Проповеди на праздники:


Проповедь диакона Филиппа. Крещение самарян

Филипп, один из Семи, благовествовал в Самарии (Деян.8:5–25) и крестил эфиопского евнуха (Деян.8:26–40). В лице самарян и евнуха в Церковь вошли первые неиудеи. Между самарянами и иудеями существовал вековой религиозный антагонизм (ср. Ин.4:9, в Лк.17:18 самарянин определяется как «иноплеменник»: ἀλλογενής). В наставлениях Двенадцати, как они сохранены в Мф., Господь повелевает ученикам: «на путь к язычникам не ходите, и в город Самарянский не входите» (Мф.10:5). Благовестие самарянам и принятие их в Церковь открывает новую эпоху в истории первохристианства, имеющую прецедент только в обращении жителей Сихара в начале земного служения Христова (Ин.4:4–48). Петр и Иоанн, нарочито посланные Двенадцатью из Иерусалима, преподали крещённым благодатный дар Святого Духа (Деян.8:14–25). Эфиопский евнух был, несомненно, прозелит, но в лице его был принят в Церковь не только иноплеменник, но и скопец, каковым по закону был закрыт доступ в общество Господне (Втор.23:1). Интересно и то, что Симон Волхв, с которым в Самарии столкнулись сначала Филипп, а затем Петр и Иоанн и о котором до нас дошли сведения и в других памятниках древнехристианской письменности, является первым представителем религиозного синкретизма, пути которого встретились с путями исторического христианства. Свидетельства древних христианских писателей позволяют видеть в нём древнейшего христианского гностика.


Проповеди на праздники:

Наверх