Проповедь на Крещение Господне, 2002 г.
Всегда, когда мы пребываем в храме, даже если сердце наше стеснено какими-то размышлениями, переживаниями наших обычных земных скорбей, тем не менее оно испытывает радость. Даже если сравнить лица людей, которые стоят в храме, с теми, кто стоит в очереди за водой, разница очень велика. Хотя никто из нас особенно не безумствует по поводу этой, получаемой нами от Бога, радости. Всё довольно сдержанно, всё вполне прилично, но тем не менее, это неоспоримый факт. Это происходит от того, что степень приближения к Богу у всех людей разная. Это зависит от того, сколько сердце человека может вместить благодати Божьей. Зададим себе вопрос: неужели те, кто стоят внутри, умнее тех, которые стоят снаружи? Ведь не может так быть? Это всё примерно одинаково, но почему-то тем, кто стоят вовне не приходит в голову зайти в храм. Особенно это интересно наблюдать часов в семь утра, когда приходят люди, встают с бидонами и ждут, а в храме к восьми уже начинается служба. Такая простая вещь – а не зайти ли в храм, по крайней мере, там тепло, зачем стоять на морозе? Эта мысль не приходит в голову. Не потому что человек глупый. В Евангелии сказано, что часто многое из того, что Господь говорил Своим ученикам, они не понимали. Не понимали не потому что глупые, необразованные, невежественные, хотя и это в какой-то степени присутствовало, а есть такое понимание сердца, которое идёт от реального опыта. Как маленький ребёнок часто не понимает опасности. Ему говорят: “Пойдём со мной”. И он идёт, а это может для него плохо кончиться. Или не чувствует чужую боль – кто-то упадёт, а он смеётся. Мы понимаем, конечно, что это мультфильмы к этому приучили, потому что там всё построено на том, что кто-то упал, кого-то стукнули по голове, и это всё страшно смешно. Потом дальше разрезали на части – ещё смешнее, обхохочешься. Это потом, конечно, в жизни каким-то образом проявляется, такая смешная жестокость. На самом деле это от такой душевной и духовной неразвитости происходит, а не потому что человек глуп. Мы привыкли какому-то интеллектуализму придавать какое-то значение, но перед Богом это не имеет никакой ценности. Он, конечно, хотел бы всех – и самых умных, и самых простых людей – к Себе привлечь, но это зависит только от сердца, способно ли оно вместить благодать Божию. Поэтому по милости своей Церковь избирает для каждого ту возможность, которую он может вместить. Один поедет в святые места, другой причастится Святых Христовых Таин, третий сподобится беседы с каким-то духоносным человеком, пятый водички наберёт, принесёт с собой домой. Возможно, с большими нравственными потерями, какая-то обида у него будет, может даже какая-то травма, поскользнётся, упадёт. Конечно, он не будет знать, что вообще делать с этой водой, каждый раз потом какие-то проблемы, но, по крайней мере, он будет знать, что приобщился к чему-то великому, важному, святому, не продолжая трудиться своим умом и сердцем, чтобы проникнуть, откуда это всё, зачем. Интересно, а что там за слова читают? Есть ли вообще в этих действиях какой-то смысл? Что за этим стоит? Вообще, что такое святость? Что я принёс домой? На этой цистерне написано: “питьевая вода”. Даже хлорка родная, знакомая. В чём дело, что произошло? Зачем это я стою на морозе? Хоть не на сильном морозе, Господь к нам милостив, теперь каждый раз на Крещение потеплей, чем когда-то раньше, когда мороз трещал и было особо холодно. Сейчас этого нет. Зачем я это беру, зачем я это пью, что я от этого хочу, что я жду? Что мне нужно от Бога? Сделать немножко какое-то усилие, чтобы выйти из этого обычного круга нашей жизни, немножко потрудиться для этого. Конечно, всякий такой труд в духовном направлении венчает успех. Почему? Потому что Господь каждому человеку, который хочет Богу задать какой-то вопрос, Господь найдёт способ ответить. Только нужно хотеть действительно, тогда, конечно, мы приобретём желаемое. При условии, конечно, что это не противоречит замыслу Божию. Бывает так, что мы что-то хотим, а это Богу не угодно либо вообще, либо в этом времени. Может быть, Господь попозже это устроит. Духовная жизнь требует от нас, чтобы каждый из нас постоянно шёл дальше, не застывая на том, чего он понял и чего достиг, независимо от того, как он себя чувствует, сколько ему лет или какие у него земные планы. Это должно быть самым важным в нашей жизни. Для этого Господь и пришёл, для этого крестился в Иордане, за этим Он и дал нам возможность в память об этом событии и нам самим воду освящать, через это приобщаясь к благодати Божией, как через все священнодействия, которые в Церкви существуют. Это только для того, чтобы люди, каждый в свою меру, могли приобщиться к благодати Божьей, которая и освящает, и очищает, и тем спасает наши души.
https://www.dimitrysmirnov.ru/blog/propoved-110029/