солженицын сказал, что «всему в жизни я обязан лагерю».
Поэтому не все то добро, к которому стремится человек, на самом деле оказывается пользой. И не все трудности и горести есть безусловное зло. Ну, то, что Господь нам попускает… Он-то хочет нам блага, но только духовного блага, потому что благо материальное уж очень временное, очень краткое. Даже свобода: зарекаешься ты от тюрьмы, не зарекаешься – сесть можешь в любой момент, даже абсолютно случайно. Ну, кому-то надо, быстро, раз-два-три – и сделали.
А Господь старается из всякого обстоятельства жизни, которое нам попускает, сотворить нам благо. И нам нужно постараться во всех, и особенно в трудных обстоятельствах жизни видеть руку Господню и некий урок для нас, урок евангельской жизни. Через каждое обстоятельство нашей жизни Господь что-то нам хочет сказать и чему-то научить. И очень важно, чтоб мы учились, и тогда в определенный момент жизни нас эта радость духовная достигнет, если мы будем ее искать. Но искать не как некое эмоциональное переживание, как обычно живут люди, не знающие Бога – стараются с помощью подручных средств получить какое-то удовольствие.
И вот перед нами всегда такой выбор. Либо жить как все и чем-то доставлять себе радость (самый простой способ – выпить, с друзьями поговорить, куда-то съездить отдохнуть: если такие православные – значит, в монастырь, если не очень, просто на курорт; или музыку послушать, некоторые вообще в уши вставили наушники, иногда с ними и спят). Либо приблизиться к Богу. Тогда… человеку, не имеющему такого опыта, бесполезно рассказывать, но можно привести такой образ. Вот некий младенец полночи плачет, уже наорал себе грыжу. И тут приходит отец, зажигает свет – неяркий такой, ночничок – и берет его на руки. И вот это состояние безмерного счастья, что «наконец отец меня взял, прижал, он такой большой, теплый, от него пахнет отцом, и мне сразу уже спокойно, я ничего не боюсь, все замечательно; и он не будет меня трясти, как мать обычно трясет как сумасшедшая, без всякого куриного хлопанья крыльев, нажимания на кнопки 01, 02, 03, расширенных зрачков, а все так спокойно, надежно, хорошо». Вот так же и человек, когда он обретает Бога, ему становится спокойно. И что бы ни случилось, он ощущает, что в этом огромном мире, таком жестком, таком человеконенавистническом, который дьявол закрутил, оказывается, может быть хорошо с Богом.
Я вспоминаю, как исповедовал в определенный период своей жизни до самой смерти одного старого священника. Он сидел, как и все старые священники в тюрьме сидели, кого не успели расстрелять. Вот он мне говорил: «Знаешь, когда много со мной случалось ужасного, несправедливого, тяжелого, я был очень недоволен. А сейчас, когда мне уже за 80, я вижу, что все это было благо. Поэтому благодарю Бога и за ссылку, и за лагерь, и за несправедливость начальства – все было благо». Я тогда был еще моложе, мне это казалось довольно странным, думаю: «Ну, это, может быть, так положено говорить». Но чем ближе я к 85 годам, тем яснее кажется, что – да, это, оказывается, очень похоже на истину. Но это только благодаря тому, что приобретается такой опыт и страдания, и сострадания, что тоже очень важно, потому что сострадание дает такой же опыт, когда другой человек страдает, а ты ему сочувствуешь и начинаешь понимать смысл, почему данному человеку дано именно это.
Поэтому, что бы с нами ни случилось, надо мыслью своей всегда следовать тому, что Господь хочет нам блага. Единственное, что нам нужно, – всякое испытание постараться пережить по-христиански, у нас должно быть христианское отношение к жизни. Лучше всего к жизни относился Сам Христос. Поэтому если Его жизнь всегда будет перед нами, то мы сумеем по-христиански прожить жизнь. Тогда лишних уроков нам не понадобится, а те, которые Господь нам преподаст, Он обязательно сделает так, чтобы они пошли нам на пользу.