Проповедь на неделю 12-ю по Пятидесятнице. Успенский пост (притча о богатом юноше). 2015 г.
Однажды один молодой человек подошёл к Спасителю и сказал Ему: Учитель благий! Что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную? (Мф. 19, 16). Редко можем наблюдать в людях молодых, чтобы они задавались вопросом, что бы им сделать доброго. Вот я сегодня уже вспоминал, когда-то очень давно, когда исполнилось 19 лет Александру Македонскому, он задумался над тем, что ему уже 19 лет, а он ещё ничего не сделал для бессмертия. Конечно, он бессмертие понимал по-язычески, как вечная память. По-христиански это всё совсем по-другому. Но так интересно вообще, что в 19 лет он таким вопросом был озадачен.
Когда Господь увидел юношу, который задал ему такой вопрос, Он, конечно, очень к нему расположился, тем более, он хотел иметь жизнь вечную. Интересно, сколько в Москве молодых людей и сколько из них хотят вечной жизни. Если честно, я таких ещё не встречал. Но я ещё не так много прожил, может быть, за последние 20-30-40 лет, которые мне отпущены, ещё такого и встречу, и это будет, конечно, радость. Я не испытывал такого блаженства, чтобы встретить молодого человека, который желает жизни вечной и, мало того, для того, чтобы её достичь, хочет сделать что-то доброе. Вот это вообще потрясающе. Конечно, мне, если можно так дерзко сказать, чувства, которые испытал Христос Спаситель к этому юноше, понятны.
Господь сказал: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог. Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди. Говорит Ему: какие? Иисус же сказал: «не убивай»; «не прелюбодействуй»; «не кради»; «не лжесвидетельствуй; «почитай отца и мать»; и: «люби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 19, 17-19). Юноша удивил весь мир ещё больше, говорит: всё это сохранил я от юности моей (Мф. 19, 20). Сегодня один человек говорит: «Дочка приезжает только в день, когда у меня пенсия, чтоб я ей деньги дал. Она не работает. Я её, конечно, не бросаю». Но вот для чего папа? Чтоб с него взять деньги. А так он вроде и не нужен особенно. А если сказать со всей правдой, то вообще не нужен. А что нужно? Нужно, чтоб деньги давал. Не папа нужен, а деньги. Человек, даже родной по крови, становится средством, чтобы что-нибудь купить, в частности бензин – нынче дорог, а надо на машине ездить и так далее. А юноша, видите, всё сохранил от юности.
Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною (Мф. 19, 21). Господь так к нему проникся, что хотел сделать его Своим апостолом. Не знаем, как звали этого юношу. Но если б он продал имение, пошёл за Спасителем, на земле много было бы храмов в его честь, мы бы знали его имя, во всех народах писали б его иконы, в честь него бы называли детей, ему бы молились во всём мире, и он бы совершал большие чудеса и исцеления, и всякую оказывал бы помощь. Но этого ничего не случилось, потому что то имение, которое у него было, оказалось чуть-чуть поважней, чем жизнь вечная. А чтобы её достичь, ему нужно обязательно было от этого освободиться.
Святые отцы называли сребролюбие корнем всех зол. Почему этот мир, в котором мы с вами живём, противоположен Церкви, христианству, почему он против Церкви всё время воюет? Периодически приходит такое время, когда начинают убивать священников, ломать храмы, жечь иконы. Почему это происходит? За что идёт борьба? Дело в том, что Церковь утверждает совершенно другие ценности. Не материальные. А деньги как раз – это эквивалент материальных ценностей. Мне экскурсоводы в Третьяковке жаловались: «Когда вы были молодые, вы интересовались, когда автор жил, как его зовут. А теперешние дети интересуются, сколько картина стоит». Что почём. Представляете, такой маленький, а уже готов картинами торговать: «а это сколько стоит?», «а это сколько стоит?», «а рама сколько стоит?». Интересно. Даже деток уже интересуют деньги. Ну, не сами по себе, а исходя из соображений «мам, купи!». Потому что вижу у кого-то что-то, и мне нужно то же самое. Так что вот эти материальные блага – это есть предмет для зависти. А зависть – это свойство падшего человека, противоположное любви. Зависть – это грех сатанинский. Кто испытывает зависть – а мы все время от времени её испытываем – должен знать, что в это время наша душа приобретает сатанинские свойства. В той вселенной, в которой мы живём, первый вообще позавидовал дьявол. И каждый раз, когда мы завидуем чему-то, мы должны об этом помнить.
