Проповедь на День Святой Троицы. 2013 г.

Проповедь на День Святой Троицы. 2013 г.

Праздник Святой Пятидесятницы, который ныне празднует Церковь, даже более древний, чем праздник Рождества, возникший в Церкви несколькими веками позже Пятидесятницы. Праздник Святой Троицы связан с Ветхим Заветом, где он также именовался Пятидесятницей, потому что на пятидесятый день после Пасхи народ Израилев собрался на горе Синай, у подножия, соорудил там себе шалаши (кущи), в которых и ожидал пришествия пророка Моисея. Пророк явился со скрижалями, на которых были написаны заповеди Божии.

И вот, Господь также даровал Новый Завет, который положил начало новой эре, тогда как Ветхий Завет только подготавливал человечество в лице одного народа, чтобы воспринять Слово Божие. И народ этот создан Самим Богом с одной единственной целью и по одному и тому же признаку. Был человек Авраам, который сохранил ещё Адамову веру в то, что Бог Един. Ведь с тех пор, как Адам был изгнан из Рая за своё непослушание, и его потомки составили много разных народов, постепенно все эти народы отошли от памяти о том, что весь мир создал Единый Бог. И люди стали поклоняться разным Богам, которых создавало их воображение. А когда тёмная бесовская сила увидела, что люди покланяются разным Богам, то бесы стали населять идолов. И так было устроено, что поклоняясь богам, которые созданы воображением, люди стали покланяться бесам. Это трудно представить, но кое-где целые народы покланяются бесам, например, в Индии или на Тибете. Очень многие, например, Гитлер, отправлял на Тибет разные делегации, экскурсии, исследовательские экспедиции, потому что их интересовало всё таинственное. А таинственность очень проста: это рассадник всякой бесовщины, а Шамбала – так просто вход в ад. То есть, если кому угодно, пожалуйста, входите, но чтоб в ад попасть, так далеко ходить даже не обязательно. Но Гитлер это, собственно, и исповедовал. Его религия была, понятно, не христианская, а антихристианская, потому что основывалась на якобы знаниях, но оккультизм – это то, чем бесы морочат голову бедным людям. И на границе XIX-XX веков развелось таких как раз немало, и люди из России этому делу весьма способствовали: вызывали бесов, спиритизмом занимались. Даже Дмитрий Иванович Менделеев был к этому весьма пристрастен, так как оказался весьма далёк от Церкви Божией. Не будем сейчас об этом говорить… Но любое взаимодействие с нечистой силой в пределе обычно приводит к человеческим жертвоприношениям, потому что бесам самое приятное наслаждение – это когда либо человек заканчивает жизнь самоубийством (потому что для таких людей покаяния уже нет), либо когда одни убивают других. А самое сладкое – когда родители убивают детей, как со святой мученицей Варварой произошло, или как в нашей стране, которая держит пока непобитый рекорд по количеству убиваемых матерями своих детей. Вместо того чтобы их рожать, у нас ежегодно их миллионами убивают с благословения их родных папочек. Вот это самое что ни на есть сладкое для сатаны действие, поэтому, собственно, ничем тут мы не отличаемся от тех народов, которые были дьяволопоклонниками в разных формах. Поклонение Перуну, Даждь-богу – это ещё цветочки, а ягодки – это уже наш XX, ХХI век. А бесовщина как раз и приводит к таким вещам, это просто прямое следствие. Некоторые говорят: ну, за что ж так с народом, сначала революция, потом гражданская война, потом фашистское нашествие, потом Хрущёв вообще добил деревню, крестьянство… Как «за что»? Вот, посмотри – это всё прямое следствие безбожия и поклонения дьяволу в тех или иных формах.

