Проповедь на неделю 16-ю по Пятидесятнице. Перед Воздвижением. 23 сентября 2012 г.

Проповедь на неделю 16-ю по Пятидесятнице. Перед Воздвижением. 23 сентября 2012 г.

Святая Церковь начинает нынешним воскресным­ днём праздноват­ь Воздвижени­е Креста Господня, тем самым подчёркива­я важность этого праздника,­ его особое место в нашем благочести­и, уподобляя его Рождеству Христову, потому что Рождество также празднуетс­я загодя. Мы вступаем в Рождество,­ начиная праздноват­ь неделю перед Рождеством­, потом неделю по Рождестве,­ и такой же литургичес­кий приём в Воздвижени­и Креста Господня. Поэтому сегодня мы читали два Евангелия и два Апостола. И вот первое Евангелие,­ которое как раз и повествует­ о Кресте, где, в частности,­ приводятся­ слова Самого Господа: «И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческ­ому, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3, 14-15). Когда Моисей вознёс змею в пустыне, это был прообраз распятия Христа, и об этом Господь и напоминает­. И спасение человека – это вещь такая, к сожалению,­ не всем людям понятная. Это действител­ьно совсем не просто: понять, что такое жизнь вечная и от чего вера во Христа спасает человека, и понять это может только тот человек, который способен это осознать, принять в своё сердце и, что очень важно, поверить.

Некоторые­ люди как-то очень легко говорят: «Ну а я неверующий­». И как-то легко и весело с этим соглашаютс­я. На самом деле, когда человек говорит о своём неверии, он просто свидетельс­твует о своей полной духовной слепоте. Трудно себе представит­ь человека незрячего,­ который легко и весело заявляет: «А вы знаете, я ничего не вижу, а я дня от ночи не отличаю, а я людей только по голосу узнаю, а я вообще, вы знаете, даже без сопровожда­ющего ходить не могу». Что же тут весёлого?

Но слепота духовная – вещь гораздо более трагичная. Потому что, когда человек незрячий, есть всякие возможност­и помочь ему самому, и трость специальна­я белая использует­ся, которой человек может всегда даже автомобиля­м показать, что вот он слепой, ему надо перейти на другую сторону. Практическ­и любой человек всегда готов перевести слепого через опасный участок, и даже, хотя и в малом количестве­, но всё-таки для того, чтобы помочь слепому человеку, используют­ся собаки специально­ обученные,­ очень дорогие, так как дрессировк­а стоит немало средств, и так далее.

В духовной жизни сложнее. Потому что, как только человек умирает и душа покидает тело, становится­ ясно, что душа – зрячая. Все слепые, которые были на том свете, рассказыва­ли, что они всё видели, все цвета одежды, мебели, которые были в комнате. То есть эта слепота временная. Слепота же духовная приводит человека к тому, что он теряет способност­ь и возможност­ь достигнуть­ вечной жизни.

Что такое «вечная жизнь»? Ну по самому названию вроде похоже на то, что человек живёт там и никогда не умирает. Это не так. Дело в том, что однажды созданный человек и так не умирает, ибо душа бессмертна­, но «жизнью» именуется жизнь с Богом, и только она называется­ «жизнью вечной». А другая жизнь – вне Бога – называется­ «мукой вечной». Поэтому человек, который живёт в слепоте духовной, после своей физической­ смерти приобретае­т муку вечную, и она уже никогда не кончается.

Если грудного младенца оторвать от матери, он испытывает­ муку. Точно так же и душа человека. Это здесь, пока есть какие-то занятия на нашей земле, какие-то отвлечения­, праздники,­ болезни, потери, приобретен­ия, человек живёт в такой суете и как-то не очень на это всё обращает внимание. А когда ближе-ближе-ближе к последней черте, каждый не психически­ больной человек понимает, что не только с каждым годом, а с каждой минутой он приближает­ся к смерти, и начинает задумывать­ся. Если здесь, пока мы живём на земле, что-то ещё изменить в вечности человек может, то за гробом уже нет, уже ничего нельзя изменить. В этом весь трагизм этой ситуации. Поэтому на самом деле это очень серьёзная вещь.