Ну например, мы завидуем тому, что сейчас именуется успехом. Вот если человек успешный, то есть он известный и у него есть деньги, то мы этому завидуем. Сейчас можно объявить любой конкурс, обязательно придёт огромное количество молодых людей в любом конкурсе участвовать. Что они хотят? Они хотят известности и хотят денег. Не трудясь. Просто хотят это получить. А с точка зрения Отца Небесного, который построил эту вселенную, который создал мир насекомых, растения, рыб, зверей, нас самих, совершенно противоположна. Он хочет, чтобы человек приобретал качества не сатанинские, а качества Отца Небесного, Он даже однажды сказал: «Станьте совершенны, как Отец ваш Небесный совершен есть» (см. Мф. 5, 48). Как и этому юноше Он сказал: «Хочешь быть совершенным, оставь своё имение и следуй за Мной» (см. Мф. 19, 21). Он ему предлагал божественное совершенство. Не временное.
Вот мы смотрим: человек славный, и народный, и деньги есть, и умер. Ну через год ещё разок вспомнят. Может, будут почаще вспоминать, если ты какой-нибудь такой человек, как теперь принято говорить, брендовый, как Владимир Семёнович, которого уже почти никто не слушает, а уж читать стихи его – это ещё реже. Ну вот, чтоб как-то не забыли, взяли, Таганский тупик в честь Высоцкого назвали. Ну вот, раз в году с большим усилием вспоминают, отыскивают какие-то плёночки новенькие, чтоб показать. А так всё в общем одно и то же: один друг умер, второй, третий, а потом пройдёт какое-то время, и будет как какой-нибудь писатель. Гончаров выйдет из школьной программы, и кто будет читать? Да никто. Только если кто приедет в какой-нибудь город на Волге, где он жил-трудился, вспомнит, что был такой писатель, может, начнёт читать. Или потребуется, как в фашистской Германии – прежде чем напасть на Россию, немецким офицерам давали читать Гончарова «Обломов». Для чего? Чтобы немецкий офицер лучше себе представлял, что такое загадочная русская душа. И очень многие офицеры, тысячи, правда, в переводе, но читали «Обломова», чтоб понять, с кем придётся воевать. Не знаю, насколько они глубоко поняли, но в общем конец всем известен, мы давеча праздновали 70-летие. Не помогло. Но читать читали, что, можно сказать, вещь положительная вполне.
Господь хочет, чтоб мы были совершенны в плане умственном и духовно-сердечном. А у современного мира другая задача – построить цивилизацию вне Бога. А что вместо Бога? А вместо Бога деньги. И вместо вечности – этот юноша хотел вечной жизни – предлагается только жизнь вот эта, местная, земная, очень короткая, которая заканчивается болезнями, потом всякими операциями, всякими процедурами по продлению жизни (на это уходит львиная доля средств здравоохранения – на поддержание жизни человека, уже не способного к работе), и потом смертью и похоронами. Всё. Ну хорошо, ещё в Норвегии додумались – покойниками топят квартиры. У нас-то просто закапывают, и всё. А там покойничка аккуратно сжигают и спрашивают: «Вы хотите в общий котёл тепло или чтоб отапливался исключительно ваш дом?». Ты ставишь галочку, что тебе угодно, своим покойничком квартирку отопить, или он внесёт вклад в общую систему снабжения теплом населённый пункт, где ты живёшь. Вот это духовный подход! Труп превращается в газ горячий, и это есть духовная жизнь, потому что уже материального нет, всё сгорело. Вот такой подход. Вот это, собственно, квинтэссенция понимания смысла человеческой жизни. Ты живёшь, чтоб в течении нескольких часов отопить дом следующего поколения, можно прям своим детям и внукам. Вот смысл твоей жизни! Чтоб ты сгорел! Вот такая интересная позиция, очень наглядная.