Мы невольно принадлежим христианской Церкви, мы этого не заслужили, но наши предки принадлежали христианству и христианской культуре, в силу чего нам неприятна правда, заключающаяся в том, что народ является дьяволопоклонником. А всю эту мерзость пытаются всё-таки как-то камуфлировать иногда даже под какие-то такие христианские вещи. Один из ярких примеров этому – «Моральный кодекс строителя коммунизма». Но от этого «Морального кодекса…» суть коммунизма абсолютно не меняется. Суть, к сожалению, остаётся сатанинской, как бы это неприятно ни звучало. И вот, Авраам оставался уже единственным человеком на земле, который верил так же, как верил Адам – в Единого Истинного Бога. Господь его проверял несколько раз, и Авраам устоял в непоколебимой вере в Творца, и Господь ему обещал, что из него произойдёт многочисленный народ, и обещал дать этому народу землю в благодатном краю. Вот эта обещанная, или, по-славянски, обетованная, земля была в лице Авраама заповедана, обетована его потомкам. А Аврааму-то было сто лет, а детей-то у него не было. Но Авраам не усомнился. И Господь дал ему сына, и потом от сына – внуков, а от них – двенадцать колен Израилевых, ставших основой этого народа, отличавшегося от всех только одним: они помнили, что они дети Авраама, а Авраам верил в Единого Истинного Бога. А также в то, что нужно уклоняться от тьмы язычества, которая есть сатанизм. Вот этот народ жил обетованием, что из него явится Спаситель мира. Но люди весьма огрубели, и они думали, что спасение будет в каком-то материальном плане: будет еда, будет политическая свобода, будет разрешение на свободную торговлю, и так далее, и так далее. Будем жить, будем возвышаться, радоваться, и достигнем благополучия. А Господь имел в виду совсем другое Царство, которое не от мира сего. Потому что более или менее благополучно человек может жить просто благодаря своему труду и исполнению заповеди Божией, которая говорит «в поте лица будешь есть свой хлеб» (Быт. 3, 19). Если человек согласен в жизни потрудиться, попотеть, он обязательно достигнет полного благополучия, если не будет свою жизнь растрачивать на всякие пороки. А Господь предложил Царство не от мира сего. Это народ разочаровало. Разочарование всегда наступает после очарования. В Ветхом Завете содержались величайшие богооткровенные истины, например, из Ветхого Завета мы узнаём, что нужно любить Бога и ближнего, и в этой заповеди есть весь Закон и все Пророки. А это не что иное, как то, что заповедует Христос: «Да любите друг друга» (Ин.13, 34). То есть Новый Завет не отрекался от Ветхого, потому что Создатель двух Заветов – один и тот же Отец Небесный. Просто предписания Ветхого Завета регламентировали жизнь, но с целью сохранения народа, а не потому, что в них было что-то иное. И Христос говорил: «Я пришел не нарушить закон, но исполнить» (Мф. 5, 17), то есть дополнить до верха ещё содержанием благодатным. И когда Христос вышел на проповедь, главным Его делом было создание Церкви. Он собрал мужей, Сам их наименовал апостолами, посланниками в этот мир. Потому что такими посланником по первому замыслу Божию должен был быть весь народ Израилев. Но этого не случилось, как не случилось и в Адаме. Ведь Господь создал Адама как бога для тварного мира, как высшее существо. Он должен был стать соработником Богу, чтоб нашу землю превратить в райский сад, распространяя вот эту небольшую часть, где он был создан (в Междуречье) вообще на весь мир. Он должен был выполнить заповедь Божию о том, чтобы плодиться и размножаться и наполнять землю. А ещё для того, чтобы человеческий ум, сердце, все таланты, данные от Бога, преображали бы этот мир. Но человек согрешил, всего этого лишился, и вместо того, чтобы служить Богу, повторюсь, стал служить бесам. И служит до сих пор. Не так давно бывшая христианской Европа откровенно встала на путь сатанизма, которого у нас тоже полно, но хотя бы его никто не считает за благо, а те, кто делают вещи сатанинские, стараются это никак не афишировать. Там же, наоборот, это декларируется и навязывается как нечто благое и очень даже прогрессивное и так далее, и так далее. А это же просто погибель. Вместо заповеданного – «плодитесь и размножайтесь», нечто новое, сатанинское полностью – «самоуничтожайтесь и убивайтесь». И причём это творится именно в христианских народах.

