Призыв следовать за Первосвященником с верой. Ветхозаветные примеры веры (Евр.10:19–12:29)
Догматическое учение первой части Евр. есть основание практических наставлений, составляющих его вторую часть (Евр.10:19–13:17). Она начинается с краткого призыва Евр.10:19–22, резюмирующего мысли первой части и имеющего в плане Евр. значение перехода от учения догматического к учению практическому. Но, повторяя мысль, высказанную ранее, о Крови Христовой, открывающей нам доступ во святилище (Евр.10:19), составители Послания вводят и новые мысли. Первая мысль – о доме Божьем, над которым Иисус – Великий Священник (Евр.10:21) и который можно понимать как храм (подразумевается: небесный) и как общество, собирающееся в этом храме. Вторая мысль есть уже отмеченное нами сравнение плоти Христовой с завесой (Евр.10:20). Цель призыва есть внутреннее состояние, согласное с искуплением во Христе: замечательно, что символика ст. Евр.10:22 возвращает нас, часто с буквальной точностью, к образам Евр.9:11–14.
Призыв Евр.10:19–22 продолжается в наставлениях ст. Евр.10:23 и сл. Они касаются верности исповеданию, взаимной любви, дисциплины жизни, твёрдости упования, терпения и других христианских добродетелей. Так, утешая своих читателей в страданиях, которые выпадают на их долю, составители Послания говорят о наказании, выражающем отеческую любовь (Евр.12:4–11). В Евр.13:9 слышится предостережение против лжеучений. Практические наставления продолжаются до Евр.13:17 включительно, но эти наставления три раза прерываются важными отступлениями.
Первое отступление Евр.10:26–31 может быть сопоставлено с отступлениями догматической части Евр., в особенности с отступлением Евр.2:1–4, которым прерывается введение. Составители Послания ссылаются на предостерегающие примеры ветхого домостроительства, наказание которого тяготело над нарушителями завета. Тем суровейшее наказание ожидает нарушителей Нового Завета.
Второе отступление (Евр.10:38–12:3) – подкрепляет призыв к вере ссылкой на подвижников веры в Ветхом Завете до «Начальника и Совершителя веры Иисуса» (ср. Евр.12:2) включительно. Его пример есть последний в длинном ряду. Он знаменует и цель стремления, в Ветхом Завете недостижимую. В понятии веры ударение лежит на содержании веры. Вера Евр. гл. 11 есть вера в обетования Божии. Ветхозаветные праведники являют в подвиге своей веры устремленность в будущее. Это особенно сказывается на примерах Авраама (Евр.11:8–19) и Моисея (Евр.11:23–29). Нарочитого внимания требует, в истории Авраама, жертвоприношение Исаака (Евр.11:17–19), а в последующую эпоху – подвиг веры Раав (Евр.11:31). Своей устремленностью в будущее Евр. гл. 11 возвращает нас к речи Стефана в Деян. гл. 7, которая, как уже было указано, оставила сильное влияние на его гонителя, Савла. Длинный ряд подвижников веры в Ветхом Завете приводит к христианскому человечеству. Только с ним и в нём они достигают цели (Евр.11:39–40). Эта мысль о непрерывности домостроительства Божия принадлежит к основным мыслям Евр. (ср. Евр.1:1–2 и др.): она звучит с не меньшей ясностью и в откровении евангельском (ср. Мф.13:17; Ин.4:36–38). Но для составителей Послания ясно, что тогда, когда они его пишут, эта цель ещё не достигнута и ими: они знают, что путь борьбы и страдания и ими ещё не пройден до конца (Евр.12:1–3). Не одни только подвижники веры в Ветхом Завете были устремлены своими упованиями в будущее. Устремленность в будущее есть одна из главных особенностей Евр. в целом. Мы её отметили в Евр.2:8, 4:9, 8:13 и др. Она получит своё выражение в классической формуле Евр.13:14.
Третьим отступлением второй части Евр. является предостережение Евр.12:18–29. Оно с новой силой повторяет мысли Евр.10:26–31. Грозным признаком присутствия Божия в Ветхом Завете составители Послания противополагают в Новом Завете (ср. Евр.12:24) Небесный Иерусалим, тьмы ангелов в торжествующем соборе и Церковь первенцев. Упоминание «Судии всех Бога» (Евр.12:23) сообщает предостережению эсхатологический характер, который достигает полной ясности в ст. Евр.12:26–29.