Приветственная речь, сказанная Высокопреосвященнейшему Арсению Преосвященным Андроником
Высокопреосвященнейший владыка наш Арсений!
От «младшего брата» – града Пскова волей и милостью Божией пришел ты ныне к «старшему брату» – господину Великому Новгороду. Торжественно встречаем тебя ныне мы грешные в этом древнем храме святой Софии, – в этой безмолвной свидетельнице многовековой истории великого Новгорода, а с ним и всей великой и любезной нашей России. Вместе с нами безмолвно и спокойно, но и властно встречают тебя и здесь почивающие нетленными своими мощами святые угодники Божии, споспешествуя тебе своими молениями перед Престолом Вседержителя Пантократора, с купола церковного, яко с самого неба, благословляющего тебя Своим всесильным благословением.
И мы, твои новые чада церковные, к Нему же Вседержителю простираем молебный свой глас, да примем в тебе «яко Ангела Смирнской церкви» (Откр. 2, 8–9), богатого божественною благодатию, сильною немощные врачевать и оскудевающие восполнять. Ибо времена ныне лютые, так что невольно задумывается всякий христианин над проречением Апокалиптика Христу Богу возлюбленного Иоанна Богослова: не освобожден ли по нашим грехам сатана из темницы своей и не вышел ли обольщать народы, находящиеся на четырех углах земли, и собирать их на брань со святыми (Откр. 20, 7). Но не наше дело знать времена или сроки, которые Отец Небесный положил в Своей власти (Деян. 1, 7). Посему лучше да исповедуем перед тобой, как духовным нашим врачом, то, что составляет болезнь нашего времени.
Обуревается ныне корабль церковный всякими сопротивными ветрами. А из них самый опасный, хотя и не самый резкий, это дух мира сего, дух усыпления, дух безразличия к вере от малой сознательности этой спасительной веры. Открытых, сознательных врагов веры ныне, как и всегда, мало. А вот сей дух, дух малосознательного отношения к вере от упрямого самодовольства, сей дух широко разливается ныне всюду. Это тот дух, за который в Апокалипсисе Сидящий на высоком престоле Первый Последний Сын Человеческий укоряет Ангела Лаодикийской Церкви (Откр. 3, 14–22). Он-то именно и есть причина и основание и расколов, и сект, и падения нравов, и всяческого мракобесия среди омытых прежде благодатными водами святого Крещения. Воспрянул бы среди чад Божиих дух веры, –тогда возгорится и ревность о славе имени Божьего, и горячность к чистоте жизни и нравов, и усердие к хождению перед Господом Богом. А возгорится это ярким пламенем, – тогда исчезнут, яко дым от лица ветра, и расколы, и секты, и всяческое мракобесие. Им не будет места среди чад Божиих.
И о как богата для сего наше народная нива! Нам больше, чем кому-либо, приходится наблюдать, как ключом бьет вера из народной души там, где эта душа соприкасается с Царством Божиим, со святыней Господней. Не обинуясь можно сказать, что и ныне, как прежде, жив Господь среди нас и живы в Нем души наши. Воистину побелели и поспели к жатве нивы душ человеческих (Ин. 4, 35). Посему именем Господина жатвы изводи делателей на жатву Божию (Мф. 9, 38).
Да и ныне явит силу свою благочестивый дух отцов и дедов наших! Да прославляется и в нас, как в них, дивный во Святых Своих Господь Спас! Мы же готовы внимать твоим глаголам и исполнять твою владычную волю себе на спасение.
Приими же, владыка, архиерейский жезл древних наших святителей, яко от руки их самих, и води нас на пажитях Господних благодатию Всесвятого Духа, Ему же со Отцем и Сыном слава и держава во веки веков. Аминь.