Некоторые удивляются: вот, пошли к какой-то бабке младенцу грыжу заговаривать, а у неё первый вопрос: «Ребёнок крещённый?» – «Нет», – «Тогда пойдите, крестите, потом приходите». Почему? Ну, потому что ей сладко, что сатанинские манипуляции она будет совершать над христианским младенцем. А что потом ребёнок не сможет в храм войти – это как раз то, что ей надо. Грыжа-то пройдёт, но лучше от рака умереть, чем к бабке идти грыжу заговаривать. Но глупые мамочки находятся под влиянием старших, но ещё более глупых бабушек, которые их на это толкают. Почему? Для них душа младенца-то не важна. Что для них важно? Чтоб младенец кушал. А ещё что? Чтоб не плакал. Да вколи ему димедрола две ампулы, и будет спать. Как вот цыганки делают и в метро стоят. Понаблюдай часа четыре: ребёнок спит. А что такое? Да потому, что ему вкололи димедрол, а может, что и пошибче. И всё, и будешь деньги ходить собирать, будут давать. Думаешь, на младенца собирает, бедная мама? Да ничего она не бедная. Сделай анализ генетический: это вообще не её ребёнок. Своего она стала бы колоть? Да нет, никогда. И так далее. Сатанизм в действии. Чьими руками? Самих людей.

И вот, Господь создал Церковь из апостолов, и три года водил за собой, они были Его учениками, слушали каждое слово, прониклись этим словом, и колебались, и сомневались, один даже – бедный Иуда – отпал, потому что любовь к деньгам превысила в нём любовь к своему Божественному Учителю. Они веровали в Его Божество. Из всего Израиля только они уверовали, что Он сошёл с Небес, и что Он – именно Тот Помазанник, Мессия, Которого ждал полторы тысячи лет народ Израиля, что это Он. «Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев» (Ин. 1, 49). И вот, когда они приготовились, Господь так приурочил, чтобы именно на день Пятидесятницы так же они собрались в этой Сионской горнице, чтобы на них сошёл в виде огненных языков Господь Святый Дух. И это есть день рождения Церкви. Святый Дух их и научил говорить на других языках, потому что в день Пятидесятницы, как и в день Пасхи, великое множество израильтян приходило из разных стран, потому что народ торговый. Храм был единственный, не как у нас сейчас – в каждом квартале храм, пожалуйста, приходи, хочешь на раннюю, хочешь на позднюю. А храм был единственный, и нужно было нередко преодолевать тысячи километров, для того чтобы прийти в храм, помолиться Богу, принести Богу жертву умилостивления за грехи, побыть в Иерусалиме, подумать о своих грехах, и после этого возвращаться уже туда, куда забросила жизнь.

И вот, апостолы явились теми первыми людьми, тем первым семенем или, можно сказать, фундаментом вот этого здания, которое есть Церковь Божия. Эту Церковь Господь строит уже две тысячи лет из людей, которые есть живые камни этого строительства. Камни, конечно, разные. Есть камни прочные, хорошие, красивые, обработанные, есть рыхлые, маленькие, которые больше напоминают рыхлую щебёнку, но Господь и для неё находит место в Церкви, никого не выгоняет, но всех влечёт Cебе, лишь бы была вера. Вера во что? А в то, что Сын Божий, Господь Иисус Христос есть Истинный Мессия, Посланник Отца Небесного, Вторая Ипостась Святой Троицы. Он и послал нам от Отца Духа Святаго, Которым всё совершается в Церкви.

Наливаешь из водопровода воды, понюхал – она ещё хлорочкой пахнет. Служим молебен, освящаем – это уже вода святая. Понюхал – так же пахнет хлорочкой – химические её свойства никак не меняются. Это только бесноватые люди в бреду начинают рассуждать про катионы серебра, ещё чего-то. Серебра… Особенно полно серебра, когда воду в реках освящают. Пока ты эту освящаешь, она уже уплыла. А уже черпаешь-то совсем другую воду, которая от истока приплыла сюда. Но почему-то она тоже святая. Вот что интересно! Ну, как говорится, публика – дура. Поэтому народу голову морочить очень легко. И вот каждый следующий год это подтверждает. Особенно последняя религия, про которую я уже рассказывал, меня так поразило: очень симпатичная религия про бога Кузю. У одного абсолютно сумасшедшего человека (наверное, инвалид – на вторую нерабочую группу тянет) умер попугайчик, он его похоронил. Попугайчика звали Кузя. Он объявил его богом, стал ему поклоняться. Уже десятки последователей. И уже десятину он с них собирает. Сделал бизнес неплохой такой. Ну, на одну семью – уж таких дураков не так много. Но всё-таки достаточно, чтобы безбедно прожить: и на машину, и на бензин, и на дом – на всё хватает. Бог Кузя – прошу любить и жаловать. И люди фанатично начинают веровать. Что у них там в головах? Это трудно вообще понять. Но вот такой факт есть. Чистая бесовщина, ничем не замутнённая. Потому что человек, к сожалению, в силу своей жизни склонен к этому. Это по всему видно: скажешь правду – не верит, наврёшь с три короба – будут слушать. И так во всём.

