Проповедь на Мф. 20, 25-28
«Вы знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими; но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою; и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом; так как Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих (Мф. 20, 25–28).»
В основе взаимоотношений между людьми языческих мировоззрений лежит подчинение слабых сильными. Правители и вельможи страны, где не положено во главу угла учение Христово, или если положено, то лицемерно, имеют в виду главным образом благополучие собственное и своей приближенной касты. Конечно, это не значит, что властители эти непременно грабят и мучают своих подчиненных. Но в конечном итоге вся их деятельность направлена к собственной выгоде и выгоде близких к ним. Подданные же в большинстве своем лишены особых привилегий, а иные среди них и явно гонимы... Христос Спаситель указывает другую норму взаимоотношений между людьми: не подчинение, не порабощение одних другими, а служение друг другу. Каждый будь слугой другому – вот основа христианского общежития. Эту идею служения не только низших высшим, но и сановников – простолюдину, хорошо обозначает наименование вельмож: «министр», что значит служитель. На земле только тогда мог бы быть относительный мир и покой среди людей, если бы в основе жизни лежал Христов закон взаимного служения друг другу, когда каждый не столько добивается своих преимуществ, сколько отказывается от них в пользу своего ближнего, унижаясь до состояния не только слуги, но и раба. Исполнение этого Христова завета мы вводим в православных обителях, в этом воистину христианском общежитии, где начальник обители, игумен, является не вельможею для иноков, а их слугою и трудится для них, как «купленный раб» (преподобный Феодосий Печерский, преподобный Сергий Радонежский и другие). Идея служения меньшому брату даже до рабства кажется странной гордому уму: его, напротив, манит власть над слабыми, сознание своего внешнего превосходства над ними.
Но кто действительно служит своему ближнему со смирением, искренно, не напоказ и от любви к нему, как заповедует своим последователям Христос Бог (Мф. 5, 44–48; Ин. 13, 34–35), тот знает, какую духовную радость доставляет человеку это служение.