Проповедь на неделю 2-ю по Пасхе (Антипасха). 2015 г.

Проповедь на неделю 2-ю по Пасхе (Антипасха). 2015 г.

Сегодня, в день Антипасхи, которая завершает Светлую седмицу, Святая Церковь празднует память святого апостола Фомы, поэтому мы читали Евангелие от Иоанна, 65 зачало, о том, как Господь явился Своим ученикам, но в тот момент с ними апостола Фомы не было. И когда они ему рассказали, что видели Господа, то он в таком запале сказал: пока не увижу на руках Его ран от гвоздей и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю (Ин. 20, 25). И когда Господь по Своей милости явился в следующий раз, обратился к Фоме: «Ну, давай, ты хотел, вот, пожалуйста, Мои раны, можешь убедиться, что это не какое-то видение, не какой-то дух, а это именно Я Сам, и ты можешь ощутить», то Фоме, конечно, не потребовалось обязательно вкладывать руки в Его раны, чтобы убедиться. Он сказал: Господь мой и Бог мой! (Ин. 20, 28). В этих словах слышится покаяние. Потому что если ты исповедуешь Господом Христа Иисуса, это и значит, что все сомнения исчезли. Да, к сожалению, всякое сомнение – это есть свойство падшего человеческого разума. Даже если человек видит, что он не прав, но чувства, которые его обуревают, заставляют его действовать не так, как надо, а согласно тому влиянию, на которое его чувства подвигают.

Вот, например, в Деяниях святых апостолов сегодня мы читали, можно смело это ещё раз повторить, потому что за 35 лет я убедился, что эти тексты обычно у людей мимо ушей и мимо головы проскакивают. Держу пари, никто из здесь присутствующих не сможет сказать, о чём повествовалось в Деяниях святых апостолов, которые чтец очень громким голосом прочёл. Если найдётся, может, полтора человека, не больше. Среди этих слов есть стих 17, который как раз иллюстрирует то, что я хотел сказать: Первосвященник же и с ним все, принадлежащие к ереси саддукейской, исполнились зависти, и наложили руки свои на Апостолов, и заключили их в народную темницу (Деян. 5, 17-18). Первосвященник оказался в плену своих страстей.

И Христос пришёл на землю, для того чтобы человека от этого всего освободить. Чтобы человек поступал в своей жизни не согласно своим чувствам, а согласно вере. Вере в Кого? Вере в Иисуса Христа, Сына Божия, вере в истинность Его слов. Потому что, если поступать так, то тогда поступок будет правильным с точки зрения Самого Бога. Не так, как обычно маленький дурачок говорит: «А я вот считаю». Звучит глупо, потому что за этим не стоит ни образования, ни какого-то жизненного опыта, одни только «я считаю». Почему человек так или иначе считает? Ну любой человек, как любое млекопитающее, всегда что ему выгодно, то он и отстаивает. Начиная с маленьких детей, когда они отстаивают то, что они хотят. А что хочет маленький ребёнок? Есть чипсы, сосать всякую сладкую гадость и запивать это всё газировкой, которой вообще можно вполне, так как это напиток на основе кислоты, чистить водопроводные и канализационные трубы. То есть это законченная химически чистая гадость. «Хочу! А! Мам, купи!», мама не покупает – бабушка, бабушка на всё согласна. И в результате бабушка травит собственных внучков, потом у них гастрит, потом рак желудка. Бабушка уже давно отправилась на кладбище, а ребёночек страдает от рака. А почему он страдает от рака? Потому что бабушка его любит. Ну а раз любит, надо его отравить. Почему? Потому что бабушке-то главное что? Не воспитание ребёнка, потому что мучиться-то будет мама. А бабушке нужен покой. Она любит, но не ребёнка, потому что если бы она любила ребёнка, она бы никогда ему не давала газировки. Она любит свой покой, а говорит: «Ой, мне его жалко, он плачет». Ну а почему ребёнок плачет? А потому что ему, трёхлетнему, не разрешают делать то, что нельзя.