Деньги – такая вещь, что у когда меня нет – взял, карточку опустил – вытащил, набрал четырёхзначный пин-код, потом «Enter», и ты уже получаешь всё, тебе тут же в целлофане приносят всё, что ты хотел. Вот он, смысл жизни – купить. А духовная жизнь предполагает совсем другое – жизнь не с предметами, исполненными такого хорошего дизайна и хорошей упаковки и всем остальным, что способствует торговле, а жизнь совместно с Богом, где Бог – как Отец, а ты – как Его чадо, не зависимо от возраста, пола и так далее, совместную жизнь в любви с Богом в вечности. Но деньги-то вот: ты – раз! – карточку, и всё получаешь, и всё понятно. А здесь нужно верить. А чтобы проверить, нужно молиться. Поэтому любой человек, если он когда-нибудь хотя бы один раз по-настоящему помолится, он обязательно убедится, что Бог его слышит, Бог ответит, Бог выполнит его просьбу. Но обычно человек молится в какой-то острой ситуации своей жизни, а потом у него возникает чувство благодарности. Ну а потом он идёт в тот храм, в который ходят все, кто живёт вокруг него, и он, так сказать, становится верующим человеком. Но ещё пока не христианином. Чтобы соединиться с Богом, христианину нужно начать жить по-христиански. А вот стремление той денежной цивилизации, в которой мы живём, этому препятствует. Поэтому Господь и говорит: «А ты от этого освободись». Почему? Когда человек освобождается, он уже зависит не от денег, а от Бога. Господь сказал: «Вы лучше птиц» (см. Мф. 6, 26). А у птиц нет ни банковской карточки, ни пенсии, у них нет холодильника, и каждую птичку Господь питает. «Вы, – говорит Он, – лучше птиц, вы доверьтесь Богу, и Он вам даст пищу». Но человек не привык веровать, он вообще очень недоверчивый, потому что он живёт среди людей, а люди начинают врать раньше, чем учатся разговаривать. Поэтому он живёт в атмосфере постоянного обмана. Все обманывают всех. И вот с полутора-двух лет начинают обманывать, а уже к 10-ти годам становятся виртуозами. Но такие отношения с Богом невозможны, потому что обмануть можно только человека, животное можно обмануть – капкан какой-нибудь поставить, замаскировать и его поймать. А Бога как? Он знает не только все твои мысли, а даже знает то, что забыл твой дедушка, когда тебя на свете не было. Как Бога обмануть? Это абсурд полный. Поэтому с Богом для человека возможны только открытые и искренние отношения. Некоторые люди на исповеди что-то говорят, что-то не говорят, стараются себя как-то облагородить, как-то представить, что это ничего особенного, но Бог-то всё равно всё видит. Священнику можешь дурить голову – если священник молодой, обдуришь, а если он лет 20 уже послужил и этого всего наслушался за 20 лет, то как ты его обдуришь? Ну не как Бог, но всё-таки насквозь-то видит, по крайней мере до затылочной кости точно, так что бессмысленная вещь. Но человеку же важна не истина, а человеку важно, как он выглядит. Одно дело, какая ты красавица, а другое дело – как ты хорошо выглядишь. Потому что если опытный человек тебя раскрасит, а ещё более опытный приоденет, ты будешь, прям как красавица. Но красавицей не будешь. Это уж дар Божий, никак через это не перешагнёшь. И это только временно. А всё остальное – это всё макияж.
И вот Бог предлагает человеку: ты стань прекрасным без макияжа, но не по внешним раскраскам – ты ж не ткань всё-таки, а живое существо – а по качествам души. Поэтому Он и говорит: «Вот заповеди Божии соблюди, то есть приобрети такие качества», а юноша отвечает: «А я это уже всё с детства сохранил, так меня папа с мамой воспитали, я так и действую». Осталось сделать один шаг. Ну а нам нужно сделать ещё очень много шагов. При условии, если нам это надо. Человек, тебе это надо? Как обычно люди друг другу задают вопрос: «А тебе это надо? А он тебе, что, нужен?». Имеется в виду: этот человек тебе выгоден или не выгоден с точки зрения того, нажиться на нём как-то можно или нет? Не обязательно в денежном плане, можно ещё что-то с него поиметь, какую-то льготу, или он за тебя походатайствует. Очень многие люди приходят в храм не для того, чтобы Царство Небесное обрести, а с просьбами: «Батюшка, а Вы не могли бы письмо написать? Мне то надо, мне это... Вот мои дети, мои внуки...». Для того, чтобы авторитет другого человека присовокупился к моей нужде, и я с этого что-то с тебя поимел бы. Христос-то вообще не нужен, о Нём вообще речи нет никакой. Даже спроси у этого человека: «А ты часом не слыхал, в каком году Христос родился?», он и понятия не имеет. А почему? А когда внук твой родился? Знает. То есть внук когда родился, он знает день рождения, а когда Христос – не знает. Почему? Да потому что внук-то, он нужен, а Христос – нет.
