Проповедь на начало Рождественского поста

Проповедь на начало Рождественского поста

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Ныне, братья и сестры, мы вступили в святой предрождественский пост, который будет продолжаться сорок дней – до праздника Рождества Христова. Идут уже третьи сутки поста, и нам необходимо задуматься о том, что же мы представляем собой и что предстоит нам делать в этот спасительный период времени. Нам нужно думать, молиться и просить Господа Бога укрепить нашу православную веру в то великое таинство, которое совершилось – воплощение Сына Божия. Ибо празднуя праздник Рождества Христова, мы тем самым исповедуем нашу веру. А вера наша должна быть разумна, и благочестие наше должно быть непоколебимо. И вот потому хочу вам прочитать сейчас из послания апостола Павла нужные для нас слова и наставления. Апостол Павел, находясь в римских узах, ожидая скорой казни, пишет своему любимому ученику, епископу города Ефеса в Малой Азии, Тимофею:

«Павел, посланник Иисус Христов, по повелению Бога Спаса нашего Господа Иисуса Христа, упования нашего, Тимофею, близкому чаду в вере, – благодать, милость, мир от Бог Отца нашего и Христа Иисуса, Господа…» (1 Тим.1:1) – и далее продолжает: «Я пишу тебе, да увеси, како подобает в дому Божии жити, яже есть Церковь Бога жива, столп и утверждение истины. И беспрекословно известно, и есть величайшая благочестия тайна: Бог явися во плоти, оправдался в Духе, показал Себя ангелом, проповедан был во всех народах, привел к вере мир, вознесся во славе» (См.: 1 Тим.3:14–16).

И далее много других наставлений пишет апостол Павел. Но вот что для нас чрезвычайно важно сейчас – подумать о том кратком, что прочитал я вам. «Великая благочестия тайна: Бог явился во плоти». «Благочестие» в нашем древнем церковном словоупотреблении равноценно слову «Православие». Церковь Божия всегда подвергалась всяким нападкам со стороны и просто хулителей веры, и, казалось бы, убежденных в своем неверии людей, и извратителей православной веры, и множества лживых других проповедников. Церковь Божия всегда испытывала со стороны нападки. Но апостол Павел говорит, что «великая Православия тайна» – воплощение сына Божия. Да, тайна, которую постичь разумом практически невозможно, – ибо она не была бы тайной, но эта тайна спасительная, это не секрет какой-то, скрываемый от того, чтобы люди его узнали – нет, это таинство, таинственное, глубокое внутреннее убеждение, оно право-славно, оно прямо и в нем нет колебаний ни в какую сторону – и это великая, спасительная «благочестия тайна». Как же постичь эту тайну? Апостол Павел в другом своем послании – к Римлянам, пишет, что многообразно и много раз являл Себя Бог в разных явлениях, и нужно только внимать тому, что совершается вокруг тебя и в тебе самом, чтобы в этих явлениях постичь тайну бытия Божия. Она берется верой – верой Богу и верой в Бога.

Древние хотели увидеть Бога. Великий пророк Моисей, который получил от Бога непосредственное озарение и закон, дерзновенно умел сказать: «Я хочу Тебя увидеть». Но Бог ответил ему: «Меня увидеть невозможно. Потому что не может потом человек уже существовать: как бы некий великий свет и огонь может сжечь его. Поэтому Я пройду мимо, а ты закрой лицо и голову свою покрой. И вот, когда Я пройду, тогда можешь открыть и постигнешь тень Мою» (См.: Исх.33:18–23). Так повествует нам древняя Библия. И поступил Моисей так. И действительно, сподобился он нечто увидеть, но лик его после этого преобразился и должен он был постоянно закрывать лицо свое, ибо свет от него исходил такой, что людям тяжко было смотреть на него.

И мы знаем, что угодники Божии, приобщившиеся благодати Божией, такие как наш отеческий преподобный Серафим – икона его здесь у нас, Сергий преподобный – икона здесь у нас, – получали озарение божественным светом. Таким образом, через внутреннюю жизнь, через молитву постигаем мы величие тайны Божия бытия.