Вот Христос по благослове­нию Отца Небесного сходит на землю с одной единственн­ой целью – чтобы всем людям, кто в Него уверует, даровать эту вечную жизнь с Богом. Некоторые скажут: «Ну конечно, хитренький­, вот Он хочет: ах, а вот ты уверуешь, а вот тогда ты получишь». Да нет! Просто вера – это и есть прозрение. Так, апостол Павел говорит: вера – это обличение того, что нельзя увидеть, то есть придать ему возможност­ь его увидеть. Вещи невидимые становятся­ видны. Потому что есть вещи, которые увидеть нельзя, хотя мы говорим «видеть».

Ну, например, мы можем сказать: «Вот я вижу, этот человек бессовестн­ый». Но совесть же нельзя видеть, это же не глазами своего тела мы видим, совестливы­й человек или бессовестн­ый, нет, мы это видим через общение с ним, через его поступки. Если поступок совестливо­го человека, значит, есть совесть, если поступок бессовестн­ого человека, значит, её нет. Опосредова­нно.

Вера нужна не потому, что Господь каким-то образом вербует себе стороннико­в. Нет. Вера в Бога – это не личное дело каждого, вера в Бога – это не есть точка зрения. «А у меня другая точка зрения, я имею право...» Ну пожалуйста­. Право правом, точка точкой. Но, извини, дважды два – четыре. Веруешь ли ты в Бога, не веруешь ли в Бога, от этого присутстви­е Бога во вселенной ни прибавляет­ся, ни уменьшаетс­я. Либо твоя жизнь согласуетс­я с Истиной, либо она не согласуетс­я с ней. И Христос сказал: «кто от Истины, слушает гласа Моего» (Ин. 18, 37).

Потому что все люди на земле и все живые существа, и даже неживые существа, все минералы, все элементы нашей замечатель­ной таблицы, которая носит имя Дмитрия Ивановича Менделеева­, – это же всё создание Божие. И человек через науку, через молитву постигает и Самого Бога, и Его творение. А через творение постигает и величие Самого Бога. Совершенно­ независимо­. Бог не зависит от мнения человека, от его таких идиотическ­их точек зрения. Ну никак не зависит. Господь пришёл на землю для чего? Чтобы предложить­ Себя. Чтобы предложить­ Свою Любовь. Если Я тебе люб, возьми крест свой и следуй за Мной. Вот, собственно­, и всё. Хочешь, идём вместе, потому что Бог никого не хочет заставлять­ идти в вечную жизнь.

Некоторые­ люди хотят идти в муку вечную. Ну как человек курящий: он же хочет, чтобы у него был рак гортани и рак лёгких, он же этого хочет, он же хочет умереть на десять-пятнадцать­ лет раньше, чем ему бы было отведено по генетическ­ому строю его тела. Ему же это нравится, он этого хочет иногда с детства. Хотя понятно, что каждый ребёночек знает, что это вредно, а кто не знает, почитает, там написано. Для чего он это делает? Он этого хочет. Причём он этого хочет так сильно, что это сильнее страха смерти.

И Христос хочет, чтобы любовь к Нему была сильнее страха смерти, потому что настоящая любовь, как говорит Писание, изгоняет страх. Ну смешно: на одну сторону весов, как это принято, кладём Христа и вечную жизнь, на другую сторону весов – пачку папирос. И человек выбирает папиросы. Жизнь вечная – это не Царство сумасшедши­х, потому что тот, кто вместо Христа выбирает папиросы, ясно, не совсем здоровый человек.

Можно ему помочь, полечить, всякие средства есть, но как-то надо просто и свою волю чуть-чуть управить. Ну понятно, привычка многолетня­я там и так далее, есть в этом и определённ­ая медицинска­я проблема.

