Проповеди на праздники:

Проповедь митрополита Илариона в день памяти преподобного Варлаама Хутынского и священномученика Константина Любомудрова, пресвитера Московского, в храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке

Проповедь митрополита Илариона в день памяти преподобного Варлаама Хутынского и священномученика Константина Любомудрова, пресвитера Московского, в храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Память преподобного Варлаама празднуется на этом месте в течение уже многих веков, потому что еще до того, как здесь был построен сей величественный и благолепный храм в честь Преображения Господня, еще до того, как сюда была принесена чудотворная икона Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость», на этом самом месте стоял храм во имя преподобного Варлаама Хутынского – святого, которого глубоко почитала вся православная Русь, святого, слава которого пришла из Новгородских земель в Московские земли, святого, который стал небесным покровителем этого места и этого святого храма. Наш храм неоднократно перестраивался, расширялся, и сейчас один из его приделов посвящен преподобному Варлааму. Чудотворный образ угодника Божия бережно сохраняется в нашем храме. Паломники притекают к образу, который является источником исцелений для тысяч приходящих сюда людей.

В сегодняшнем евангельском чтении мы слышали слова Господа Иисуса Христа о том, какие люди блаженны. Эти слова в Новом Завете мы встречаем дважды: в Евангелии от Матфея (см. 5. 1-12) в одном варианте и в Евангелии от Луки (см. Лк 6. 20-23) − в другом, более кратком. В Евангелии от Матфея говорится о том, что Господь взошел на гору и начал Свою проповедь, обращенную к ученикам, со слов: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Божие», а в Евангелии от Луки повествуется, что Господь встал на ровном месте и, обращаясь к народу, сказал: «Блаженны нищие духом, ибо ваше есть Царство Божие». Очевидно, что речь идет о двух разных случаях, когда Господь говорил похожие слова. Если мы представим себе Его жизнь и то, как Он ежедневно много раз проповедовал перед разными людьми, то поймем, что Господь Иисус Христос по нескольку раз в разных местах повторял одни и те же слова или одни и те же мысли. И вот один раз Он обращался к Своим ученикам и говорил о блаженстве тех, кто является нищими духом, алчущими и жаждущими правды, плачущими, миротворцами, и говорил об этих людях в третьем лице. А другой раз Он обращался к самим этим людям и говорил им, стоящим перед Ним, − нищим духом, плачущим, миротворцам − о том, что они блаженны, что они счастливы.

Наверное, эти слова вызывали удивление, потому что всегда люди были склонны думать, что блаженны, то есть счастливы, не нищие, а богатые, не плачущие, а веселящиеся, не гонимые, а те, кто пользуется почетом, не несчастные и страждущие, а те, у кого в жизни все складывается хорошо и успешно. Так думали люди в те времена, но и сейчас наши современники уверены, что счастье заключается в том, чтобы жить весело, чтобы не было проблем, не было болезней и скорбей, но все в жизни складывалось хорошо, чтобы денег было много, чтобы карьера успешно развивалась. А Господь говорит совсем о другом и даже прямо об обратном: блаженны как раз те, у которых в этой жизни всё не складывается, которых преследуют несчастья, которые вместо того, чтобы радоваться, плачут, слова которых воспринимают неадекватно, когда они проповедуют, которых не слушают, презирают и гонят, оскорбляют, лишают жизни за правду.

Наверное, у многих эти слова Христа вызывали удивление. Наверное, некоторые думали, что этот человек говорит какие-то безумные глаголы, потому что они совершенно не соответствуют представлению людей о счастье. А между тем, говоря так и обращаясь то к Своим ученикам, то к народу, Господь Иисус Христос закладывал в ума и сердца людей совершенно новую нравственность, совершенно новое восприятие окружающей действительности. И если до Христа люди думали, что благословение Божие выражается в богатстве и счастье, в успехе и в отсутствии страданий, то теперь стало очевидно, что в этом падшем мире, где царствует не только добро, но и зло, где человеческая праведность перемешана с человеческим грехом как в судьбах многих людей и народов, так и в судьбе конкретного человека, правда Божия не может торжествовать иначе, как через скорби, страдания, несчастья, через духовный подвиг, а если необходимо, то и через смерть.

