Проповеди на праздники:


Привлечение первых учеников Христа

Ученики Христовы пришли к Нему из народа. Первые последователи, как уже отмечалось, были связаны с Иоанном, и на Господа им указал Иоанн (Ин.1:35 и сл.). Вполне возможно, что повествование Иоанна и синоптическое о призвании учеников (Лк.5:1–11; Мк.1:16–20 = Мф.4:18–22) относятся к разным моментам. После первой встречи на берегах Иордана, которая во всей своей значительности раскрылась для учеников только впоследствии, они были свидетелями Его учения и чудес в Галилее, и лишь тогда «оставивши все, последовали за Ним» (Лк.5:11). Порядок Луки, который, в отличие от Матфея и Марка, сначала помещает чудеса и учение, а затем призвание, может быть, лишний раз изобличает в евангелисте заботу о хронологической точности. После исцеления бесноватого, тещи Симоновой и других, одержимых болезнями и нечистыми духами (Лк.4:31–44), чудесный улов был последним толчком, которым определилась воля учеников. Можно думать, что призвание мытаря Левия (Лк.5:27–28), который в Мк. (Мк.2:14) именуется Левием Алфеевым, а в Мф. (Мф.9:9) – Матфеем и в котором предание Церкви видит составителя первого Евангелия, было тоже подготовлено чудесами и учением. Призвание учеников было выделением учеников из народа. Оно создавало новые связи, которым Господь отдавал предпочтение перед связями кровными (Мк.3:21, 3:31–35; Лк.8:19–21; Мф.12:45–50). Кровные связи не расторгались и не исключали духовных связей. Наиболее выразительным примером является Пречистая Дева. Родившая Его по плоти, Она духовно сопровождала Его на протяжении Его земного пути и соучаствовала в Его скорбях. Но братья уверовали в Него только впоследствии (Деян.1:14; Ин.7:5). Окружающие Господа были связаны с Ним не единством происхождения по плоти, но узами духовными.


Проповеди на праздники:

Наверх