Проповедь в Неделю 6-ю по Пасхе, о слепом

Проповедь в Неделю 6-ю по Пасхе, о слепом

«Я свет есмь миру», – сказал Господь перед исцелением человека, слепого от рождения. Луч этого Божественного света упал сегодня на сей священный храм во имя святого Иоанна Предтечи и создал его новою «клетью» наших молитвенных собраний, или местом, где мы ежедневно можем получать благодатное озарение Христово.

И нам надлежит не ослабевать в молитвенных возношениях к Богу. Они могут, впрочем, совершаться не только в храме, но и за стенами его. Где бы мы ни были, с нами всегда наше сердце, в котором мы можем, собрав свои мысли, затвориться, как в комнате, и в тайне беззвучно призывать Бога, хотя бы и были среди людей. Такое самоуглубление возможно на всяком месте.

Красота красот, Вечное Добро! Как не стремиться нам к соединению с Ним сердечной любовью. Частое повторение воззваний к Нему есть подкладывание в сердечную печь топлива, чтобы возгореться нам любовью к Богу и согреться. Полезно кратко, но часто тайно взывать ко Господу. Благодаря этому будем мы восходить по ступеням молитвенного совершенства.

Первая ступень молитвы – телесная, когда ум еще рассеян, отчего в голове своего рода толкучий рынок, или печь с сырыми дровами, которые дают треск и дым от пустых помыслов.

Вторая ступень – внимательная молитва. Здесь проговариваются слова к Богу без расхищения, притом чужие слова произносятся, как свои.

Третья ступень – молитва сокрушенного, благодатного и хвалебного чувства. Кто находится в чувстве к Богу, тот без слов молится, потому что Бог есть Бог сердца. Переходить на молитве от чувства к чувству – наша задача.

Вот почему молитвы надо переживать сердечно, входить в сочувствие слов и говорить из сердца. В апостольское время на молитвенных собраниях кто-либо один из предстоящих обычно выходил на середину храма и в Духе Святом с силою сердечною произносил молитвы, рождавшиеся в нем. За ним произносили или пели эти же слова остальные присутствовавшие. И все, таким образом, приходили в благодатное подобонастроение.

Мера очищения сердца у каждого из нас есть мера оживления нашего чувства к Богу. Когда у кого сердце станет чисто, тогда его чувство к Богу делается пламенным. Святое чувство к Богу оживает и в начинающих духовно очищаться; только это бывает у них лишь, как искра: то разгорится, то замрет и, оживая, как семя, бывает неодинаковой силы. Но в какой бы мере оно ни оживало – восходит к Господу. Слова же, собственно, поддерживают и углубляют чувства и разгоняют сторонние мысли. Они прикрепляют ум к памяти о Боге, к чувствам благоговения, упования, благодарения и преданности в волю Божию.

Памятование о Боге без чувства – сухая пища. Надобно хранить не просто память о Боге, но и благоговение, имея без образа одно лишь суждение в том, что Бог смотрит на нашу душу, сердце и все там видит.

Всякий раз начинать молиться надо так, как будто прежде мы никогда не молились как должно, а только в первый раз полагаем совершить надлежащую усердную молитву, и она пойдет хорошо, будет сердечной.

Так и апостолы при всех своих делах помышляли о Боге с преданностью Ему и любовью. Если есть непрестанное чувство к Богу, то и при разговоре, каких-либо делах и чтении мы как бы непрестанно молимся. Хорошо не терять никогда убеждения в том, что Бог – в нас, Он видит и слышит нас. От такого памятования мы согреваемся подобно тому, как находящегося в теплой комнате охватывает и проникает теплота.

Итак, во всякое дело можно влагать сердце богобоязненное. Для этого осеним его помышлением о Боге через краткую молитву. Со страхом и трепетом станем часто произносить: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя». Непрестанное призывание всесвятого имени Христова – то же, что понуждение себя в Господе и с Господом жить и трудиться. В присутствии Его все противное отгонится и не будет у нас недостатка ни в чем добром.

Об этом Спаситель сказал: «Кто будет во Мне, и Я в нем, тот сотворит плод мног».

Пусть же молитва Иисусова прильнет к нашему дыханию, соберет наши мысли в единство и научит нас ходить в спасительном присутствии Божием. Аминь.

Наверх