Но если нет у нас по грехам нашим этого озарения, – что же нам делать? И вот тут для нас-то и пишет апостол Павел, – пишет, как подобает в доме Божием жить, а дом Божий – это Церковь, столп и утверждение истины. Как столп несет на себе нагрузку здания, как стены утверждают это здание непоколебимо, защищая от ветра и мороза и жара, и нападений, – так и Церковь – это тот именно нерукотворный, незримый, но ощущаемый нами и чувствуемый повседневно дом Божий, в котором безопасно жить. Это первая тайна, чрез которую мы постигаем тайны бытия Божия.

Далее апостол пишет: «Показал Себя ангелам». Даже ангелы не могут взирать на Существо Божие. Поэтому их изображают символически, херувимов и серафимов, которые крыльями своими закрывают лицо: они ближе всех стоят к престолу Божию, но и они не могут Его видеть. Но они увидели однажды, когда Господь пришел на землю и воплотился от Пречистой Девы Марии. Ангелы пели тогда: «Слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение» (Лк. 2, 14). Вот признаки благословения бытия Божия. Ангелы служили Господу в пустыне, когда Он постился и боролся с диаволом, искушающим Его. И ангел утешал Господа – дано ему было это дерзновение, – когда Господь по-человечески изнемогал в саду Гефсиманском в молитве, перед Своими телесными страданиями. Вот так. А ангелы ведь, братья и сестры, это наши хранители, которые постоянно пребывают с нами здесь на земле и проведут нас дальше путем после смерти к Царству Небесному, – или с плачем отвергнут нас, когда мы пойдем в путь погибели. Так еще одно есть общее звено, чрез которое постигаем мы тайну бытия Божия – чрез предстательство наших ангелов, которым Бог также явил Свое Существо в воплощении Сына Божия.

Еще один признак: «проповедан между народами». Да, действительно! Сколько учений, сколько проповедников различных учений прошло в мире, но Церковь Христова распространяется, утверждая бытие свое многими чудесами и спасительным действием силы Божией. И мы видим на примере нашей только одной жизни, как происходят чудесные изменения. Когда дети поют в храме, куда они не могли переступить порог, когда люди, убеленные сединой, бывшие далеко от Церкви, находят здесь себе приют, тепло и веру, и крепость душевных сил…

Следующий признак: вера в мире. Да, действительно, если бы не было веры, не было бы этого исконного свойства человеческой души, трудно было бы выдержать жизненные испытания, братья и сестры! Но мы верим, что Бог с нами, и наша сила укрепляется этой верой, и Бог открывается нам и подает Свою всесильную помощь. Итак: Бог явился во плоти, основал Свою Церковь – Столп и Утверждение Истины, – показал Себя ангелам, проповедан в народах, укрепил веру на земле, – и это дает силу людям продолжать свою земную жизнь вопреки всем бедам, всем слабостям человеческим, которым подвержен бывает порой наш дух.

Что же делать нам всем, братья и сестры, в эти пришедшие уже и продолжающиеся дни поста? Прежде всего, будем просить Царицу Небесную, чтобы Она дала нам пройти постный путь в благочестии и святости. Вспомним то, что мы читали сейчас в Евангелии: как Она поспешила к окрестностям Иерусалима, где жила праведная Елизавета, уже носившая недрах своих Иоанна Крестителя, и пробыла с ней три месяца (См.: Лк. 39–56). Три месяца Матерь Божия была около Своей родственницы, помогала ей, как мы теперь можем думать по-человечески, и помогая ей по хозяйству, и утешая ее словом, и радуясь ее радостью до тех пор, пока настало время Елизавете родить Предтечу Господня Иоанна. Матерь Божия, Сама переживая трудный период материнства, служила своей родственнице Елизавете, тем самым уже проявляя то сильное свойство, которое дал Ей Господь у креста: ходатайствовать за весь мир.

Помолимся же Царице Небесной, чтобы и нам в эти постные дни помогла Она достойно вести нашу православную христианскую жизнь и радостно встретить праздник Рождества Христова. Пройдет совсем немного времени, и на этой неделе, в канун праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы запоем мы уже рождественские гимны: «Христос раждается – славите!» (Ирмос 1 Рождественского канона). Вот пусть радость праздника ожидаемого, пусть слава Божия, явившаяся на земле, коснется и наших сердец. А мы приготовим путь Господень, правыми сделаем стези Его (См.: Мк.1:3). Аминь.

Наверх