Архангел Гавриил
Отдание праздника Благовещения Пресвятой Богородицы. Собор Архангела...undefined >>

Проповедь на день Святой Троицы. Пятидесятница, 2012 г.

С тех пор, как Господь Святый Дух, посланный от Отца Небесного на первую, ещё юную, Церковь, которая состояла из апостолов и, как свидетельствуют иконы, Матери Божией, в Церкви всё совершается Святым Духом по вере человека.

Поэтому всё в Церкви является Таинством. Берём простую воду, молимся Господу Богу, Господь приходит, освящает её, а мы уже с её помощью освящаем и наши дома, и вещи, которые служат нам на всякую потребу. И даже, в случае каких-то собственных невзгод, мы освящаем самих себя. И в Церкви – и священников поставляют Духом Святым, и разумение Писания совершается Духом Святым, и вот эта благоговейная передача благодати Святаго Духа внутри Церкви от поколения к поколению христиан тоже совершается Духом Святым.

И нам Господь дал четыре главных источника благодати Святаго Духа, приобщаясь к которым мы так же можем вести благодатную жизнь. Потому что обычный человек, который не знает Христа, тоже руководим в своей жизни духами. Ну, во-первых, сам человек является духом, потому что у нас есть бессмертная душа, которая заключается в теле. Эта душа бессмертна, и у этой души есть воля, есть желания. Но, в силу потери общения души с Богом, очень часто и практически неизбежно душа человека заполняется духами тьмы.  Поэтому, как говорит апостол Павел, «наблюдаю я в себе закон греха: что хочу, то не делаю, а чего не хочу, то делаю» (см. Рим., 7, 19-23). Очень часто, и каждый из нас может это засвидетельствовать, мы ощущаем в себе некое насилие греха. Вопреки здравому смыслу, вопреки тому, что мы знаем, что это нехорошо, всё-таки эти духи тьмы, которые осели в нашей душе, нами повелевают. Они заставляют нас действовать против Бога, против самих себя, против здравого смысла.

И вот, чтобы внутри нас воцарилась благодать Божия – а это состояние называется Царством Небесным, которое внутри нас есть (см. Лк., 17, 20-21), – чтобы Господь в нас воцарился, а не духи тьмы, нам нужно прибегать к этим четырем источникам.

Это чтение Священного Писания, которое само написано духом Святым, поэтому, приобщаясь к Священному Писанию, мы приобщаемся и к знаниям об Истине, и черпаем благодать Божию из этого источника. Это Таинства Церкви. Сегодня мы приобщились Святых Христовых Таин, это главный источник благодати. Христос нас собирает на Евхаристию со всех концов земли – мы собираемся в воскресные праздничные, а в городских храмах и в будние дни, – для того, чтобы нас напитать Своим пречистым Телом и Кровью Своей. Для чего? Чтобы у нас внутри был побеждён грех, если мы отделяемся от греха через Исповедь и через наше покаяние.

Есть ещё источник благодати – это молитва. Потому что молящийся перед Богом человек – это уже Церковь, и соединение человека с Богом через молитву совершается Ангелами, но по благодати Божией. Поэтому каждый из нас может вспомнить в своей жизни десятки и сотни чудес, когда мы обращались к Богу, а Господь давал нам то, что мы просим, если Он знал, что это для нас благо.

И, наконец, последний источник – это добрые дела нашей христианской жизни. Однажды мы получили от Бога даром веру. Но, чтобы эта вера была живая, нужно, чтобы вера эта совершала дела, чтобы мы понуждаемы были не духами тьмы на дела злые, но нашей верой на дела христианские. Поэтому, когда мы совершаем по благословению Божию христианские дела, мы это можем совершить только по благодати Божией. Поэтому, когда наша вера понуждает нас совершать добро христианское, приходит Господь Святый Дух и помогает нам благодатью, и мы можем совершить то или иное дело во Христе. И тогда сердце наше чувствует пришедшую благодать и радость от этого.

Поэтому, если мы хотим вести жизнь духовную, мы должны обязательно читать Священное Писание, постоянно причащаться Святых Христовых Таин, должны непрестанно молиться и всё время совершать христианские добрые дела.

 

Наверх