Христос хочет обратить на Себя внимание не потому, что Он такой гордый или важный, а потому что Он хочет, чтобы каждый достиг блаженства в вечности. Он хочет поделиться тем сокровищем, которое у Него есть. Не мнимое, потому что будь ты хоть Сорос – ему уже там к 90 приближается – всё равно, дорогой, умрёшь. Всё равно. Никакая медицина – ни израильская, ни американская, ни германская, даже если всех соединить – тебя не спасёт. Не спасёт. Всё равно ты умрёшь и пойдёшь на Суд Божий, не зависимо, веруешь ты в вечную жизнь, не веруешь, веруешь ли ты в Бога или в одни только деньги – всё равно пойдёшь на Суд, всё равно умрёшь. Важно для тебя, не важно, что на твоей могиле, будет стоять – это тоже роли никакой не играет. Можешь в море утонуть, можешь памятник сделать, как высотное здание на Котельнической набережной – вообще не влияет. Не важно, цыган ты, еврей, эскимос, ничего не влияет. Влияет только одно – какое качество твоей души: добрый ли ты, любящий ли человек, или только к своим детям и внукам? Или ты просто обыкновенная сволочь? Может быть, воспитанная, культурная, умеешь всё так интеллигентно упаковывать, умеешь себя вести? Это прекрасно. Уметь себя вести – это хорошее качество, никто не спорит. Но есть ещё другие хорошие качества. Допустим, уметь ездить на велосипеде – тоже хорошо и полезно, пока ещё ноги шевелятся. Но это не спасает от Суда Божия. От Суда Божия спасают только качества, приобретённые от Духа Свята.
И Господь каждому из нас на примере этого юноши показывает, что для Него важно. Для чего? Не для того, чтобы нас заставить. Это же невозможно. У нас у всех есть дети, мы сами знаем: что-то их заставить можно из-под палки, но это не надолго, то есть пока он ещё боится палку, он будет, а в противном случае – нет. Что-либо возможно, только если человек сам захочет, в чём-то заинтересовать. И когда вот это с юношей произошло, он отошёл, потому что у него было большое имение. А Иисус же сказал ученикам Своим: истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное (Мф. 19, 23). В чём трудность? Трудность в том, что о богатстве надо заботиться, его жалко. С одной женщиной разговаривал: муж сумасшедший, обижает. Даже фотографии мне показывала – со знаками на лице, такое ощущение, что деревянным поленом били по голове. А я говорю: «Что ж ты не разводишься?», – «Ну знаете, вот...». Ну, конечно, знаю: дома, машины, знаете. Все знают. Готова потерпеть – ради чего? Ради денег. Потому что привык человек жить, пользоваться всякими карточками и покупать то, что хочется. Это настолько сильно, что готова даже потерпеть побои и никуда не подавать – потому что это же уголовное преступление, можно и в тюрьму посадить, но нет. Так что вот с этим юношей то же самое.
Говорит Господь: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие. Услышав это, ученики Его весьма изумились и сказали: так кто же может спастись? А Иисус, воззрев, сказал им: человекам это невозможно, Богу же всё возможно (Мф. 19, 24-26). Ни один человек сам спастись не может. Ни один человек не может увеличить себе рост, ни один человек не может стать умней, чем он есть – ни один человек ничего не может. А уж спастись – из жадного сделаться щедрым, из злого сделаться добрым, из раздражительного сделаться терпеливым сам человек не может. Он может только с помощью Божией. Если будет, заметив в себе некую неисправность, обращаться ко Христу-Спасителю и просить Его о том, чтобы Он его спас от этого состояния и вытеснил в его душе противоположной добродетелью ту греховную составляющую, которая теплится в его душе. То есть спасение, само спасение, оно тоже от Христа. Христос мало того, что говорит, что надо заповеди исполнять, что надо следовать за Ним, более того, Он Сам Своей благодатью готов человеку во всём помочь. От нас на самом деле ничего, вообще ничего не зависит. Кроме одного – усердие. Усердие в желании Ему угодить. И вот так вот происходит спасение. А Господь, видя, что человек усердствует, начинает ему Сам помогать. И он приобретает свойства, противоположные тем, которые были, которые он унаследовал от родителей, он преодолевает это всё. Такое движение называется подвигом, потому что он движется.