Когда Господь Иисус Христос призывал Своих учеников последовать за Ним, Он не говорил: «Последуйте за Мной, и Я сделаю вас счастливыми, богатыми; вы сможете обеспечить свои семьи, вы достигнете успеха, у вас будет блестящая карьера». Господь говорил им совсем об обратном: «Последуйте за Мной, и вы должны будете оставить свои семьи, вы будет гонимы, ваше слово не будут слушать, вас будут предавать страданиям, казням и смерти». Тем не менее, они следовали за Спасителем, и не только Его ближайшие апостолы, которых Он оторвал от рыбацких сетей и от их семей и которые потом, каждый в своем месте, пострадали и умерли за дело Христово, но также тысячи, десятки и сотни тысяч других людей, которые из поколение в поколение откликались на зов Божий, следовали за Христом и исполняли Его волю − иногда ценой своей собственной жизни. Такие люди были всегда и будут всегда впредьИменно на таких людях созидается Церковь Божия, именно их мы прославляем как святых − не тех, которые достигли успехов, прославились различными земными подвигами, были богаты, а тех, которые страдали, были гонимы, умирали за Христа.

Это были и добровольные мученики − такие, как преподобный Варлаам Хутынский и многие другие преподобные, отказывавшиеся от земных радостей и наслаждений, от семейного счастья для того, чтобы в тесноте и скорби приносить Господу молитвы, умерщвлять свою плоть и восходить от силы в силу на пути духовного делания.

Это были и многочисленные священнослужители, монахи и миряне, которые, может быть, совершенно не планировали стать мучениками, но Господь призывал их через страдания войти в Свою небесную славу. Таких было очень много в 20-е, 30-е годы XX века, когда обрушились гонения на нашу Святую Церковь, когда государство поставило своей задачей уничтожить Церковь, когда правители страны были воинствующими атеистами.

Пусть никто не смущает вас легендами о том, что якобы эти правители втайне были христианами, что якобы они покаялись. Не покаялись они и умерли без покаяния как безбожники и гонители, на руках и на совести которых − кровь тысяч и миллионов неповинных людей. Имена этих людей навсегда будут связаны с позором человечества.

А вот тех людей, которые от них пострадали, которые пролили свою кровь за Христа, мы прославляем как новомучеников и исповедников. И один из них − священномученик Константин − служил в нашем святом храме, был его настоятелем. Из этого храма он был призван прямо на голгофу Бутовского полигона, где вместе с ним были расстреляны многие другие новомученики. Через мученический подвиг он взошел из этой многотрудной, многоскорбной жизни в славу Божию и сегодня является одним из наших небесных покровителей. Вместе с сонмом других новомучеников и исповедников он молится о нас, научает нас тому, что блаженство нищих духом, страждущих, плачущих, гонимых, миротворцев достижимо для человека в этой жизни — только нужна решимость следовать за Христом.

Никто из нас не знает, как сложится в дальнейшем наша судьба, судьба нашего града, судьба нашего Отечества. Но мы знаем, что в истории человечества много раз наступали времена, когда Господь звал людей на подвиг, в том числе и тех, которые, может быть, не были к этому готовы. И вот тогда перед каждым из них вставал выбор: или отречься от Христа и, может быть, за это получить какие-то материальные блага и сохранить свою земную жизнь или не отрекаться от Христа, последовать за Ним и умереть в этой земной жизни для того, чтобы наследовать жизнь вечную. Святые избирали путь следования за Христом, и сегодня они являются молитвенниками о нас и маяками в нашем плавании по волнам житейского моря.

Будем обращаться к преподобному Варлааму Хутынскому и к священномученику Константину, пресвитеру Московскому, с молитвой о том, чтобы Господь помог нам быть верными Ему, соблюдать Его заповеди, быть нищими духом, плачущими, алчущими и жаждущими правды, милостивыми, миротворцами, а если понадобится, то и пострадать и отдать свои жизни за Христа. Аминь.

Проповеди на праздники:

Наверх