Происхождение (изнесение) честных древ животворящего креста Господня. 1962 г.

Происхождение (изнесение) честных древ животворящего креста Господня. 1962 г.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! 

«Крест — хранитель всея вселенныя, крест — красота Церкви, крест — верных утверждение, крест — ангелов слава и демонов язва».

Дорогие во Христе братия и сестры, сегодня Церковь прославляет силу животворящего креста Господня, а вместе с этим вспоминает и честные страдания, которые Господь претерпел на кресте. Ближайшим поводом к празднуемому ныне событию послужили чудесные знамения, явленные жителям Константинополя от древа животворящего креста Господня. В древние времена в столице Греческого государства Константинополе разразилась сильная моровая язва, уносившая много человеческих жертв. По просьбе жителей города древо животворящего креста Господня носили по улицам города в течение пятнадцати дней с молитвами и окроплением города святой водой, и по прошествии этого времени губительная болезнь прекратилась, и жители города принесли глубочайшее благодарение Господу Иисусу Христу.

Впоследствии к этому знаменательному событию присоединились другие чудесные события, совершившиеся 1 августа, а именно: православный греческий император Мануил с преднесением икон Спасителя и Божией Матери одержал победу над сарацинами, а православный русский князь Андрей Боголюбский в тот же день с преднесением икон Спасителя и Божией Матери одержал победу над волжскими болгарами. Победа была совершена сверхъестественной силой, свидетельством чему служило небесное сияние, исходившее от икон и озарявшее находившихся там людей. В память этого величайшего события Православные Греческая и Русская Церкви установили присоединить к празднику Изнесения креста еще празднование Всемилостивому Спасу и Пречистой Богоматери, воспоминая небесные милости, дарованные обеим православным странам.

Вспоминая и прославляя силу животворящего креста Господня, Церковь вместе с тем вспоминает и страдания Христовы, понесенные Им на кресте. В Евангелии, положенном на сегодняшний день, излагается повествование о последних часах и минутах земной жизни Сына Божия. Он, безгрешный, святейший из святых, приявши зрак раба (Флп. 2, 7), унижаемый, оскорбляемый шумевшею вокруг Него толпою яростных врагов, шествует на суд к Пилату, язычнику, грешнику. Книжники, старейшины и весь народ с непонятною ненавистью требуют от правителя смерти для бессмертного, смерти позорной. «Распни, распни Его!» (Лк. 23, 21) — кричали они. Пилат, язычник, не знавший богооткровенного учения, движимый чувством справедливости, колеблется, хочет спасти Его, говоря иудеям: «Поймите Его вы и распните, аз бо не обретаю в Нем вины» (Ин. 19, 6). Но угрозы обвинить его пред кесарем заставляют его предать Господа в руки врагов Его. И после множества новых унижений, оскорблений невинный Страдалец, оправданный на Пилатовом суде, восходит на Голгофу, здесь пригвождается ко кресту и испускает дух Свой, вися посреди двух разбойников на древе. Какое унижение, какую ужасную смерть претерпел Господь в это время! И, спрашивается, зачем такая ужасная потребовалась жертва?

«Той язвен бысть за грехи наша и мучен бысть за беззакония наша, ранами Его мы исцелехом», — говорит святой пророк Исаия (Ис. 53, 5). Весь род человеческий пребывал во грехе. Ко времени пришествия Спасителя люди забыли Бога, забыли Его божественный закон и пророков даже те иудеи, которым было вверено хранение богооткровенного учения. Все согрешили, все преступили заповеди Божии, и потому все прогневали Бога и заслуживали вечного проклятия и смерти. Бог всеблаг и всемилостив, но Он и бесконечно праведен. Правда божественная возмущена была людскою неправдою, людскими грехами. Нужно было удовлетворить эту святую правду. Из людей, зараженных грехом, никто не мог подъять на себя подвиг искупления человеческого рода, потому что грехи были чрезвычайно велики. По тяжести грехов и жертва должна быть величайшей. И вот этою-то высочайшею и святейшею жертвою соделался Сын Божий. Тако бо возлюби Бог мир, яко и Сына Своего Единородного дал есть, да всяк веруяй вонь, не погибнет, но имать живот вечный (Ин. 3, 16). Крестною смертью Спасителя мы искуплены от греха, проклятия и смерти. На кресте пролита кровь неповинного, чтобы виновные могли избегнуть заслуженного ими гнева Божия: язвою Его мы исцелехом. Итак, Христос умре грех наших ради (1 Кор. 13, 3). Какая благость и какое неизреченное милосердие Божие к нам, грешным!