Но большинству людей это не надо, потому что это трудно, это борьба с собой. А христианство – это очень для узкого круга людей, которых именуют подвижниками. Остальные не увидят Царствия Божия, как своих ушей, ни в этом веке, ни в будущем, потому что его не ищут. А Христос заповедовал, если вы читали, написано: Ищите же прежде Царства Божия (Мф. 6, 33). А человек ищет земного. Сам размениваешься: тебе предлагают жизнь небесную, а ты себе выбираешь жизнь гада ползучего. Так и что же? Каждый наследует то, что выбрал сам. Не выбирают только животные. Корова не может выбрать, жираф не может выбрать, паучок. Каким его Господь создал, он таким и умрёт аккуратно, и жизни вечной паучок не наследует, у него нет бессмертной души. У человека есть бессмертная душа, поэтому жизнь человека не кончается никогда, поэтому тот человек, который с помощью Божией изменил своё внутреннее состояние, устроение, наследует, как у нас говорят, Рай. А тот, кому это было мало интересно, он беспокоился только о том, как вот здесь прожить (как бы мне жилище, да как бы мне здоровье, да как бы мой сыночек на лётчика выучился) – аккуратно в ад, не зависимо, хороший человек, плохой человек, в аду разные уровни есть. Это вообще не играет никакой роли. Потому что хороший или плохой человек – мы воспринимаем только по внешности. Хорошо ли он себя ведёт? Мы так и детей учим: нужно вести себя хорошо. Будь ты последний негодяй, но веди себя хорошо. Не "будь хорошим", не учим тому, что не надо быть негодяем, что это плохо. Нет, мы только будем изображать. Будь ты последний гад и самая гнусная скотина, но ты веди себя хорошо, чтобы люди думали, что ты хороший, чтобы ты производил, будучи гадом, хорошее впечатление. Чтоб когда тебя встречали, тебе говорили, как ты хорошо выглядишь. Может, тебе два дня до смерти осталось, но выглядеть ты должен хорошо, особенно в гробу.
Поэтому Господь и говорит: «Очистите сперва внутренние скляницы своей души» (см. Мф. 23, 26). То есть то, что у тебя внутри, для Бога важно, а не то, что ты из себя изображаешь. Ничего сложного для понимания нет. Сложность в чём? Что окружающий нас мир живёт не так. А мы должны выбирать: а тебе, дорогой (или дорогая), что – Рай или ад? Вот тебе Рай, а вот тебе ад. Вот и выбирай. Дороги в ад все широкие, их очень много, а дорога в Рай вообще одна, более того – она такая узкая, что, её, даже, собственно, и искать не надо, тут не спутаешь. Он так и сказал: «Возвращайся ко Мне и следуй за Мной» (см. Мф. 19, 21). То есть вообще не надо головой крутить, как некоторые занимаются поисками Бога. Вот идёт Христос впереди, а ты – за Ним. Всё! Не надо ничего сочинять, выдумывать, всё за тебя сделано. Осталось одно – поверить, что эта дорога приведёт меня к блаженству. Не веришь – не надо. Давай проверяй. Человек, который верит, что эта дорога никуда не приведёт, не получает ничего. Он Рай не наследует, а после смерти убедится в том, что будет Суд. А человек, который верит, что эта дорога приведёт его к блаженству, достигает этого блаженства, если идёт за Христом, он приобретает всё. Путь за Христом – это абсолютно выигрышный путь и вообще самый простой. Простой до элементарности. Даже простые неграмотные рыбаки – такие, как Пётр, Андрей – это всё моментально поняли. Ну, не моментально, немножко утрирую, но довольно быстро – институтов богословских не кончали, и так неграмотными и умерли. Из них грамотными были Матфей и Лука – и всё. Иоанн Богослов, и то не был грамотным человеком, а диктовал Апокалипсис, Евангелие ученику своему Прохору, а сам не знал даже грамоты. И ничего, достигли Царствия Небесного. А тому, кто не поверит, остаётся только памятник на кладбище, остальное всё – преисподняя.
Так что вот, каждый из нас каждый день стоит перед этим выбором. Каждый день. В каждом слове – за каждое праздное слово будем ответ держать (см. Мф. 12, 36). В каждой мысли, в каждом поступке, в каждом действии мы ответственны перед Богом, который знает всё и готов любого человека на любом этапе его жизни спасти. Даже если человек разбойником был, а потом опомнился за час до смерти, Господь всё равно возьмёт его Себе (см. Лк. 23, 40-43). Бог не мелочный, Он смотрит на конец. Конец – делу венец. Вот в результате своей жизни к чему ты пришёл? Окончательно стала ты бабой-ягой или, наоборот, добрым и хорошим человеком, о котором две сотни людей будут плакать, что такой человек нас оставил. Это очень важно.