Спасение. Проповедь в церкви св. Илии Пророка, в Обыденском пер. г. Москвы. 1952г.

Спасение. Проповедь в церкви св. Илии Пророка, в Обыденском пер. г. Москвы. 1952г.

Сколько, дорогие мои, мудрости и святости в посланиях апостола Павла! Сколько бы раз мы не читали его слова или ни внимали им, они не перестанут питать нас и согревать.

Подумайте, например, над тем, что говорит ап. Павел в послании своем к евреям, принявшим христианство. Я приведу одно место из этого послания: “Если отвергшийся закона Моисеева, при двух или трех свидетелях, без милосердия наказывается смертью, то сколь тягчайшему, думаете, наказанию повинен будет тот, кто попирает Сына Божия… и Духа благодати оскорбляет?” (Евр.10:28-29).

Св. апостол Павел напоминает нам в этих словах о том, как опасно для нас, просвещенных светом веры Христовой, наученных Господом Иисусом Христом в Его Божественном Евангелии, получающих Благодать Святого Духа, небрежение о своем вечном спасении. Спасение своей бессмертной души для бесконечной вечности — это самая главная забота, самое главное дело каждой верующей души.

Ведь мы хорошо знаем, что земная наша жизнь — это короткое мгновение по сравнению с той вечностью, какая раскроется перед каждым из нас по смерти. И за эти короткие, можно сказать, минуты, которые составляют нашу земную жизнь, мы можем и приобрести спасение вечное, радостную жизнь с Господом в веках, и можем потерять навсегда.

Св. апостол в другом своем послании говорит: “Сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление; а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную” (Гал.6:8). Это значит: то, что человек здесь сеет, то будет пожинать в жизни вечной. Если он заботится только о плоти своей, “сеет в плоть”, он наследует как бы вечное тление, не пребудет с Господом в вечной жизни. А если он сеет в дух, ведет духовную жизнь, заботится о душе, напоминая ей о долге каждого из нас, верующих христиан, соединить себя с Богом своим навеки, если так живет христианин, то от духа и пожнет жизнь вечную. Значит, каким преступлением перед Богом, перед своей бессмертной душой, перед ее вечной жизнью, какую каждому из нас дает Господь, является наше нерадение о вечном спасении, наше нерадение о том, чтобы питать душу духовной пищей, готовить ее к новой жизни за порогом жизни земной.

Некоторые, может быть, скажут: мы люди простые, мало ученые, мы мало и знаем, как надо спасать свою душу. Нельзя так оправдываться никому. Двери храма Божия открыты для всех — и простецов, и ученых: для всех, кто верует в Господа, кто ищет спасения своей души, кто хочет услышать о глаголах жизни вечной.

В храме Божием проповедуется о тех путях, какие ведут нас к вечному спасению. Здесь за нашими Божественными службами разъясняются истины нашей веры — они воспеваются нами за каждой литургией — в символе веры: “Верую во единого Бога Отца, Вседержителя…”

Здесь, в храме Божием, христиане научаются тому, какими добродетелями мы должны украшать и обогащать свою грешную и часто ленивую, непокорную душу, ибо за каждым утренним Богослужением мы слышим слова Господа Иисуса Христа: “Блаженны нищие духом, кроткие, милостивые, чистые сердцем, миротворцы…” Здесь мы получаем частое напоминание о том, что первая и наибольшая заповедь Христова — это “возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и ближнего своего, как самого себя”. Значит, никто не может ссылаться на то, что не знает, как надо веровать в Господа, чтобы спастись: как жить по вере, чтобы душа не погибла для жизни вечной.

А тем более нельзя найти оправдание тем, кто с детства хорошо знает, и как надо веровать, и как надо жить по вере, ибо сказано Господом Иисусом Христом: “Раб тот, который знал волю господина своего и не был готов и не делал по воле его, бит будет много” (Лк.12:47).

У св. апостола Павла в Послании к римлянам есть такое место, в котором апостол обличает иудея: “Вот, ты называешься иудеем и успокаиваешь себя законом… и знаешь волю Его (Бога)… Как же ты, уча другого, не учишь себя самого? Проповедуя не красть, крадешь? Говоря: “не прелюбодействуй”, прелюбодействуешь?… Преступлением закона бесчестишь Бога” (Рим.2:17-23). Разве эти обличительные слова апостола Павла, сказанные им иудею, не относятся к нам, христианам? Ведь мало знать истины веры, надо жить по этим истинам, если мы хотим, чтобы наша бессмертная душа спаслась.

Если бы спасало нас для вечной жизни знание только истин веры, то тогда можно было сказать, что спаслись бы и многие неверующие, ибо и многие из них от дней детства знают те истины веры, которые мы исповедуем и о которых мы проповедуем.

Я напомню вам одно событие из далеких времен Ветхого завета. За 1000 с лишком лет до Рождества Христова Саул, царь иудейский, вел войну с врагами иудейского народа, с народом, который назывался филистимлянами. У Саула был сын Ионафан, который горячо жаждал помочь отцу в победе над врагами, тревожившими иудейский народ и приносившими ему много горя. Он знал, что за высокой крутой скалой прячутся лучшие стрелки филистимского войска. Ионафан со своим оруженосцем, таким же сильным и молодым как он сам, начал взбираться на эту высокую и острую скалу, чтобы добраться до врага и оттуда неожиданно напасть на лучших стрелков вражеского войска. Он — говорит нам св. Библия — карабкался, цепляясь руками и ногами, чтобы достигнуть вершины этой скалы. Он ее достиг, напав на этих стрелков, истребил около двадцати человек, произвел смятение в стане врага, и победа его отца была обеспечена (1Цар.14).

