Проповедь на Лк. 13, 23-27
«Некто сказал Ему: Господи! неужели мало спасающихся? Он же сказал им: подвизайтесь войти сквозь тесные ворота, ибо, сказываю вам, многие поищут войти, и не возмогут. Когда хозяин дома встанет и затворит двери, тогда вы, стоя вне, станете стучать в двери и говорить: Господи! Господи! отвори нам; но Он скажет вам в ответ: не знаю вас, откуда вы. Тогда станете говорить: мы ели и пили пред Тобою, и на улицах наших учил Ты. Но Он скажет: говорю вам: не знаю вас, откуда вы; отойдите от Меня, все делатели неправды (Лк. 13, 23–27).»
В этих словах Спасителя – обличение протестантов, которые говорят, что достаточно, мол, одной веры, а дел добрых можно и не совершать. Без добрых дел не достичь Царства Небесного. Также и латиняне здесь посрамляются: они говорят, что можно быть и нечестивым и войти в Царство Небесное, только, как выражаются католики, если святые отдадут этим нечестивым свои «сверхдолжные» дела.
Грешник может жить в свое наслаждение, предаваясь своим порокам, и не печалиться: нужно только купить эти лишние добрые дела через папу от святых, и Царство Небесное будет у грешника. Может ли быть большее извращение христианского учения? Ложь латинства – всякому очевидна. Всякий человек на Страшном Суде Христовом даст отчет о себе, о своей жизни – ходатайства других уже будут неуместны. Притом можно ли сказать вообще, что какой-либо угодник Божий сделал добрых дел больше, чем нужно? Этот ложный взгляд на идеал христианский, который бесконечен, как и говорит Спаситель: будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный (Мф. 5, 48). Какие бы великие дела ни сотворили бы мы, мы смиренно должны говорить: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать (Лк. 17, 10). А также, ведь все добро, что мы сделали, совершили при помощи Божией (Ин. 15, 5).
Мы остановились на очевидных всякому положениях, чтобы показать, как далеко ушли от христианской истины протестанты и католики, – они извратили ясное и премудрое учение Спасителя. А это – оттого, что и протестанты и католики ушли от Церкви Божией (Мф. 15, 13–14).