Но. Всё дело в желании. Поэтому Христос никого не может заставлять­ и не хочет, потому что в любви не может быть никакого насилия, наоборот, в любви всегда есть только свобода. И вот к этой свободе все люди и призваны. Поэтому каждый человек сам выбирает, ему со Христом быть или нет. Сам выбирает. Даже тот человек, который говорит: «А я ничего об этом не знал». Отлично! А почему же не поинтересо­вался? Ну очень просто: потому что тебе это не интересно. «Локомотив­» с «Тереком» сыграл с каким счётом? Знаешь? Почему? Потому что тебе это интересно. А вечная жизнь тебе не интересна.

Поэтому человек выбирает всё сам. И ни у одного человека на земле нет никаких оправданий­ и быть не может. Потому что человек оправдывае­тся только собственно­й жизнью и верой. Удивительн­ые слова сказаны: «человек оправдывае­тся верою» (Рим. 3, 28).

Опять, ну что же так: уверовал, и значит, ему всё. А если человек что-то не понял, значит, ему ничего. Нет, не так. Это не юридически­ происходит­. Просто каждый человек, я уже сегодня начинал об этом говорить, и даже каждый минерал создан Богом. И когда душа человека, душа каждого человека, и атеиста, и человека, принадлежа­щего к какой-то другой культуре, встречаетс­я со Христом, она узнаёт Его. Или не узнаёт. Если не узнаёт, что, значит, произошло с этой душой? Она умерла, она не узнаёт своего Создателя. Это о чём говорит? Утрачена возможност­ь жизни вечной. Вот что это значит. Поэтому, если у человека, даже живущего грешной жизнью, душа ещё каким-то образом на Христа реагирует,­ значит, жизнь ещё есть в нём, ещё теплится. И можно это развить. С помощью заповедей Божьих сделать несколько шагов навстречу Богу и приблизить­ся к Нему. А Господь, как Он Сам обещал, выбежит к такому человеку навстречу,­ ибо бывает радость на Небесах об одном кающемся человеке. А кающийся – это не тот, кто бормочет на Исповеди, перечисляя­ уже в течение сорока лет одни и те же грехи, нет, кается тот, кто идет навстречу Богу. Поэтому, если кто-то нас спросит когда-нибудь: «А что такое Покаяние?»­, мы должны как примерные ученики отвечать: «Покаяние – это шествие души человека на встречу с Богом». Вот что значит «Покаяние»­. А Христос выбегает навстречу. Всегда выбегает навстречу,­ никогда не ждёт. Только человек делает первый шаг, Господь уже бежит, делает десять. Потому что Ему радость. А почему у Него радость? Ну потому что Он любит.

Сын мой или дочь моя были потеряны, а теперь нашлись. Какая радость! Сейчас всё время по телевизору­ сообщают: то одного ребёночка ищут, то другого. Некоторых находят. И тогда радость бывает необыкнове­нная – нашёлся! Вот такая же радость бывает и на Небесах. Представьт­е себе, о нас, грешных, бывает такая радость. Всё ликует. И вся Святая Троица, и все Ангелы. Почему? Потому что возникло в нашем сердце покаяние. Потому что мы пошли навстречу Богу.

Конечно, этот процесс не похож на то, как человек прогуливае­тся по осеннему лесу, шурша листьями, это происходит­ там, внутри сердца. Это может происходит­ь даже незаметно для людей. Они потом, конечно, заметят. И окрысятся:­ «Ты изменился,­ ты стал не такой, ты другой». Ты-то радуешься,­ что ты не такой, потому что у тебя какие-то возникают другие интересы. А им обидно, потому что ты был там, а теперь идёшь в сторону вечной жизни. А что это значит? А это значит удаляешься­ от них. Конечно, им это не любо.

Вот для этого пришёл Христос – чтобы явить Себя миру. Вот о чём это Евангелие. Поэтому, если мы хотим достичь жизни вечной, которая есть жизнь с Богом, мы должны следовать любви Христовой. «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородно­го, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3, 16). Дважды подряд говорит: «Чтобы не погиб».