Это историческое событие, о котором мы знаем со страниц Библии, не имеет ли другого, духовного смысла? Да, как и все в Ветхом завете! Подобно тому, как этот молодой воин взбирался на высокую скалу, цепляясь руками и ногами для того, чтобы обеспечить победу; подымался все выше и выше, а внизу была пропасть, и он мог упасть в нее и разбиться, — не должны ли мы, христиане, подобно ему, всеми силами своего духа подыматься к вершинам жизни духовной, жизни во Христе, к совершенству в своих добродетелях, к отсечению грехов и страстей, чтобы чище и лучше становились наши души, чтобы не поразили нас на пути к высотам духовной жизни стрелы невидимого врага нашего спасения, стрелы греха.

Внизу под нами пропасть греха, куда легко может упасть всякий, кто не будет заботиться о том, чтобы этой вершины достигнуть, и может разбиться и умереть вечной смертью.

Мы, христиане, призваны к тому, чтобы день ото дня, год от года своим сердцем подыматься ко Христу. Потому Господь Иисус Христос и заповедал нам: “Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный” (Мф.5:48). Он оставил нам закон о беспредельном совершенствовании, чтобы никто никогда не подумал о том, что уже достиг какой-то духовной высоты, что уже может спокойно доживать свой 1ек, что в нем покорены та или другая грязь и нечистота; но чтобы каждый понимал, что до конца дней он должен идти к тем высотам, о каких говорил нам Господь Иисус Христос, указав на Самого Себя, как на пример для нашего беспрестанного целожизненного подражания.

Значит, мы должны трудиться над тем, чтобы гордыню свою усмирять, чтобы грязь из сердца извлекать, чтобы душа становилась смиреннее, любвеобильнее, дружелюбнее; чтобы уста не осквернялись ложью, клеветой, злословием. Мы должны становиться лучше, украшая себя вечной духовной красотой. В этом задача жизни истинного христианина!

После каждого грешного шага и раскаяния в нем каждый из нас должен продолжать духовную работу над самим сбой, ибо свойственно нашей немощной душе опять возвращаться на старый путь — путь старых грехов, старых пороков, скатываться назад.

Если мы не трудимся над собой, не хотим делаться чище и лучше, чем же мы отличаемся от того иудея, которого обличал св. апостол Павел в своем Послании к римлянам, который говорил, что знает закон, а в то же время попирал закон и, по слову апостола, этим бесчестил Господа?!

Недостойно христианина и такое состояние его души, когда он неохотно идет к св. покаянию, когда он не дорожит великими священными минутами соединения своего с Господом у св. Чаши; когда он смотрит на это как на какую-то повинность, которую должен исполнить, может быть, в силу привычки, может быть, по просьбе своих близких, но не чувствуя потребности очистить душу и соединиться с Господом и не имея глубокой веры в то, что, соединяясь здесь с Господом, тем самым принимает в себя залог вечного пребывания с Богом.

В Ветхом завете было сказано, что подлежит проклятию всякий, не исполняющий волю Господню (Втор.11:28). Вот как строго было сказано в священной книге Ветхого завета!

Как можем и мы избежать наказания, если будем нерадивыми о спасении?! И самым тяжким наказанием для того, кто не заботится о спасении своей души, будет вечное его отчуждение от Господа, вечная ночь. А плодом нашей жизни христианской должен быть вечный день, вечная весна, вечная радость там, у Господа в Его небесных селениях.

Если еще в Ветхом завете было грозно сказано о тех, кто не исполняет воли Господа, то что сказать о времени завета Нового, после земной жизни Господа Иисуса Христа! Ведь в дни Ветхого завета не было Церкви Христовой, не было освящающей нас благодати Святого Духа, не было Божественной проповеди Господа Иисуса Христа! А нашим Спасителем основана Церковь с дарами Святого Духа, раздаваемыми людям. Им Самим оставлено на все времена Евангельское завещание, чтобы люди всегда помнили, как опасно пренебрегать своим вечным спасением, не забывали о том, что не “во плоть” должны мы сеять, а “в дух”, чтобы пожать плоды духовной жизни в Царствии Небесном.

И вот, мои дорогие, думая так об этом, поблагодарим Господа Бога за то, что Он еще оставляет нас жить на земле! Воздадим Ему хвалу за то, что Он дает нам еще дни, а может быть даст и годы в жизни земной для того, чтобы мы, напоминая своей грешной душе о вечном спасении, не один раз принесли покаяние и не один раз еще соединились с Господом у св. Чаши! Не один раз и не год мы должны приносить и “плоды, достойные покаяния”, становясь истинными учениками и детьми Господа Иисуса Христа, чтобы ни совесть наша не обличала нас, ни Господь не обличил бы нас тогда, когда мы предстанем перед Ним!

Нельзя истощать терпение Божие. Господь терпит и дает нам жизнь, чтобы все мы эти дни и эти годы употребили на спасение грешной души, призванной к вечной жизни. Спасем свои бессмертные души!

Наверх