Прп. Симеон Псково-Печерский
Мчч. Хрисанфа (икона) и Дарии (икона) и...undefined >>
На 6-м часе: Ис. XL, 18-31. На веч.: Быт. XV, 1-15. Притч. XV, 7-19.

Проповедь перед чином прощения, 2002 г.

Господь благословил сегодня всех нас собраться в этом храме. Обстоятельства нашей жизни нам позволили это сделать, для того чтобы нам, вступая в поприще Великого поста, нашего посильного подвига ради очищения душ наших, испросить друг у друга прощения. Хотя в такой полноте активная жизнь в наше время из-за оскудения любви и такой нашей суматошной жизни бывает трудно выявлена, но всё-таки она существует. Каждый из нас друг с другом связан множеством нитей. Кто в лицо друг друга знает, кто по именам, а кто вместе какую-то деятельность осуществляет и вообще, и в разных приходах. Это, конечно, приводит из-за наших немощей к каким-то недоумениям, каким-то душевным страданиям, иногда даже к душевным травмам и обидам. Чтобы наша жертва Богу, которая реализуется этим постом, была бы чистой и приемлемой Им, нам нужно и от этого малого или большого постараться отвести свою душу. Ещё так бывает, что мы согрешаем друг перед другом невольно, даже не замечая этого, а бывает, что дьявол так устраивает, что человек и обижается ни за что, из-за подозрительности или вообще что-то показалось или померещилось, или слова о чём-то или о ком-то принял на свой счёт. Такое тоже бывает. Для того чтобы покаяться друг перед другом, нам надо обязательно оценить и реально почувствовать нашу полную немощь и несостоятельность, как православных христиан. Мы вступаем в пост в надежде, что Господь укрепит нас и подаст нам душевные силы, чтобы нам хоть в чём-то исправиться. Как свидетельство того, что у нас есть такое намерение, что мы всё-таки хотим в Церкви научиться главному, научиться хотя бы друг друга любить, если не любить, то стараться с любовью относиться. Если не это старание, то хотя бы иметь в себе силы от души простить, чтобы не было взаимного отчуждения, раздражения или разобщения греховного между нами. Мы все в одинаковом положении, в данном случае и миряне, и священники, и диаконы, все мы одинаково грешные люди. Конечно, каждому мирянину хотелось бы видеть в священнике ангела, который будет ему опорой в жизни, нравственным авторитетом, мудрым руководителем и советчиком, но невозможно это желаемое осуществить в действительности, потому что все мы происходим из одного народа, из похожих семей, живём в одних и тех же обстоятельствах, поэтому один нисколько не лучше другого. Хотя мера ответственности, конечно, в церковном плане у всех разная. Конечно, священнику нанести обиду мирянину проще, потому что он стоит на таком подсвечнике, и каждое его слово воспринимается несколько иначе, чем слово мирянина. Поэтому тут должна быть особая осторожность, которую никто из нас не умеет реально осуществлять и реализовывать. Поэтому все наши немощи, я думаю, вы знаете не хуже, чем мы сами, а может даже лучше, потому что человек обычно на себя не склонен внимательно смотреть. Будем надеяться, что хотя бы Великим постом мы постараемся наши немощи преодолеть, хотя этот дополнительный труд тоже может вызвать внутреннее напряжение, с которым кто-то из нас не справится. Очень важно и мирянам тоже к священнику относиться с любовью, а не только с почтением, понимая, что за подрясником там такой же человек сокрыт, у которого такие же немощи, как у всех. Он такой же грешный и несчастный, как и все мы, просто он ещё обязан идти на полшага вперёд, для того чтобы каким-то образом управлять церковный корабль и свою паству. Это достаточно трудно, особенно в таком положении сознания и не только сознания, но реального понимания собственной немощи. Каждый священник, если он не больной на голову, а такое тоже, к сожалению, случается, он всегда чувствует это несоответствие, ему всегда немного стыдно за ту особую честь, которую ему люди оказывают, потому что даже этого он не достоин по своим немощам. Поэтому и священникам тоже всегда есть за что просить прощения. В этом смысле, если наше сердце так настроится друг к другу, нам будет легче вместе идти. Хотя священников и диаконов называют отцом, но надо помнить, что у нас один Отец и Ходатай – Господь наш, а священник – это только по своему служению, только по своей церковной функции. Апостол Павел говорит: хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов (1 Кор. 4, 15). Даже вот в таком плане, поэтому это мы, конечно, всё тоже различаем и стараемся, но тем не менее в этих отношениях очень много и душевного, и такого человеческого, поэтому, естественно, возникают всякие недоумения, и терпение кончается, и духовной настоящей благодатной силы, которая могла бы восполнить наши немощи, тоже не хватает.

Я от имени всех наших батюшек и отцов диаконов испрашиваю у вас прощения за все немощи наши, за то, что не можем быть достойным для вас примером, за то, если мы вас чем вольно или невольно обидели, принесли скорбь, не оправдали каких-то ваших ожиданий, что тоже причиняет большую боль. Прошу вас от всей души, будьте по возможности снисходительны. К этому и Господь нас призывает, чтобы нам не судить слишком строго, потому что какой мерой мерим, такой будет отмерено и нам (см. Мк. 4, 24). С этим надо быть очень деликатно и осторожно. Опять же, не потому что священник какой-то особенный человек, нет, он во всём подобный нам. Поэтому простите мя, грешного, и помолитесь обо мне.



https://www.dimitrysmirnov.ru/blog/propoved-110267/


Наверх