Скажешь человеку: «Поезжай по такому-то шоссе, на одна тысяча четыреста пятьсот тридцать втором километре будет налево изба, плюнь на каждый угол, потом избу спали – и выздоровеешь». Человек пойдёт, будет делать. Если скажешь: «Вот тебе Евангелие, почитай». Он это ни за что. Он одну страницу прочтёт, говорит: «Ничего не понимаю». Открываем: «Вышел сеятель сеять» (Мф. 13, 3). Расскажи теперь, что ты не понимаешь? Вот вышел сеятель, взял семя, стал сеять – чего не понятно? На всякую глупость человеческий, к сожалению, падший, ум – как муха на варенье. А вот доброе, к сожалению, падает при дороге, или на каменистую почву, или в терние – и всё. Птицы клюют, люди затаптывают – ничего не произрастает.

И вот цель христианской жизни – как учил один из последних наших церковных учителей, величайших из святых, преподобный Серафим Саровский – стяжание Святаго Духа. Каждый человек, родившийся на земле, к этому призван. Призван Самим Богом. Потому что как достичь Небесной Жизни? Как достичь Царства Небесного? Царство Небесное, как говорит Христос, оно «внутрь вас есть» (Лк. 17, 21). То есть сердце человека должно стать обиталищем Святаго Духа. Какие есть источники Святаго Духа? Священное Писание, молитва, добрые дела и Таинства Церкви (если человек исповедуется, причащается). Но для начала нужно войти в Церковь. Вход в Церковь осуществляется через Крещение. Каждый человек, крестившийся и взявшийся за труд преображения своей жизни, каясь в своих грехах, причащаясь Святых Христовых Тайн, обожается. Его дела из злых становятся добрыми.

Девочка маленькая приходит и вполне осознанно говорит: «Я не слушаюсь». Ей девять лет, она понимает, что надо слушаться. А почему она не слушается? Она ещё пока не может: злая воля в ней сильнее, чем воля добрая, а разум уже говорит, что надо слушаться. И вот если эта маленькая девочка преодолеет вот эту злую волю непослушания, а понудит себя к этой христианской добродетели, которая есть послушание, – она вырастет христианкой. А если злая воля восторжествует, она будет ведьмой бесовской, как большинство существ одного с ней пола, которые населяют землю и от которых нужно ограждать детей, потому, что хорошо они умеют только этих детей убивать, и совет дадут: как, чего, вот этому всему научить. Что соврать: «Ты это батюшке не говори, это нельзя». Я знаю одну такую женщину, которая учила детей, что батюшке говорить, а что – нет. А чего батюшке-то больше всех надо, что ли? Или ты думаешь, Бог не слышит и не видит, чего ты делаешь? Это уже сумасшествие полное. На приём к врачу собирается : «Ты только не говори, что у тебя болит. Ни в коем случае. Скажи, что у тебя всё хорошо». Но если врач толковый – он к психиатру отправит. Потому что странно: пришёл к врачу. «А что у вас?» – «А у меня ничего», – «Так ты же не в армию идёшь. Ты же пришёл лечиться», – «Ну да». Вот, научили. И как тогда вылечить, если ничего не болит? Интересно. Когда болит – и то трудно лечить, обследования нужно проходить, чтобы понять, что с ним, что в головке, что в кишечнике…

Так вот, цель нашей жизни – стяжание Святаго Духа. Потому что преодолеть даже такой пустяк, как непослушание, можно только благодатью Святаго Духа, которая в этот день Пятидесятницы, вот тогда, в ноль тридцать третьем году, сошла на апостолов. Это та же самая благодать. И только она может преобразить человека, изменить его. Она и возрастает в человеке со времени крещения, если он продолжает духовную жизнь, которая заключается в том, что человек идёт по ступенькам покаяния. Он всё время стремится не к деньгам, не к славе, не к непыльной работе, а к тому, чтобы исполнить волю Божию, которая заключается в словах: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 4, 17).

