Проповеди на праздники:


Продолжительность галилейского периода

Вопрос о продолжительности первого периода общественного служения Христова составляет часть общей хронологической проблемы евангельской истории. Галилейский период заканчивается исповеданием Петра у Кесарии Филипповой (Мф.16:13 и сл., Мк.8:27 и сл., Лк.9:8 и сл.), за которым следуют Преображение и путь на Страсти, неделя в Иерусалиме, смерть и Воскресение. После перелома, каковым является исповедание Петра, течение событий ускоряется и быстро приводит к развязке. По времени первый, галилейский, период покрывает собою большую часть земного служения Христова. Вопрос о продолжительности земного служения Христова получал в науке, как в древности, так и в новое время, неодинаковое решение. У Иоанна Пасха, праздник годового круга, упоминается, по крайней мере, три раза (Ин.2:23, 6:4 и 11:55). Последняя Пасха есть Пасха Страстей. Кроме того, общее указание (Ин.5:1) также нередко относится к Пасхе. Отсюда вытекают традиционные три с половиной года общественного служения Христова. Если же праздник (Ин.5:1) не допускает отождествления с Пасхой, продолжительность общественного служения Христова сокращается на год9. Так или иначе события евангельской истории у Иоанна не могут быть умещены в хронологические рамки менее двух лет. С другой стороны, синоптические Евангелия, не содержащие никаких хронологических указаний после точных координат (Лк.3:1–2), оставляют впечатление меньшей продолжительности евангельской истории. В критической науке двум и более годам Иоанна часто противополагают один год синоптиков. При этом в связи с общею оценкой Иоанна «хронологии» синоптиков обычно отдается предпочтение. Это заключение о годовой продолжительности евангельской истории в повествовании синоптиков крупные представители современной библейской науки готовы признать поспешным. Они отправляются от сопоставления следующих евангельских текстов. В (Мк.2:23) ученики Христовы, проходя с Господом засеянными полями, срывали зрелые (Мф.12:1; Лк.6:1) колосья. В (Мк.6:39), приступая к насыщению пятитысячной толпы в пустынном месте, Господь повелел ученикам рассадить присутствовавших «отделениями на зеленой траве» (ср.: Ин.6:10). Зеленая трава в горячей Палестине бывает ранней весной. Если насыщение пяти тысяч имело место после того случая, который рассказан в (Мк.2:23 и сл., ср. тождественный порядок в хронологически тщательном Лк.6:1 и сл.; Лк.9:11–17), оно должно относиться к следующей весне. Этими соображениями хронология синоптиков приводится в согласие с хронологией Иоанна, и мы можем допустить, что первый, галилейский, период служения Христова продолжался не менее полутора (а, может быть, и двух с половиной (Ин.5:1) лет.



Проповеди на праздники:

Наверх