Я однажды видел мальчика, который – правда, с не очень высокого – со второго этажа котят выбрасывал. И смотрел, как они там приземлились. Ну надо же мальчика в этом остановить. Иначе вырастет маньяк. Это же ясно: если человеку нравится делать зло, и он это делает, а взрослые лишь потешаются, они только поощряют его ко злу. Наоборот, надо целенаправленно объяснить, даже надо подтащить, можно даже за руки подержать: «Сейчас отпущу!.. А, не нравится? А что ж ты тогда котёнка бросаешь?» То есть нужно обязательно какие-то воспитательные действия производить, иначе вырастет садист. А как ребёнок воспитание это воспринимает? Как обиду. Почему? Потому что ему не позволяют делать то, что он хочет. Но позволяют делать это только те родители, которым на детей наплевать. Вот такой вот парадокс.

Христос деточек не отвергал от Себя и говорил апостолам: «Пусть они ко Мне подходят, они Меня совсем не отвлекают, не возбраняйте детям приходить ко Мне» (Мф. 19, 14), они Его в этом послушались. Он их почему избрал? Потому что увидел в них возможность послушания. И учил их, и очень их любил. Вот, поэтому свой приход к апостолам Он посвятил Фоме. Фома теперь в сборе со всеми, вот: «Пожалуйста, Фома, Я тебе предоставляю такую возможность, можешь потрогать Мои язвы». Но это, конечно, не понадобилось.

И каждый их нас, не ощущая каких-то чудес, а только читая Евангелие, не может не увидеть правду Божию, не может не почувствовать, что в том, чему учит Христос, есть правда. А те существующие в нашем мире подлые отношения между людьми, не знающими Евангелие, приносят человеку только страдания. А отношения между людьми, которые принёс Христос – это только благость. Поэтому задача наша и самим изучить сначала головой, потом принять это сердцем, и уже в своей жизни такой образ преподавать и своим детям. Потому что от слов мало толку, а от примера больше. Поэтому и Господь не стал ругать Фому: «Да что ж ты такой неверующий, да что ж ты бессовестный, да сколько раз можно было тебе говорить, что Меня распнут на Кресте, да Я в третий день воскресну» – нет, ничего. «Ты хотел увидеть – на, посмотри». И Фоме стало стыдно.

Стыд – замечательное качество. Не у всех людей он есть, а особенно у детей, молодых он теряется, потому что они ещё пока не люди. Но вот стыд и совесть – это фундаментальные качества человека, которые отличают его от животного, поэтому очень хорошо, когда дитя имеет стыд, когда ему стыдно. Стыд – как горчичник, он жжёт, но лечит. Поэтому когда человеку стыдно, это замечательно, хуже, когда ему уже ничего не стыдно. И вот мы сейчас живём в цивилизации, где уже большими темпами утрачивается всякий стыд. Стираются всякие грани, и люди начинают вести себя, как обычные млекопитающие, начиная с того, что готовы голыми ходить и вообще не испытывают никакого стыда, ну точно как все остальные животные. Даже кто-то из древних отцов (я сейчас уже забыл, но давно это было, где-то в VI-VIII веке) сказал, что если женщина потеряет стыд, тогда вообще никто не спасётся. А та цивилизация, которую сейчас люди выстроили, просто принуждает женщину вести себя совершенно без стыда. А грех оправдывают тем, что сейчас все так. То стадо, в котором мы оказались помимо своей воли, которое называется человеческим обществом, это стадо, потерявшее стыд и вернувшееся очень на большое расстояние в сторону вполне животного мира. И только Христос может вернуть человека опять в мир человеческий, а потом в ангельский. И на примере апостола Фомы мы видим, что Господь готов каждому выйти навстречу, у каждого из нас есть возможность убедиться в истинной правоте слов Господних. Поэтому, если мы будем им следовать, то Господь наш Иисус Христос для нас и станет нашим Господом, повелителем наших поступков и Богом.

Наверх