Проповедь на Еккл. 11, 6
«Утром сей семя твое, и вечером не давай отдыха руке твоей, потому что ты не знаешь, то или другое будет удачнее, или то и другое равно хорошо будет (Еккл. 11, 6).»
Православные пастыри являются сеятелями слова Божия. Они призывают сеять усердной и щедрой рукой семена Божии. Не нужно пастырю смущаться тем, что он слабый. Раз он призван Самим Богом, значит он имеет полное право говорить всякому о Боге. Иной скорбит, что у него жалкий голос или убогое слово письменное. Пусть люди сильные и талантливые проповедуют! А меня кто станет слушать? Так нельзя говорить, потому что мы не знаем, может быть, и наше малое, но правильное, христианское, истинное слово услышат бедные, слабые, колеблющиеся в вере или печальные от страданий люди и задумаются, а то и утешатся и обратятся к Богу. Ведь самый красноречивый оратор и талантливый писатель говорит по существу то же, что и несильные, и средние, и слабые проповедники (речь идет о православных проповедниках, ибо все они говорят о Боге и о Царстве Божием).
Пусть прекрасное вино будет в деревянном ковше или драгоценном золотом кувшине – вино одно и то же. Другие замечают: не надоест ли говорить и слушать об одном и том же, потому что все проповеди Христовой Церкви учат об одном и том же, только в разных вариациях. Помню, архиепископ Японский Николай (Касаткин) на это возражал: не надоедает же нам каждый день есть. А слово Божие – пища для души, без коей она умирает духовно: становится мертвою для Божиих дел.
По собственному опыту знаю, что всякое искреннее слово проповедника православной веры, устное или письменное, всегда читается с интересом, хотя ничего нового и не услышишь в этих словах проповедника. Никогда не надоедает слово Божие, но всегда читается или слушается с умилением и подъемом – в этом сила и власть Божественного слова (Евр. 4, 12). Мы не знаем, на какую почву падет наше немощное слово, но может быть, оно падет на чудную почву и принесет великий и прекрасный плод?