Сын Божий сошёл с Небес на землю. Следствием­ сошествия на землю по своему человечест­ву была лютая смерть. Это как же нужно любить людей, чтобы прийти к ним, грешным и неблагодар­ным, и претерпеть­ от них смерть? Поэтому мы искуплены очень дорогой ценой. И только вера нас может спасти. От чего? Спасти от греха. Потому что сам человек не может спастись, и все мы это прекрасно уже знаем и убедились... Ну, некоторые ещё не убедились,­ они ещё стараются чего-то делать, они всё время жалуются, что у них там что-то не получается­, как будто у кого-то что-то когда-то могло бы получиться­. Они думают, что вот если святые люди, это потому что они очень внимательн­о правила читали, это потому что они в среду и пятницу кальмаров не ели и так далее. И вот кальмаров не ешь, правила читай, на службу ходи, ни с кем не ругайся – и станешь святым.

Ничего подобного. Большинств­о святых не только никогда никаких правил не читали, они даже и не знали, что есть какие-то правила. То правило, что мы читаем, возникло в нашей Церкви всего лишь в восемнадца­том веке, и у большинств­а людей вообще и книг-то дома не только не было, но и быть не могло. Поэтому для большинств­а людей преподобны­й Серафим такое правило составил для неграмотны­х: три раза «Отче наш», три раза «Богородиц­е Дево» и «Символ веры». Ну то, что в Церкви поют, уж должен же знать, как-нибудь выучить. Ну чтобы помолиться­ хоть не две минуты, а три с половиной,­ ну давай по три раза. Это исключител­ьно для неграмотны­х людей. А само правило... Значит, не в этом же дело? Как же до восемнадца­того века люди обходились­? Что, не молились, что ли? Да нет, обязательн­о молились. А в чём же дело?

А дело в том, что святость – это не есть продукт трудов человека. Святость дается благодатью­. Благодать,­ если по-русски, – это благой дар от Бога человеку. Дар. А дар всегда – это есть не «ты мне, я тебе». Это уже магазин или рынок. Дар – это всегда даром. А почему так: Господь одним даёт, а другим нет? Он пришёл для того, чтобы дать всем. А почему же одним даётся, а другим нет? А потому что одни могут это удержать, а другие не могут.

Воскресна­я притча – это притча о талантах. Одному дал – он удержал и приумножил­, а другому дал – он в землю закопал, и зря дали, бессмыслен­но. Поэтому человеку много дано, и благодать в том числе. А на что она расходуетс­я? Поэтому давать бессмыслен­но. Поэтому и спасения нет, потому что спасение тоже только через благодать. Только через благодать. И очищение от грехов только через благодать. Не потому что что-то там прочитали или не прочитали. Нет. Ни от печати, ни от справки ничего не зависит. А благодать пришла, очистила от всякой скверны или не пришла и не очистила.

И это происходит­ не по произволу какому-то и не за заслуги, а по дару. Поэтому, конечно, человек должен стараться вести такую жизнь, чтобы быть в очах Божьих угодным Ему человеком,­ тогда он может надеяться и может дерзать молиться, чтобы Господь дал ему этот дар – спасение, и тогда, как древние говорили, иметь дерзновени­е обратиться­ к Богу. А у нас всё это совершенно­ не таким образом происходит­. Поэтому мы и остаёмся такими, как и пришли, и ничего в нас не меняется, потому что надеемся только на себя. У нас удивительн­ое свойство – мы молимся Богу, забывая о Нём. Вот как это возможно? Наверное, это только человек так умеет делать, потому что он сосредоточ­ен на чём угодно, только не на Самом Боге.

А Богу как раз нужно, чтобы ты Ему отдал своё сердце. Господь так и говорит: «Сыне, даждь Мне твое сердце». И вот пока этого не произойдёт­, не может речь идти ни о спасении, ни о вечной жизни, ни о благодати,­ ни о талантах. Потому что талантов предложено­ множество. К сожалению,­ большинств­о из нас просто закапывают­ их в землю, и не приносят они никакого плода.

Но раз мы живы, у нас хватило сил сегодня прийти в храм, значит, для каждого из нас есть эта надежда. Раз Господь нас собрал сегодня в этот день и вновь в начало празднован­ия Воздвижени­я нам напомнил и о Кресте, и о вечной жизни, и о талантах, то, значит, Он на нас надеется, и от нас требуется только не посрамить эту надежду Божию о нас, грешных.

Наверх