Вознесшийся на кресте и пролиявший Свою пречистую кровь стал вечным ходатаем за нас пред Богом Отцом. Его изъязвленные длани с любовью обнимают весь род человеческий и приводят всех желающих к Отцу. То, что отделяло Творца от твари, Бога от человека, Отца Небесного от непокорных Ему сынов человеческих, голгофскою жертвою было уничтожено. Жало смерти притуплено, врата адовы сокрушены, сила диавола разрушена, верным людям дарована свобода и отверсты врата райские, так что крест — орудие позорной смерти — стал теперь для всех верующих драгоценною и высочайшею святынею и несокрушимым орудием в борьбе с врагами нашего спасения.

Воздвигнутый на Голгофе крест ярко сияет над всею вселенною, согревая своими лучами захолодевшие от грехов и скорбей наши бессмертные души. Приидите все к этому кресту, воззрите на него, и обрящете истинный покой. Подобно тому как Моисей древле воздвигал медного змия в пустыне и всякий, кто взирал на него, получал исцеление от угрызения змеиного и жизнь, так и крест Христов, воздвигнутый на Голгофе, дарует исцеление и покой всем уязвляемым грехами душам нашим: ...якоже Моисей вознесе змию в пустыни, тако подобает вознестися Сыну Человеческому, да всяк веруяй вонь не погибнет, но имать живот вечный (Ин. 3, 14). Такова неизреченная милость Божия к нам, грешным, что невольно при одной только мысли о всем содеянном для нас божественною любовью неиспорченное сердце человеческое должно преисполниться величайшею благодарностью ко Творцу.

Чествуя ныне святой крест, будем при этом помнить, что наше преклонение пред крестом Господним должно быть не только в одних внешних действиях и в словах, но и в глубине нашей души, нашего духа. Прежде всего мы должны чувствовать, что Распятый на кресте есть Богочеловек, Творец всей вселенной, и чувство страха и трепета должно охватывать нашу душу, когда мы лобызаем святой крест. Вознесшийся на кресте наших ради грехов Господь желал, чтобы мы, очищенные от грехов Его кровью, жили для правды и были святы во всем житии своем, и за свое житие сподобились бы вечного блаженства в Царствии Отца Его. И поэтому, если мы будем грешить, то подвергнемся страшному наказанию не только за грехи свои, но и за кровь Сына Божия, которую мы попираем, и за благодать, которою мы освящены в таинстве крещения и которою пренебрегли. Своими грехами не распинаем ли мы вторично Господа? Будем всемерно блюсти себя от грехов и пороков и сохранять всегда верность Господу, памятуя, что твердая вера низводит на нас благоволение и милость Божию.

Образцом стойкого исповедания веры Божией Церковь для нас представляет сегодня светлую память святых мучеников Маккавеев, которые жили еще за двести лет до Рождества Христова. Они жили в тяжелое для иудейского народа время, когда нечестивый сирийский царь Антиох Епифан воздвиг страшное гонение против ветхозаветной иудейской веры. Ограбив Иерусалим и избив многие тысячи иудеев, он воздвиг злое гонение на их веру, желая искоренить ее до конца. С этой целью он повелел иудеям под угрозою смертной казни прекратить всесожжения и жертвы и возлияния во святилище, отменить субботы и праздники, устроить языческие жертвенники и приносить там жертвы языческие, отменить обрезание и вообще переменить все прежние религиозные убеждения, законы, нравы и отеческие обычаи. Тяжелое тогда было время для иудеев. Изменить вере и обычаям отцов значило изменить своей народности, изменить своей вере значило потерять народность. Но верные своему закону и предкам иудеи пренебрегли угрозами нечестивого царя и предпочли принять смерть, нежели изменить своей вере. В это время для утешения иудейского народа Господь воздвиг многих твердых исповедников веры, которые, не желая отречься от отеческих законов, избраша паче умрети, неже осквернитися (1 Мак. 1, 63), и мужественно претерпели мученическую кончину. Среди них были девяностолетний старец Елеазар, семь братьев Маккавеев и мать их Соломония. Старца Елеазара мучители прельщали принести хотя притворно жертву и этим сохранить свою жизнь, но он, убеленный сединами и благочестием, отвечал: « ... недостойно моего возраста лицемерить для сохранения малого жития дней моих...» (2 Мак. 6, 24) и затем был мучителями мучим. Святые братья Маккавеи, исповедуя свою веру и надежду на будущее воскресение, также мужественно один за другим приняли мученическую кончину с надеждою, что Господь их оживит в будущей жизни. После всех них приняла мученическую смерть и мать их Соломония: ее сожгли на костре.

Дорогие братия и сестры, лобызая святой крест с истинною сыновнею любовью, с полным сознанием всей благости Божией к нам, припадем сегодня к этому знамению нашего спасения, облобызаем Спасителя, взывая к Нему:

«Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим». Аминь.

1 (14) августа 1962 г.

Источник: Архимандрит Кирилл (Павлов) - Проповеди (Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2006 год)

Наверх