Проповедь на 2-й день Рождества Христова, - в девичьем Вознесенском монастыре

Проповедь на 2-й день Рождества Христова, - в девичьем Вознесенском монастыре

Из всех речений, какими живописуется Рождество Христово и наше отношение к Рождшемуся – ближе всего к вам, сестры, идут следующие слова: Христос с небес – срящите. Христос сходит с небес, выходите в сретение! – Говорю так, приноровляясь к притче о десяти девах: ибо и там в полунощи глас бысть: Се жених грядет, исходите во сретение его (Мф.25:6). Разница в том, что там приходит Судия, а здесь Спаситель. Там какими застал Он дев, так и решил их навсегда, – мудрые остались мудрыми, а юродивые – юродивыми, не имея возможности поправить своей участи. А здесь не то; но пусть юродивыми окажутся какие в час сретения, – есть еще время сделаться им мудрыми, равно как и мудрые не лишены опасности попасть в число юродивых. – Тем с большей осмотрительностью надлежит нам узнать и привести в исполнение, – как достойно сретить рождшегося Господа, нас ради человек и нашего ради спасения сшедшего с небес.

Когда в какой стране проходит весть, что царь идет, – все жители той страны приходят в движение и заботливо начинают готовиться – принять царя достойно царя: – исправляют улицы, украшают дома, выставляют на вид все, что имеют лучшего, чтоб и царю и всем другим показать, что они находятся не в обыкновенных обстоятельствах. Тоже и у нас. Издали начали мы готовиться к празднику: – келлии поочищены, работы прибраны к стороне, одежды новые пошиты и к столу нечто лишнее заготовлено, так что и свои и сторонние видят, что у нас праздник. – Так для видимости все сделано; но удовольствуется ли этим рождшийся Господь?! – Для нас такая видимость, может быть, и не излишня, – но для Господа не она нужна. Смотрите – как Он родился! в вертепе Младенец повит, лежащь в яслех. Вся слава внутрь. Внутреннее благонастроение духа будет и достойным сретением Его, сходящего с небес. – Посмотрите на икону Рождества Христова! Матерь Божия и Иосиф праведный на коленях; между ними предвечный Младенец; окрест пастыри или волхвы. Очи всех устремлены на Него, – в Нем исчезают все и на Нем упокоеваются. Так устройтесь внутренно и вы... Сретьте Господа вместе с пастырями – желанием спасения, вместе с Иосифом и Богоматерью – благоговейным успокоением в Нем, – вместе с волхвами – охотным шествием вслед Его, – вместе с ангелами – благодарным славословием Ему. Так – Приходит Спаситель и приносит спасение. Возгревайте же желание спасения. – Вы в обитель вступили по сему именно желанию; но длительность времени, начатки успехов, а может, быть и другие дела могли ослабить или совсем погасить его. Позаботьтесь ныне сильнее возгнести сей огнь в себе. Восставьте мысль о тесноте нашей отовсюду: от дел наших греховных, от страстей и привязанностей, от врага нашего исконного; – приложите к ней другую мысль, что кроме рождшегося Христа Господа нет иного имени под небесем, о нем же можно бы нам спастися. И устремится дух ваш к Господу, как елень на источники. Это и будет значить, что вы выйдете во сретение Господу и сретите Его желательно, как жаждущая земля сретает дождь.

Приходит Спаситель, – и приносит спасение. Примите же всем сердцем сие принесенное Им на землю устроение спасения – во всей его полноте и подробностях, ни от чего не отказываясь и ни к чему не прилагая кривых толкований. Вы уже и вступили в дело самого строгого исполнения всего нужного ко спасению. Не ослабевайте. – Волхвы, несмотря на неопределенность небесного указания, тотчас поднялись и пошли искать указанного и нашли... Не обманет и вас надежда, несмотря на то, что не видите может быть очевидных успехов вашего искания. Придет время – увидите плод – само спасение воссиявающим в сердце вашем. Только не отказывайтесь ни от каких внушений Евангельских. Это сердечное восприятие всей воли Христа Спасителя, коей определяется путь спасения, будет то же, что объятие при первой встрече желанного; как напротив отречение от сего сделает нас подобными тем, о коих написано: во своя прииде, и свои Его не прияша (Ин.1:11).

Приходит Спаситель и приносит спасение – Спаситель всемощный и всежелательный. Успокойтесь же на счет своего спасения в Нем, – и в Нем едином. Не ищите ничего другого: все у Него и все, что есть у Него, есть ваше. И ум, и сила, и радости, и красота и покой, – и все готово для вас, только приникните к Нему всем устремлением вашего духа... Как пречистая Дева Богородица слагала в сердце своем все глаголы, так сложите их в своем сердце и вы, – и веруйте, не колеблясь, что все до иоты будет так, как написано.

Приходит Спаситель и приносит спасение, готовое для вас, оказавшееся сильным в несчетном множестве спасенных, на небесах уже прославленных. Прославляйте же ныне богатство щедрот и снисхождения Божия. Славьте благодарно Господа и за то, что не бросил Он рода нашего, а устроил ему дивный образ спасения, и за то, что к нам именно приблизил сие спасение и явил нам образцы спасенных в возбуждение ко спасению нашего духа. – Ангелы велегласно прославили Бога еще только в начатках устрояемого спасения. – Какими устами надо нам прославлять Господа, видя самим делом совершившимися столько дивных дел во спасение наше!.. Пойте же непрестанно: слава в вышних Богу!..

Вот так устройте из сердца вашего ясли рождшемуся Господу, и окружите их сими священными расположениями – желанием спасения, деятельным восприятием всего устроения спасения, успокоением в Господе и благодарным славословием Ему. – Это доставит самое высокое занятие духу вашему в дни сии, освятит праздники ваши и даст вместе возможность самым точным образом исполнить то, что содержится в песни: Христос с небес, – срящите. Аминь.

Наверх