И вот это шествие – только оно одно и является духовной жизнью. А наладить, чтобы в среду и в пятницу творожка не есть с сырком – это дело очень простое, и, к сожалению, ни на миллиграмм не приближает человека к Царствию Божию. Вырабатывать некоторые навыки очень полезно: волю, дисциплину, внимание – но не больше. Внимание можно потом использовать для того, чтобы сплетни слушать. Волю – для того, чтобы добиться и всё-таки вырыть подкоп в банк, чтобы ограбить его, забрать оттуда деньги и драгоценности. Тоже воля очень нужна: роют иногда по полгода. С сильной волей мужики. А цель? А цель – тюрьма. Копали-копали, а теперь в тюрьме сидим – вот умники-то. То есть все эти навыки могут пойти не на то.

Вот у фарисеев эти навыки привели к тому, что они мало того, чтоб кричать «распни Его», они ещё и народ безмозглый научили так же кричать. А любой народ в массе своей, он совершенно безмозглый. Потому что о чём-то рассуждать, о чём-то думать, анализировать – хотя всегда есть в любом народе такие люди – основная масса не способна: живут в мифах, живут в слухах и живут в том, кто чего сказал, а ему понравилось. Вот на этом строит, говорит: «Я считаю». Да ничего ты не считаешь, болван. У тебя на это и образования нет, чтобы считать. Что ты можешь считать? Молчи – за умного сойдёшь. Ведь чтобы что-то считать – нужно быть специалистом, нужно предмет знать наизусть. Что ты можешь рассуждать? А у нас чего: о медицине рассуждают, о философии рассуждают, о политике рассуждают. Ну, даже смешно – о богословии рассуждают! Какие-то две тётки сидят и рассуждают о богословии. Умрёшь со смеху. «А мне,– говорит, – одна монахиня сказала». Дальше двоеточие, кавычки открываются, потом идёт какой-то бред, кавычки не закрываются, потому что конца в этой фразе нет. А человек из этого строит свою жизнь. Понимаете? На основании бреда. Ну, разве это не бесовщина? Чистой воды. А Дух Святый наставляет людей на всякую истину и правду. Он делает человека прозорливым, Он делает человека опытным, Он делает человека видящим то, что не видно другим. Даже порой, в отдельных случаях, видят то, что будет. Иногда на 100-200 лет вперёд. И это не от него, это – от Бога. Через таких людей Господь, бывает, возвещает людям волю Божию об их будущем. Такое тоже замечено.

И вот поэтому цель этого праздника – нам ещё и ещё раз напомнить, в чём смысл и цель нашей христианской жизни, вот к чему мы должны стремиться. Не к тому, чтобы прозревать будущее – оно, собственно, и так известно. Всех нас ждёт (хотите пророчеств?) болезнь и смерть. Я чего-нибудь сказал новенькое? А всё остальное, вообще-то, неважно. А вот это важно: как ты будешь болеть, и ещё важнее – как ты будешь умирать. Вот это задачка очень серьёзная и христианская. Вот в церкви ты крестился, ты слушал, ты читал Священное Писание, ты пел со всеми «Царю Небесный...». Вот давай, чему тебя научили? Ну-ка. Чего это ты в таком отчаянии? Ты чего-то новое узнал? Нет. Вот пришёл твой час. Вот давай, голубчик, показывай, чему ты за жизнь научился. Вот это важная задача, наиважнейшая, ибо конец – делу венец. Как говорят, начинают и заканчивают работу по гениальности, а в середине – тупая работа. Это о живописи. Но это, вообще, ко всему относится. Так же и в этом художестве, которое есть духовная жизнь. Надо стараться, несмотря на то что нас обуревают и сомнения какие-то, и соблазны, нужно потрудиться и стремиться себя постоянно на духовную жизнь настраивать и себя к ней возвращать.

Наверх